CPH:DOX — крупнейший фестиваль документального кино в Скандинавии и точно один из самых интересных в Европе — возвышается над традиционными представлениями о неигровом кино примерно так же, как и Копенгагенский музей современного искусства — над постройками времен короля Кристиана VI. Идущий в фестивальном расписании стык в стык с амстердамским IDFA (формально наиболее влиятельным документальным фестивалем в мире), он отличается от него даже тем, как выглядит каталог. Если у голландцев особым навигационным ноу-хау является расположение фильмов в алфавитном порядке (а Британия почему-то называется England), то каталог CPH:DOX — облако тэгов, в котором программы формируются по смыслу.
Постеры CPH:DOX, расклеенные по всему Копенгагену, по стилистике представляют собой нечто среднее между коллажами Энди Уорхола и советским мультфильмом «Бременские музыканты»: мужики в монашеских рясах, аборигены с бубнами, жирафы в джинсовых рубашках, котики.
Тут, наверное, стоит пояснить, что гибридное кино — один из ключевых фокусов последнего времени.
В разные годы на CPH:DOX главные призы получали «Трахальщики мусорных бачков» Хармони Корина и «Четырежды» Микеланджело Фраммартино — фильмы, которые во всем остальном мире проходили по разряду игровых. В Копенгагене неигровое кино предстает как живой, постоянно видоизменяющийся жанр, что-то заимствующий от драматического кино, что-то — от видеоарта.
Здесь очень своеобразные ретроспективы. Кураторами архивной программы (Curated By) становятся люди вроде того же Хармони Корина. Три года назад он специально для фестиваля составил список из всякой визуальной дичи, которая, по его словам, «заново определяет реальность в кино».
Здесь фильм «Бестиарий» — медитативную картину канадца Дени Коте об отношениях современных людей и животных — показывают в зоопарке. Даже странно, что никто не сделал этого раньше; Дания, видимо, единственная в мире страна, где даже в зоопарке есть кинозал.
То, что происходит сейчас со скандинавским документальным кино вообще и датским в частности, — отдельная история, но в то же время вряд ли бы она случилась без помощи CPH:DOX. Когда в 2003 году фестиваль только начинался, в Дании не было ни дистрибуции документального кино, ни хоть сколько-нибудь оформившейся локальной сцены документалистов, ни интереса к неигровому кино в целом. Теперь среди десяти самых посещаемых фильмов фестиваля — ровно половина датских. В каннском «Двухнедельнике режиссеров» побеждает «Броненосец» — история взвода датских солдат в Афганистане, лишний раз доказывающая, что реальность может быть художественнее вымысла. Компания DOX:BIO выпускает в прокат такие фильмы, как «Посол» (о коррупции африканских чиновников) на шестидесяти экранах (и это притом что Дания меньше, чем Московская область).
Самый наглядный пример влияния CPH:DOX на процесс: победитель фестиваля и, очевидно, его главное событие — картина «Акт убийства», среди продюсеров которого значатся Вернер Херцог и Эррол Моррис (режиссер Джошуа Оппенхаймер — американец, но половина съемочной группы в титрах значится как anonymous). Его история началась на CPH:DOX пять лет назад — один из датских продюсеров увидела на кампусе кусок из незавершенной работы, который врезался ей в память. Два виновника геноцида середины шестидесятых в Индонезии воссоздавали у реки свое прошлое. Один играл жертву, другой — палача. Первый тащил второго к реке, показывая, как в этом самом месте он отрубал головы коммунистам, китайцам и интеллектуалам, а после сбрасывал их тела в воду. Затем он просит звукорежиссера сфотографировать его вместе с его подельником, они поднимают в воздух знак «V». После этой невероятной истории, вскрывающей реальность там, где ее совсем не ждешь, как-то не приходит в голову размышлять, документальное это кино или нет.
«Первый тащил второго к реке, показывая, как в этом самом месте он отрубал головы коммунистам, китайцам и интеллектуалам»
И, last, but not certainly least, CPH:DOX — еще и личная история.
Сегодня это главный городской фестиваль Копенгагена. По случаю его десятилетнего юбилея городские власти на один день открыли находящийся на реконструкции парк аттракционов Тиволи. Тем не менее над фестивалем по-прежнему работает команда из шести человек. CPH:DOX делают люди, которым сейчас около тридцати, и, как ни крути, с каждым годом появляется все больше зрителей, которым их видение куда ближе, чем видение людей, делающих кинофестивали на протяжении тридцати лет (а таковы почти все сегодняшние кураторы). Сменяемость власти — это и есть один из главных принципов демократии. В том числе и в кино.