Русские сериалы «Измены»: Быть несчастным — это нормально
На ТНТ в понедельник стартуют «Измены» со звездой «Левиафана» Еленой Лядовой в главной роли. Георгий Биргер — о том, чем этот сериал кардинально отличается от любого другого на российском телевидении.
Юра и Даша — два самых типичных героя российского телевидения последних лет. Он — тридцатилетний «бизнесмен», не очень понятно, чем конкретно занимающийся, зато с загородным домом; она — тридцатилетняя красавица, которая не занимается вообще ничем и просто жена бизнесмена, это тоже такая работа. После очередной ссоры Юра спрашивает Дашу: «Ну чего ты, у тебя же все есть, чего тебе не хватает?» Даша молчит, но чего-то все-таки точно не хватает, знать бы самой, чего именно.
Эта пара не главные герои «Измен», на самом деле это история об Асе, куда более приземленном человеке — с реальной работой (дизайнер в ремонтной конторе), с простым мужем Кириллом (врач), крошечной квартирой и годами, а может и десятилетиями, подавляемой депрессией. Это ни разу не проговаривается вслух, но вполне очевидно по безупречной (впрочем, как всегда) игре Лядовой: флегматичность, равнодушие, вечный скептицизм, на самые важные события в своей жизни она смотрит будто заскучавший телезритель: еще чуть-чуть — и уже не хватит даже любопытства узнать, что будет дальше. Помимо мужа у Аси есть два любовника: один — ее же начальник, второй — как-то остановивший ее на дороге дэпээсник. За первый эпизод успевает появиться и третий, на 14 лет ее младше. Жена бизнесмена Даша — Асина подруга детства — смотрит на это все с восхищением; думает, что, может, такого ей как раз и не хватает, — разумеется, ошибается.
«Измены» будто сталкивают типичный сериал телеканала «Россия» (в финале провинциальная скромная красавица выходит замуж за рассудительного столичного бизнесмена) и типичный сериал Германики (а теперь посмотрите, какая жизнь на самом деле, зрители телеканала «Россия» шокированы и требуют немедленно запретить). Но это не противопоставление Рублевки и реальности, как можно было бы подумать. Скорее борьба между стереотипами о том и другом. Очень скоро выясняется, что весь брак Юры и Даши — лишь проекции фантазий Дашиной мамы, всю жизнь поступательно подталкивавшей дочку к тому счастью, которое она увидела на телеканале «Россия», но и Ася находится в заложниках десятков стереотипов о том, какой должна быть ее, тридцатилетней москвички, жизнь.
Все герои сериала — они, в общем-то, жертвы стереотипов и традиций самого разного толка. Безусловно, многие будут отмечать феминистский посыл «Измен»: впервые на экране героиня-женщина, которая изменяет мужу, спит с несколькими мужчинами и авторами за это не осуждается. И это, конечно, большой шаг вперед для российского телевидения, но в контексте самих «Измен» это разговор вовсе не про феминизм, а про самую обыкновенную правду, о которой люди обычно не хотят говорить вслух или даже знать, просто потому, что так в их обществе не принято. И «Измены» — они вообще не об изменах, а о воздушных замках, в которых живут самые разные люди — и нувориш из Барвихи, и дизайнер из новостройки. О том, как быстро и неизбежно эти замки становятся тюрьмами, как жить в этих тюрьмах неуютно, как сбежать из них сложно, а обсуждать это не принято. По большому счету всем героям «Измен» нужно просто с кем-то поговорить, чтобы понять и принять то, что с ними на самом деле творится. Иногда они даже пытаются это сделать — но их не слушают или не хотят слушать. Люди добровольно жертвуют себя в пользу картинки о себе, в пользу того образа, который должен у них быть в окружающем их мире, но чем дальше эта лживая реальность заходит, тем больше она дает червоточин, и измены — это лишь начало, дальше будет только страшнее.
Что с этим делать — как водится, непонятно. «Измены» — просто телесериал, ответов у него нет, но куда приводит жизнь в вымышленной реальности, он показывает довольно достоверно. Именно поэтому он так завлекает и затягивает. Здесь не рисуют очередную красивую картинку для отвлечения от реальных проблем, а прямо говорят: быть несчастным — нормально, жить во лжи — плохо в первую очередь для себя. Смешно, конечно, что по нынешним меркам такие заявления на ТВ можно считать смелыми.