Зима близко Что же будет с родиной и с нами: финал «Игры престолов» и новая конспирология
Внимание, спойлеры. Обсуждаем конец пятого сезона, страшные смерти, ужасные казни и пытаемся понять, кого нам любить в следующих книгах и сериях.
Джон Сноу не умер, он только вышел покурить
Его закололи кинжалами. Это ужасно. Кит Харингтон с облегчением может теперь сбрить бороду и состричь волосы (чего он не делал много лет, чтобы никто не догадался раньше времени о судьбе его героя), а Бренок О'Коннор, играющий маленького предателя Олли, уже опасается ходить по улицам (возможно, справедливо — все помнят, как фанаты травили на улицах ни в чем не виноватого исполнителя роли Джоффри).
Но есть несколько моментов, которые не дают так запросто расстаться с Джоном Сноу. Первый — это особенно пристальный интерес, который к нему на протяжении пятого сезона проявляла Мелисандра, как раз перед его смертью вернувшаяся на Стену, покинув обреченного Станниса. Красные жрецы, как мы помним, могут воскрешать людей. Да и в книге Мартина смерть Джона Сноу обставлена как некоторый клиффхэнгер: «Когда третий кинжал ударил промеж лопаток, Джон захрипел и упал лицом в снег. Четвертого кинжала он не почувствовал. Только холод…» Еще одна популярная среди фанатов серии версия гласит, что душа Джона может переселиться в тело пса Призрака — а потом вернуться в человеческое обличье.
Помимо загадок души Джона Сноу нам еще предстоит разгадать тайну крови и его происхождения: расхожую гипотезу о том, что Сноу — не бастард Неда Старка, а сын Лианны Старк и Рейгара Таргариена (Дейнерис таким образом его тетя), Мартин, Бениофф и Уайсс в своих интервью не подтверждали — но и разговор об этом сами заводили не раз. Эта тайна, конечно, может быть раскрыта и без прямого участия самого Сноу, но есть еще одна бренная деталь — упорно ходят слухи о том, что Харингтон подписывает контракт на участие в седьмом сезоне (который, впрочем, может означать как съемки, так и озвучку).
Союз рыжих
Женщины на грани нервного срыва
На самом деле главное, что случилось в финальной серии, — это, конечно, мучительный проход по плахе Серсеи Ланнистер. Такие вещи не забываются: и вообще, и с сюжетной точки зрения. Это многообещающий задел к следующему сезону: после того что сделали с королевой Воробьи, она, хочется верить, станет мстить без страха и упрека. Особенно когда узнает, что случилось с ее дочерью Мирцеллой по пути из Дорна. По крайней мере глаза королевы, когда ее, окровавленную, обритую и облитую всеми помоями мира, подхватывает на руки фигура в доспехах (кстати, кто это? Гора, оживленный местным доктором Менгеле, мейстером Квиберном? Или его чудом выживший брат, Сандор Клиган, которого Арья бросила умирать в прошлом сезоне?) светятся змеиным спокойствием.
Еще одна правительница, которую финал оставляет в полной растерянности, — Дейнерис, унесенная в горы черным драконом, которым она до сих пор не умеет управлять. Ее мы в последний раз видим пронизанной ужасом посреди огромной толпы дотракийцев, внезапно появившейся из-за горизонта. Обе линии, как и вообще большинство событий, случившихся в последних сериях, оставляют стойкое ощущение, что для большинства персонажей хуже уже некуда. Дракон проявил неожиданно низкий иммунитет и выглядел умирающим, но вот за Дейнерис трудно всерьез волноваться: пока что ей удавалось договориться со всеми опасными мужчинами, которые встречались на ее пути. К тому же теперь, когда Станнис Баратеон умер (и вспоминать не хочется), не возвратив Железному банку долг, она может оказаться следующей, кого этот банк поддержит.
План Вариса — победа Вестероса
Тирион Ланнистер остается главным — и практически единственным — персонажем, ответственным в «Игре престолов» за юмор. Большую часть времени в пятом сезоне он ситуацией никак не владеет, но из своего положения извлекает массу поводов для горьких шуток. Отдельная удача — дуэт Тириона и лорда Вариса, воссоединившийся в финальной серии, когда Тирион внезапно остался наместником Дейнерис Таргариен в городе, где ему без ушлого советника никак не обойтись. Отрадно и то, что сам Питер Динклейдж продолжает веселиться, чего стоит одна его познавательная песня о похождениях собственного персонажа.