Премьера недели «Черная месса»: Джонни Депп в роли легендарного бостонского бандита
Станислав Зельвенский о криминальной саге про то, как ирландский король Бостона Уайти Балджер пришел к власти, потеснив итальянскую мафию с помощью ФБР.
Бостон, середина 70-х. Джеймс Балджер по прозвищу Уайти (Джонни Депп), известный психопат, закаливший и без того непростой характер в Алькатрасе, руководит ирландской бандой в южных районах города. Выросший с ним в одних трущобах Джон Коннолли (Джоэл Эджертон), наоборот, работает в ФБР. Еще у Балджера есть младший брат (Бенедикт Камбербатч), самый влиятельный местный политик, но он занимается своими делами.
ФБР пытается прищучить итальянскую мафию — прямых конкурентов Балджера, и Коннолли, движимый одновременно амбициями и сентиментальными воспоминаниями, предлагает ему сделку: Балджер становится информатором бюро, но стучит не на себя, а на итальянцев, так что все остаются довольны.
Фильм о легендарном уголовнике поставлен по документальному бестселлеру двух бостонских журналистов. У «Мессы» трудная история: и Депп, и Эджертон в разное время пытались уйти из проекта, снимать его брался среди прочих Барри Левинсон, фильм мог стать сериалом, и даже название, по слухам, долго собирались сменить. В последнее поверить особенно легко: почему «Черная месса» — решительно непонятно. Видимо, потому же, почему корабль, на котором патриот Балджер посылает оружие ИРА, называется «Вальхалла»; красиво.
Скотт Купер, автор кантри-мелодрамы «Сумасшедшее сердце» и пролетарской трагедии «Из пекла», получил фильм, вероятно, за то, что любит и умеет работать с мужчинами: в «Пекле» старались Вуди Харрельсон и Кристиан Бейл, Джефф Бриджес в «Сердце» допелся и допился до «Оскара». «Месса» — кино почти исключительно мужское (характерно, что Сиенну Миллер, сыгравшую подругу Балджера, при монтаже вырезали полностью), хотя как раз пара эпизодов с женщинами запоминается лучше всего. И, конечно, главный, если не единственный, аттракцион фильма — Джонни Депп. С водянистыми голубыми линзами и редкими светлыми волосами, неаппетитно зачесанными на резиновую лысину, внешне он здесь отчетливо похож на своего кумира Хантера Томпсона, но с изрядной примесью Носферату. При этом интонационно Депп пародирует — непонятно, насколько сознательно, — Джека Николсона, который в «Отступниках» Скорсезе сыграл героя, списанного с Уайти Балджера.
«Отступников», очевидно, внимательно пересмотрел и режиссер — впрочем, не только их: «Месса» разом похожа на все криминальные саги, которые вы вспомните. Вялые попытки очеловечить героя — вот он практически переводит старушку через дорогу, вот дает вредные советы трогательному сыну — чередуются со вспышками насилия в его характере. Хочется сказать, неожиданными, но когда в третий раз Балджер начинает хлопать кого-нибудь по плечу, мы уже точно знаем, что через секунду он выгрызет у него кадык. Есть реплика знаменитой сцены с Джо Пеши из «Славных парней». Есть обязательное высказывание на тему семьи, которая превыше всего, но очень робкое, как и многое в этом фильме: от Камбербатча, как говорится, одно название.
С самого начала взяв отстраненный, почти журналистский тон — действие комментируют уже в кабинете следователя подельники Балджера, — Купер старается изложить историю максимально точно и объемно и оттого мельчит. Несмотря на его режиссерскую мастеровитость в отдельных эпизодах, фильм развивается монотонно, и главным героям не хватает пространства — они вынуждены делить его с десятками мелких, хорошо сыгранных, но едва прописанных персонажей. Законники (Кевин Бейкон, Кори Столл, Адам Скотт и другие). Уголовники (Джесси Племонс, Питер Сарсгаард, Рори Кокран и другие). Какие-то люди, которые появляются только для того, чтобы их безжалостно и бессмысленно убили.
Криминальная хроника, снятая в изысканных тенях и озвученная красивой симфонической музыкой (авторства — неожиданно — Junkie XL, композитора «Безумного Макса»), действует главным образом убаюкивающе. То, что Депп — превосходный актер, мы знали и прежде, между тем вся его роль именно об этом, а не об Уайти Балджере, реальном или выдуманном. Единственный по-настоящему интригующий герой здесь — горе-фэбээровец Коннолли, про которого долго непонятно, то ли он хитрый и злой, то ли слабый и наивный, то ли просто дурак, — однако к концу выясняется, что этого толком не понимают и сами авторы. В реальной жизни так, конечно, чаще всего и бывает, но кто ходит в кино за реальной жизнью.