Премьера недели «Человек-муравей» Пейтона Рида: воспитание крошки
Станислав Зельвенский посмотрел на дебют самого маленького супергероя вселенной Marvel.
Скотт Лэнг (Пол Радд), благородный взломщик с техническим образованием, выходит на свободу после трехлетней отсидки с твердым, как полагается, намерением завязать. Однако его не берут на работу даже в «Баскин Роббинс», а бывшая жена, которая теперь живет с полицейским (Бобби Каннавале), не разрешает ему видеться с любимой дочерью, поскольку он не платит алименты. И Лэнг скрепя сердце соглашается на предложение приятеля, бывшего сокамерника (Майкл Пенья): влезть в особняк какого-то старика, у которого в подвале, как сообщила домработница, стоит соблазнительно большой сейф.
Стариком оказывается Хэнк Пим (Майкл Дуглас), гениальный изобретатель, когда-то отказавшийся делиться с миром придуманной им технологией и со всеми рассорившийся: с Говардом Старком, с дочерью (Эванджелин Лилли), с собственной компанией, которую теперь возглавляет его блудный ученик (Кори Столл). А в сейфе лежит та самая технология: костюм, который позволяет человеку становиться крошечным, но очень быстрым и сильным, и дружить с муравьями.
Давным-давно фильм про Человека-муравья, одного из марвеловских супергероев, ни разу не засветившихся на большом экране, вызвался ставить британец Эдгар Райт («Зомби по имени Шон», «Типа крутые легавые») и в конце концов получил проект — только для того, чтобы быть уволенным за три месяца до съемок. В результате Marvel радикально переделал сценарий и спешно нанял Пейтона Рида — тоже комедиографа, но куда более конформного («Всегда говори «Да», «Развод по-американски»). Разумеется, никто, кроме фанатов, не помнит, кто ставил очередного «Тора» или «Железного человека», все они написаны примерно одним, однажды одобренным корпорацией почерком. Фильм Райта был бы удачным или нет, но фильмом Райта; получившийся «Муравей» — просто еще одна глава в так называемых «фазах» супергеройского континуума.
Впрочем, как сразу указывал выбор и Пола Радда на главную роль, и режиссеров, это комедия в чуть большей степени, чем принято в марвеловских фильмах. И скорее кино семейное, чем для мальчиков: тут есть положенная доза экшена и совершенно механический роман, но подробнее всего нехитрая драматургия «Муравья» эксплуатирует сходство между Пимом, который никак не может помириться со своей дочерью, и Лэнгом, который со своей не может видеться. Даже тот факт, что Пим — первый Человек-муравей, как бы передающий свою муравьиность молодому сменщику, остается на периферии истории.
Очевидная проблема фильма, собственно, сам Муравей. Суперспособности супергероев обычно связаны с их характером — с их желанием помогать слабым, с их гордыней, с их подростковыми комплексами, с их внеземными корнями и так далее. У Лэнга нет ничего из перечисленного, да и характера у него, в общем, никакого нет — он просто перманентно растерянный приятный мужчина в исполнении обаятельного артиста. Более того, технически говоря, у него нет и суперспособностей — только чужой костюм и ускоренный курс физподготовки (плюс умение повелевать муравьями с помощью слухового аппарата). А костюм позволяет в любую минуту увеличиться обратно, что, прямо скажем, не добавляет действию драматизма, — авторы под конец пытаются этот момент исправить, но довольно неуклюже.
Очевидное достоинство фильма — возможность играть с размерами, как, впрочем, уже делали многократно: от «Невероятно уменьшающегося человека» и «Фантастического путешествия» до «Внутреннего пространства» и «Дорогая, я уменьшил детей» (надо для галочки упомянуть и Карика с Валей). Спецэффекты, понятно, шагают вперед, и хотя весь потенциал приключений крохотного человечка в «Муравье», кажется, не раскрыт, несколько сцен сделаны весьма красочно. Правда, первое уменьшение заметно интереснее, чем все последующие, включая главную битву.
Майкл Дуглас, окончательно превратившийся в Кирка (за исключением пролога, где он натуралистично и оттого страшновато омоложен на компьютере), выглядит очень уютно, Эванджелин Лилли ничем особо не запоминается, у Кори Столла заведомо выигрышная роль злодея, в которую, впрочем, он привносит немного сверх лысого черепа и выразительных глаз. На фоне «Мстителей», от которых тут есть несколько приветов, «Муравей» смотрится приятно и освежающе маленьким: судьба мира, может, и маячит где-то на горизонте, но и к задачам, и к методам, и к врагам приставка «супер» подходит не слишком. К самому фильму, правда, тоже.