перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Премьера недели «Бегущий в лабиринте: Испытание огнем»: Испытание сиквелом

Посмотрев вторую часть популярной антиутопии для старшего школьного возраста, Станислав Зельвенский заключил, что от этого жанра не стоит в ближайшее время ждать откровений.

Кино
«Бегущий в лабиринте: Испытание огнем»: Испытание сиквелом

Военные на вертолете, забравшие в конце первой части Томаса (Дилан О’Брайен), Терезу (Кая Скоделарио) и остальных выживших в лабиринте, привозят их в огромный, хорошо охраняемый центр посреди пустыни, где неприятный мужчина в водолазке (Эйдан Гиллен) сулит им светлое будущее. Их моют, переодевают и запускают к другим подросткам — лабиринтов, как выясняется, было несколько, — которые маются в ожидании обещанного рейса в некое спокойное место. Однако Томас, поползав ночью по вентиляции, попадает в зал, полный гигантских заспиртованных креветок, и понимает, что никакого рейса не будет.

Трехчастная экранизация трилогии Джеймса Дэшнера «Бегущий в лабиринте» (автор, впрочем, дописывает уже второй приквел) стартовала в прошлом году и ничего такого не обещала: книжки, мало известные за пределами целевой аудитории, молодой режиссер Уэсс Болл, для которого это был дебют в полном метре, непонятные юные актеры, из которых выделялся разве что бывший противный мальчик из «Реальной любви». Однако первый фильм неожиданно оказался отличным — бодрый, хорошо сделанный и сыгранный, с интригующим сюжетом: не столько «Голодные игры», сколько «Повелитель мух». Лабиринт, опять же.

Вместе с лабиринтом, увы, закончилась и значительная часть интриги: действие переехало в постапокалиптические декорации, знакомые до слез. Небоскребы, превратившиеся в груды развалин и окруженные барханами, поскольку местный апокалипсис был как-то связан с солнечной активностью. Ржавые каркасы машин, торговые центры с истлевшими игрушками. Человечество, которое разделилось на пораженных вирусом зомби и банды выживших, скатившихся к средневековым порядкам. Слухи о сказочной долине, где ничего это нет. Могущественная врачебно-милитаристкая корпорация (по-русски она называется «Порок» — в оригинале там некоторая игра слов) и таинственная оппозиция, скрывающаяся в горах (она называется «Правая рука», что ведет к паре прелестно двусмысленных диалогов, раз уж мы смотрим фильм глазами подростка).

Томас и его друзья из персонажей Голдинга тоже, соответственно, мутировали в стандартных и вполне безликих героев процветающего жанра young-adult fiction, «для старшего школьного возраста» (всем актерам хорошо за 20, но в фильме их называют не иначе как «дети»). Жанра, который довольно ловко, надо сказать, эксплуатирует подростковые комплексы, страхи и мечты, происходит ли дело в Капитолии или Хогвартсе, стране дивергентов или городе вампиров. Во-первых, ты не просто так, ты — избранный, именно от тебя зависит судьба мира: в данном случае кровь героев вроде бы содержит какой-то уникальный компонент, который позволит создать лекарство от зомби-вируса. Во-вторых, никогда не доверяй взрослым — в трех случаях из четырех они хотят тебя использовать, предать, совратить (в этом смысле очень занимателен эпизод с постапокалиптическим ночным клубом, куда забредает Томас). В-третьих, если ты главный герой, у тебя обязательно будет выбор между двумя отличными мальчишками — или, как здесь, девчонками.

Держа все это в уме, стоит признать, впрочем, что «Испытание» и вправду сделано не без огонька. У Уэсса Болла по-прежнему неплохое чувство ритма и отличное визуальное чутье, О’Брайен, совсем вытеснивший остальных из кадра, по большей части убедителен — тем более что ему в основном приходится бегать и командовать: «Бегите!» В небольших ролях — инди-иконы от Джанкарло Эспозито до Лили Тейлор; плюс Патриция Кларксон снова выжимает максимум из своего короткого появления. То здесь, то там режиссер позволяет себе чуть больше хулиганства, чем принято, и ненадолго превращаясь то в честный боевик, то в честный хоррор, фильм начинает дышать полной грудью. Видимо, к 2015 году вылизанный мир подростковых антиутопий уже настолько законсервировался, что зомби, поедающий крысу, начинает казаться глотком свежего воздуха.  

Ошибка в тексте
Отправить