перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Премьера недели «Агенты А.Н.К.Л.» Гая Ричи: bolshevik возвращается

Посмотрев ретрокомедию про шпионов, Антон Долин приветствует окончательный переход английского режиссера в лагерь голливудского жанрового кино и размышляет о новых русских на экране.

Кино
«Агенты А.Н.К.Л.» Гая Ричи: bolshevik возвращается

Нет зрелища прекрасней, чем человек, занятый собственным делом. Бросив натужные попытки если не быть, то хотя бы казаться британским Тарантино, Гай Ричи окунулся в порочную стихию индустриального голливудского кино — а там почувствовал себя как рыба в воде. Если в двух «Шерлоках Холмсах» еще были следы нонконформистской рефлексии — как-никак переосмысление национальной культурной иконы! — то новейшие «Агенты А.Н.К.Л.» уже чистой воды развлечение как для автора, так и для зрителей. Расслабленное, отвязное, не отягощенное интеллектуальными подтекстами. Оно легкомысленней, чем чрезмерно кровавый «Kingsman: Секретная служба» (хотя тут тоже есть своего рода шведская принцесса, хорошенькая Алисия Викандер), и серьезней, чем издевательский «Шпион». По части же чисто английского куража фильм, вероятно, может бросить вызов грядущему «007: СПЕКТР» об очередных приключениях Джеймса Бонда. И уж точно «Агенты А.Н.К.Л.» живее и органичнее, чем эквилибристика гуттаперчевого Тома Круза в очередной «Миссия невыполнима».

Между прочим, воскрешение старинного, вряд ли известного современному зрителю сериала, на котором основана картина, изначально планировалось осуществить именно с участием Круза. До него на роль суперагента и бывшего жулика Наполеона Соло звали Джорджа Клуни. Но как же прав оказался Ричи, в итоге взяв на две главные роли молодых звезд, у которых в бэкграунде были работы в откровенно провальных, разруганных критикой блокбастерах: Генри Кэвилла («Человек из стали») и Эрми Хаммера («Одинокий рейнджер»). Каждый из них не только зубами вцепляется в свой второй шанс, заодно вволю иронизируя — благо жанр позволяет — над собственным суперменством, но и вступает в соперничество с партнером. Оно опять же заложено в сюжет: едкий элегантный брюнет и суровый несгибаемый блондин, американец и русский, два претендента на внимание норовистой девушки и два агента противоборствующих держав, временно объединившихся в сражении с мировым террором. Друг друга они зовут попросту Ковбой и Большевик.

О эта дивная холодная война, здесь будто олицетворенная в старомодном шарме пикантной Викандер или в утонченных манерах вдруг вытащенного из небытия Хью Гранта! Ледяной шик — ненавязчивый и моментально пленяющий неторопливым темпом, сдержанностью эмоций и глобальностью скрытых за этим амбиций. Нацисты-недобитки собирают на секретном острове — винтик к винтику — самодельную ядерную бомбу, агенты же, пока суд да дело, выбирают компоненты для коктейля и азартно спорят, сочетаются ли Dior с Paco Rabanne. А гонки по аутентично-пустым улицам Восточного Берлина на тех самых старинных авто — какими словами описать их? Весь мир сегодня вновь соблазнен этой эстетикой и риторикой, и не оставаться же кинематографу в стороне. Выше — список шпионских фильмов только за последние месяцы; то ли еще будет.

Даже странно, что русские блокбастеры, продюсеры которых пытаются ловить конъюнктуру на лету, столь неповоротливы в этом вопросе. Кроме не слишком удачного «Шпиона» Алексея Андрианова никто будто и не пытается вылепить что-нибудь стильное из нагнетаемых телевизором и интернетом страстей. Новая «Ошибка резидента», еще один «Мертвый сезон» — вот это было бы по-настоящему своевременно; но все, что нам пока дано, — эпигонская версия американской же «Родины». Ничего, американцы работают за двоих. Если в старых телевизионных «Агентах А.Н.К.Л.» Илья Курякин играл все-таки вторую скрипку, в полнометражной версии загадочный советский тяжеловес впечатляет тонкостью эмоций и несгибаемостью воли — короче говоря, однозначно вырывает пальму первенства из изнеженных рук Наполеона Соло. И девушке он тоже явно нравится больше.

Здесь скрыт понятный парадокс. Шаблонные русские злодеи оставались нормой для американского кино даже в самые мирные годы — штамп есть штамп, политикой его так просто не разрушишь. Но стоило нам опять оказаться в статусе империи зла, как на экране появились другие русские — сексуальные, могучие, непобедимые, куда лучше настоящих (поди найди в рядах наших артистов верзилу-плейбоя, способного сравниться с Эрми Хаммером). Невольно вспомнишь красавицу Татьяну Романову, героиню великого фильма бондианы «Из России с любовью», сыгранную итальянкой Даниелой Бьанки в самый разгар холодной войны, в 1963-м. Побольше бы таких bolshevik’ов.  

Осуществится ли это пожелание — серьезный вопрос. Для владения таким жанром, который нельзя превращать в орудие тупой пропаганды, все-таки необходимы элегантность и легкость в мыслях, присущие далеко не каждому режиссеру. А у Гая Ричи в планах пока что только осовремененная версия легенд о короле Артуре. Будет ли продолжение у «Агентов А.Н.К.Л.» и кто им займется, станет ясно лишь после подсчета кассовых сборов.

Ошибка в тексте
Отправить