Документальное кино 9 фильмов, которые надо посмотреть на фестивале научного кино «360°»
Дроны на войне, шимпанзе на реабилитации, вторжение инопланетян и другие документальные (и не только) сюжеты из программы кинофестиваля Политеха, который начнется 21 октября.
Комплекс шимпанзе
The Chimpanzee Complex
Фильм независимого нидерландского документалиста Марка Шмидта посвящен реабилитационному центру для шимпанзе — обезьян часто травмируют нерадивые хозяева (бывает и наоборот: шимпанзе опасны и многие, кто их держит, просто не знают насколько). Так произошло, например, с главным героем «Комплекса шимпанзе», сорокалетним Моджо: до клиники он жил у женщины, приучившей его есть макароны, смотреть мультфильмы и пить алкоголь. Теперь ему приходится заново учиться общаться и жить со своими собратьями под надзором специалистов. Фильм Шмидта наблюдает за жизнью шимпанзе и тех, кто о них заботится, за их эмоциональными столкновениями и этическими вопросами, которые вызывают их отношения друг с другом. Может ли человек понять другое существо? Возможно ли выйти за границы собственного восприятия, чтобы попытаться помочь другому виду? Чем на самом деле шимпанзе от нас отличаются?
Промышленная революция
Industrial Revolution
Португалец Фредерику Лобу более десяти лет работал оператором и звукорежиссером в документальном кино, а затем начал снимать свои собственные — независимые — фильмы. Его соавтор Тьягу Эспанья учился на архитектора, а после этого изучал документальное кино в Барселоне. «Промышленная революция» — это медитативный портрет долины португальской реки Ави, ставшей за последние сто лет центром местной промышленности. Режиссерский тандем Лобу и Эспаньи показывает ее глазами людей, живущих на берегах реки: как промышленность разрушает дома и семьи, как пытаются бороться с автоматизацией производства и фабричным рабством местные жители и как тяжело им удается противостоять промышленной революции.
ЦЕРН
CERN
Внушительный портрет Большого адронного коллайдера от австрийского документалиста Николауса Гейрхальтера, автора черно-белой «Припяти» о людях, живущих рядом с Чернобылем. Крупнейший в истории человечества экспериментальный прибор Гейрхальтер показывает как торжество коллаборации и рутиной работы ученых из разных концов света. «ЦЕРН» строится вокруг вопроса, стоит ли обнаружение бозона Хиггса потраченных колоссальных усилий, денег и энергии, позволяет поближе познакомиться с коллайдером и понять, в чем его истинное предназначение.
Дрон
Drone
Норвежский триллер про роль дронов в ведении войны. Режиссер Тонье Хессен Шей при помощи десятков интервью — с чиновниками Госдепа, солдатами, юристами и инженерами — пытается решить этическую проблему предназначения военных дронов. Что это — орудие убийства или способ защиты? После 11 сентября американское правительство подписало секретный указ о том, что участников «Аль-Каиды» можно уничтожать где угодно — технически это стало реально именно благодаря дронам. Теперь пилотов рекрутируют на конференциях геймеров, потому что никто лучше них не может справиться с управлением. «Дрон» рассматривает проблему с разных позиций, позволяя высказаться всем сторонам этих дебатов, бегло рассказывает о сегодняшней военной индустрии, расследует то, как мировые лидеры ввязываются в войны, и пытается разобраться в восприятии того, что это вообще такое — современная война.
Лед и небо
Ice and the Sky
Фильм закрытия Каннского кинофестиваля, мультимедийный проект о глобальном изменении климата, снятый Люком Жаке, автором «Марша пингвинов» и обладателем «Оскара» за лучший документальный фильм. Жаке получил степень магистра биологии и экологии в Лионском университете, затем отправился на 14 месяцев в антарктическую экспедицию снимать дикую природу. Его «Птицы-2: Путешествие на край света» стали самым кассовым документальным фильмом за всю историю, а «Однажды в лесу» номинировался на «Сезар». «Лед и небо» рассказывает историю глобального потепления глазами Клода Лориуса, полярника и климатолога. Полвека назад он отправился волонтером в антарктическую экспедицию, где его внимание привлек лед — Лориус понял, что это уникальный материал, по которому можно исследовать 400-летнюю историю изменения климата на Земле. Жаке отправляется в прошлое вместе со своим героем, чтобы продемонстрировать, до чего довели планету человеческие старания.
Последний на Луне
The Last Man on the Moon
Фильм британца Марка Крейга, показанный в этом году на фестивале SXSW. История астронавта Юджина Сернана, последнего человека, ступившего на Луну и оставившего на лунной поверхности свои следы и инициалы своей дочери. Теперь, спустя сорок лет, он рассказывает свою глубоко личную, но в то же время эпическую историю любви к спутнику Земли, где он побывал трижды — сначала в 1966-м, затем в 1969-м и в 1972-м. Жгучие амбиции, слава, привилегии, потери и огромная цена, которую ему пришлось заплатить за свою любовь к космосу, — центр этого рассказа, который идеально укладывается в замечание жены Сернана: «Если вы думаете, что полететь на Луну сложно, попробуйте остаться дома». Крейг комбинирует интервью с архивными съемками и мультипликационными вставками, заставляя с горечью задуматься над тем, почему освоение космоса, столь популярное в XX веке, теперь воспринимают на нашей планете совсем иначе.
Пришествие
The Visit
Остроумное и чертовски красивое широкоэкранное полотно — мокьюментари датского художника и режиссера Микаэля Мадсена. Отправная точка сюжета — пришествие инопланетян, но сами инопланетяне в кадре не появляются. Они стоят за камерой и дают высказаться сильным мира сего: каждый заготовил какую-то речь и какой-то сценарий на этот случай. Почти все начинают с вопроса «Зачем вы сюда прилетели?». Представители мировых держав предлагают варианты развития событий, ученые рассказывают о собственных догадках и исследованиях, представители министерств обороны продумывают варианты оборонительных операций. Есть даже юрист, который давно готов к такому повороту и хочет заранее предложить обсудить правовые вопросы присутствия инопланетной делегации на Земле. Одновременно степенный и смешной фильм Мадсена — большой портрет человечества, которое даже в присутствии фантастического вместо того, чтобы искренне удивиться, в первую очередь делает серьезное лицо, настораживается и поправляет дорогой галстук.
Музей естественной истории с Дэвидом Аттенборо
David Attenborough’s Natural History Museum Alive
Знаменитый английский телеведущий и натуралист рассказывает о своем любимом лондонском музее истории природы. В его фильме правит 3D-анимация: скелеты ископаемых животных в течение одной ночи оживают, летают, ползают и дерутся друг с другом. Интересен тут в первую очередь сам Аттенборо, младший брат актера Ричарда Аттенборо, — создатель десяти знаменитых документальных сериалов о природе, пользовавшихся диким успехом на телевидении. Если вы когда-нибудь видели фильмы BBC по естествознанию, то, скорее всего, это было его рук дело. Если нет (что вряд ли) — то «Музей естественной истории» дает полное представление об увлеченности этого человека собственной темой: живой ум, легкая, ненавязчивая манера изложения и полная одержимость окружающим миром — даже исчезнувшим с планеты тысячи лет назад.
Над и под
Above and Below
В юности швейцарец Николас Штайнер параллельно работал актером и могильщиком, а его первая короткометражная работа «Это я, Хельмут» получила в общей сложности 42 награды. Теперь он делает документальное кино на стыке с художественным, рассказывая три истории людей, живущих в странных местах планеты: Рика, Сидни и Лало из городских подземелий, Дейва из калифорнийской пустыни и Эйприл из экспедиции, симулирующей миссию на Марс. Штайнер рисует портреты своих героев, пытаясь понять, о чем они думают, чем живут, что ищут и что их ждет в будущем. «Над и под» завораживает безумной, постапокалиптической красотой пейзажей и массой подробностей о том, как выживают в условиях, напрочь оторванных от реальности.
С полной программой и расписанием можно ознакомиться на сайте фестиваля.