Хорроры 10 лучших хорроров 2014 года
Станислав Зельвенский перечисляет лучшие фильмы года в жанре, про который «Воздух» почти не пишет. Некоторые из них доедут до российского зрителя в 2015-м.
«Бабадук» («The Babadook»)
Один из главных любимцев критики в этом году — не только в своем жанре, но и вообще. Режиссерский дебют австралийской актрисы средних лет, которая однажды решила снимать кино, написала фон Триеру письмо с просьбой посидеть в уголке на съемках «Догвиля» — и кое-чему, как теперь видно, там действительно научилась. Фильм рассказывает о несчастной вдове, воспитывающей невыносимого семилетнего сына. Бабадук — чудище из детской книжки, которое поселяется у них дома; сгусток темноты — метафорически и буквально. Эффектная и тревожная психоаналитическая страшилка о материнстве и детстве.
«Глаза звезды» («Starry Eyes»)
Молодая красавица работает в Лос-Анджелесе официанткой, в свободное время безуспешно бегает на пробы, делит квартиру с такими же амбициозными талантами и имеет неприятную привычку в моменты стресса выдирать у себя волосы. Однажды ее вроде бы утверждают на главную роль в фильме ужасов, но с некоторыми условиями. Нехитрая, в общем-то, басня о нравах, царящих на голливудских задворках, работает благодаря исключительной актрисе и правильному тону — сатира сатирой, но авторы всю дорогу сохраняют poker face. И развязка, которая в пересказе выглядела бы смехотворно дешевой, на практике совершенно завораживает.
«Город, который боялся заката» («The Town That Dreaded Sundown»)
Наполовину сиквел, наполовину ремейк, одним словом — метафильм по мотивам одноименной классики, одного из первых слешеров. Оригинал был посвящен реальному серийному убийце по прозвищу Фантом, который терроризировал в 1946 году город на границе Техаса и Арканзаса, специализируясь на юных парочках в лесу. Его так и не поймали. Нынешний «Город» как бы современное продолжение той истории, в котором картина 1976 года является полноценным участником. Режиссер и оператор — из «Американской истории ужасов»; соответственно, фильм сделан на редкость живописно и уважительно по отношению к эстетике 1970-х и законам жанра — может быть, даже чересчур прилежно.
«Гость» («The Guest»)
Приятный молодой человек представляется провинциальной семье (мама, папа, мальчик-подросток, девочка чуть постарше) сослуживцем их сына и брата, погибшего в Афганистане. Его уговаривают остаться на несколько дней. Произведение ускользающего жанра (триллер? комедия? роман воспитания?) и не подлежащей сомнению энергетики. Адам Уингард, автор инди-хита «Тебе конец!», делает это снова: фильм, в котором каждая сцена вызывает ощущение дежавю, но всем от этого не досадно, а только хорошо и весело. Значит, нужные книги он в детстве читал.
«Медовый месяц» («Honeymoon»)
Молодая пара (Роуз Лесли из «Игры престолов» и Гарри Тредэуэй из «Страшных сказок») после свадьбы отправляется в уединенный лесной домик у озера. Однажды жена ненадолго уходит ночью в лес — и ее поведение неуловимо меняется. Амбициозный малобюджетный дебют, который минимальными средствами достигает впечатляющего результата. Юный родственник «Ребенка Розмари», «Антихриста» и некоторых других известных картин, которые нельзя назвать, не заспойлерив сюжет. Фильм в целом о том, что близость — это трудно и опасно.
«Привязанные к дому» («Housebound»)
Мрачную асоциальную деваху после неудачного ограбления банкомата на восемь месяцев сажают под домашний арест — в родительский дом, где, как уверена ее мама, живут привидения. Новозеландская черная комедия, которая умудряется сочетать невозмутимый юмор с довольно закрученным сюжетом, а с какого-то момента и саспенсом. В высшей степени обаятельное и развлекательное кино.
«Реальные упыри» («What We Do in the Shadows»)
Чудесным образом вторая новозеландская картина в этом списке — а заодно самый смешной фильм года (название — на совести прокатчиков, которые собираются выпускать его весной). Мокьюментари про трех вампиров, которые переехали в Веллингтон из Европы и делят там дом (до поры есть еще четвертый, но он редко появляется из подвала). Они рассказывают в камеру о своей вечной жизни, достаточно беззаботной, но не без проблем: трудно привести себя в порядок, когда не отражаешься в зеркале, или попасть в клуб, если ты никуда не можешь войти без приглашения. Россыпи висельных шуток и гэгов, по большей части очень глупых и почти без исключения удачных, — этот фильм можно рассматривать как прививку против декадентской (и не менее, в сущности, подростковой) многозначительности «Выживут только любовники».
«Рога» («Horns»)
В лесу убита девушка. Все считают виновным ее бойфренда по имени Иг (Дэниел Рэдклифф), но доказательств у полиции нет. Напившись и помочившись на религиозные символы, Иг просыпается с рогами на голове и способностью вызывать окружающих на откровенность самого дурного толка. Готическая сказка француза Александра Ажа по мотивам романа Джо Хилла — дичайшая смесь детектива, сатиры, отчаянной мелодрамы и сюрреалистического хоррора. Перепады тона не всегда идут фильму на пользу, и к концу он заметно выдыхается, но все это как минимум очень оригинально.
«Связь» («Coherence»)
Компания друзей — четыре богемные пары среднего возраста — собирается на ужин в доме одной из них. Мимо Земли в это время пролетает комета, и у героев начинаются проблемы с электричеством и не только. Строго говоря, это не совсем хоррор — с другой стороны, как еще назвать фильм про восьмерых до смерти напуганных человек. Как нередко бывает с историями про пространственно-временные фокусы, «Связь» интереснее в математическом смысле, чем в драматическом, но этот фильм не только интенсивно массирует лобные доли — ему есть что сказать.
«Уиллоу-Крик» («Willow Creek»)
Неожиданный поворот в карьере комика Бобкэта Голдтуэйта — хоррор в жанре «найденные пленки». Пара с камерой, весело хихикая, едет в лес искать снежного человека — в места, где его вроде бы видели. Дешево и сердито: можно сколько угодно говорить, что этот прием себя исчерпал, но в умелых руках он по-прежнему работает будь здоров, при этом минимизируя производственные затраты почти до нуля. Кульминация «Уиллоу-Крика» — 20-минутная сцена, снятая одним неподвижным планом: герои сидят в палатке и тяжело дышат. Параллельно вышел фильм «Существа» (одного из авторов, кстати, «Ведьмы из Блэр») на ту же тему и тоже found footage, где волосатая тварь массу времени проводит в кадре, — но он даже близко не такой страшный.