перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Итоги театрального сезона Часть вторая: 10 главных побед

Вопреки небывалому числу запретов, увольнений, прокурорских проверок и судов, уходящий театральных сезон оставил истории ряд позитивных свершений. Главные из них — в итоговой подборке «Афиши».

Искусство

«Remote Петербург» и «Remote Moscow»

Фотография: Дарья Нестеровская

Пешеходный аудиоквест под названием «Remote X» два года назад сочинила немецкая театральная команда Rimini Protokoll, специализирующаяся на инновационном документальном театре. Каркас идеи таков: 50 человек встречаются на кладбище, надевают наушники и отправляются в путешествие по городу под предводительством иронично-философствующего компьютерного голоса; финальной локацией становится небо. С тех пор проект был адаптирован для 20 мегаполисов обоих континентов, и популярность его только возрастает. Первыми придумали пригласить швейцарско-немецких кудесников в Россию петербуржцы — так в репертуаре БДТ в начале сезона появился спектакль «Remote Петербург». В начале лета увидел свет «Remote Moscow», спродюсированный единолично Федором Елютиным. Приключения, как и ожидалось, получились совершенно друг на друга непохожими, но в обоих случаях одинаково радикально расширяют общепринятые представления о том, что такое театр.

«Электротеатр Станиславский»

Фотография: Ольга Алексеенко

По уровню амбийций проект Бориса Юхананова располагается примерно между «Дау» Ильи Хржановского и башней Татлина. Два года назад Юхананов отправил на конкурс концепций развития Театра им. Станиславского собственное предложение на этот счет; его идея была признана лучшей. Зимой на месте блеклого учреждения культуры на Тверской, 23, открылся «Электротеатр Станиславский» — полностью очищенное от советских напластований и по-скандинавски облагороженное пространство, афишу которого можно спутать с программой фестиваля NET. Здесь теперь ставят спектакли король жестокого перформанса Ромео Кастеллуччи («Человеческое использование человеческих существ»), маэстро греческой трагедии Теодорос Терзопулос («Вакханки»), идут трехдневные и пятидневные мегаспектакли и оперы самого Юхананова («Синяя птица», «Сверлийцы»); регулярно проводятся лекции об искусстве и ночные опыты современных композиторов; вместо буфета — Noor Bar, вместо стола с программками — книжная лавка «Порядок слов». И это только начало; в следующем сезоне «Электротеатр» обещает открыть малую сцену и внутренний сад, а репертуар пополнить еще серией небывалых спектаклей. Важно: несусветные траты покрывает не только Департамент культуры, но главным образом Фонд поддержки и развития Драматического театра им. Станиславского.

Сверхмощные программы театральных фестивалей

«Когда гора сменила свой наряд», режиссер — Хайнер Геббельс

«Когда гора сменила свой наряд», режиссер — Хайнер Геббельс

Фотография: Wonge Bergmann

В Москве за один сезон побывали премьеры чуть ли не всех европейских хэдлайнеров. На «Solo» и «Балтийские сезоны» привезли новую работу Ромео Кастеллуччи («Юлий Цезарь. Фрагменты»); на «Сезоне Станиславского» показали премьеру Люка Персеваля («Платонов»); на NET — Кэти Митчелл («Дыхание») и Михаэля Тальхаймера («Тартюф»); на «Золотой маске» — Хайнера Геббельса («Когда гора сменила свой наряд»). «Враг народа» Томаса Остермайера, показанный на «Территории», буквально всколыхнул и без того взбудораженного отечественного театрала: в эпизоде народного диспута добрая половина зала стихийно оккупировала сцену и перехватила инициативу у артистов. В довершение, Алексей Мунипов недавно написал для «Афиши» полный праведного восторга отчет о Дягилевском фестивале в Перми, а в эти дни в рамках Чеховского фестиваля выступает, например, феноменальная Сильви Гиллем («Жизнь продолжается»).

Спектакли Юрия Бутусова

«Бег» Юрия Бутусова в Театре им. Вахтангова

«Бег» Юрия Бутусова в Театре им. Вахтангова

Фотография: Александр Торгушников

Обладатель репутации главного театрального интроверта-деконструктора Юрий Бутусов за этот сезон выпустил как минимум два увесистых шедевра. Если его пафосный концерт «Кабаре Брехт» на сцене Театра им. Ленсовета, изобилующий красивостями гражданского пыла, разваливается от актерского самолюбования и музыкальной нерасторопности, то выпущенный следом там же «Город. Женитьба. Гоголь» — чудо уже вполне безоговорочное. Это спектакль о ленинградцах и петербуржцах, скромно обитающих в набитом туристами городе; они скучают, поют, вспоминают что-то. Бутусов аккуратно передает приветы Туминасу, Някрошюсу и Погребничко, пока гоголевский текст несет его на сей раз безмятежную фантазию. А в Москве тем временем неизвестным науке способом нелюдимый интуит представил публике еще одну энергетическую бомбу — «Бег» в Театре им. Вахтангова. Волнообразная, замедленная и необъяснимая эпопея о панике, обреченности, неизвестности, неизбежности, о ежесекундной смерти. Во втором акте происходит отлив, сцену переполняет почти безмолвная лирика и рождается великий культурный феномен, который войдет в историю под заголовком «Бутусов середины 10-х».

«Юбилей ювелира» в МХТ им. Чехова

Фотография: Екатерина Цветкова

В этом году Олегу Табакову исполнится 80 лет; по такому случаю артист в лучших традициях старой школы самостоятельно подобрал для нового спектакля бенефисную пьесу. Что характерно, выбор пал на психологическую драму «Юбилей ювелира», написанную актрисой Николой МакОлифф. Суперсилу премьеры составляет не только парадоксальный выход Табакова в роли готовящегося помирать старика (у 89-летнего героя обнаружен рак, жить ему остается месяц), но и режиссерский стиль Константина Богомолова, компенсирующий почти полную статику непрекращающимся крупным планом (над сценой — экраны; на сцене — операторы). В сумме — стерильный, аккуратный, чрезвычайно деликатный и тихий спектакль про жизнь, смерть и любовь. Претендует на звание если не великого, то как минимум уникального.

Торжество великой психоделии

Фрагмент спектакля Андрея Жолдака «Zholdak Dreams: похитители чувств» в БДТ

Фрагмент спектакля Андрея Жолдака «Zholdak Dreams: похитители чувств» в БДТ

Фотография: vk.com/zholdakdreams

Неумным попыткам самоназванных экспертов обозначить границы интерпретации художественного произведения — достойный отпор, поток тотальной психоделии, находящейся по ту сторону литературы и сюжетности. В механическом безумстве «Хармс. Мыр» Максима Диденко в «Гоголь-центре» артисты с толстым слоем грима расхаживают по стенам, поют на шарах, обливаются краской и швыряются репликами из рассказов и записных книжек Хармса, намеренно не связанных в какую бы то ни было историю. В Петербурге тем временем сводит с ума восторженных поклонников БДТ раскочегарившийся не на шутку Андрий Жолдак — клоунадой в духе Линча под китчевым названием «Жолдак Dreams: похитители чувств». Под занавес сезона сработала еще одна постструктуралистская бомба замедленного действия — «СЛОН» Андрея Стадникова с актерами «Мастерской Дмитрия Брусникина». Спектакль о соловецком лагере готовился год, и в нем нет ни слова о Соловках и о лагерях в принципе; в нем есть обрывки советских пьес, коллаж из диалогов авторского европейского кино, кейджианское музыкальное колдовство и животная истерика с человеческим достоинством. Все это случается в лучах закатного солнца в нескольких опустевших цехах бывшего завода «Кристалл». Попутно «СЛОН» стал новой вершиной творчества брусникинцев.

«Театр.doc» обретает дом

Фотография: facebook.com/teatrdoc

Культовый подвал в Трехпрудном переулке славился табличкой «Театр.doc: Театр, в котором не играют»; после вынужденного переезда на Спартаковскую появился слоган «Театр, который не боится». Теперь к первым двум присоединился третий — «Театр, который переезжает». Беспрецедентное давление внутренних органов команда «Театр.doc» встретила, во-первых, с готовностью, во-вторых, с непобедимым оптимизмом. Досадную новость о расторжении договора аренды и необходимости покинуть благоустроенный особняк на Спартаковской перекрыла следующая новость: «Театр.doc» нашел подходящее пространство внутри Садового кольца — это два помещения внутри одного двора в Малом Казенном переулке. Тут же родилась шутка: «Если по «Доку» ударить, получится два «Дока». 24 июня, прервав ремонтные работы, здесь уже сыграли «Болотное дело».

«Сказки Пушкина» в Театре наций

Фотография: Lucie Jansch

Культовый авангардист, режиссер и художник Роберт Уилсон впервые выпустил спектакль в Москве (до того был только перенос оперы «Мадам Баттерфляй» в Большом театре). Известен он своими 12-часовыми минималистскими операми, содружеством с Филипом Глассом и Хайнером Мюллером, Томом Уэйтсом и Antony and the Johnsons, байопиками Эйнштейна (великая опера «Эйнштейн на пляже») и Марины Абрамович («Жизнь и смерть Марины Абрамович»). Уилсона называют отцом театра художника, где визуальный ряд определяет суть зрелища — такова, к примеру, поставленная им недавно «Старуха» Хармса с Дефо и Барышниковым. «Сказки Пушкина» — фантастической красоты сон о Пушкине, совершающем экскурсию по вселенной собственных сказок. Музыку и песни в ходе репетиций сочиняли обаятельные королевы фрик-фолка CocoRosie, а на сцене правит бал Евгений Миронов в роли Пушкина, сказочные сюжеты которого — «О царе Салтане», «О попе и работнике его Балде», «О медведихе» — оживают один за другим. Вывихнутое шапито о любви; живая музыка; феноменальный уровень технического исполнения.

Occupy театра «Около»

Фотография: old.culture.ru

Год назад стало известно, что сгоревшую в результате поджога 10 лет назад сцену театра «Около дома Станиславского» наконец восстановят. Все это время один из самых удивительных (и бедных) театров города ютится в соседнем здании, в крошечном зале на 50 мест, продолжая, впрочем, получать «Золотые маски». И действительно, в Вознесенском переулке стали появляться рабочие, начался ремонт. Однако некоторые жители элитного дома, окна которого выходят на развалины прежней сцены, принялись активно мешать строителям. Апофеозом противостояния стала новенькая красная BMW, использованная в качестве баррикады на въезде к ремонтируемой части здания. Выглядели эти бесконечные препирательства примерно так. В конце концов на странице «Около» в фейсбуке появилось приглашение всем желающим приходить на утреннее чаепитие, чтобы рабочим веселее было заливать бетон. На чаепитии собралась толпа поклонников и друзей театра, напуганный неприятель отступил; ремонт продолжился. По ссылке можно посмотреть памятное видео, на котором артисты, друзья и поклонники театра «Около дома Станиславского» охраняют строителей.

Ошибка в тексте
Отправить