перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Итоги театрального сезона Ребрендинги, казаки, политическая сатира и другие события и тенденции театра

«Афиша» подводит итоги одного из самых примечательных театральных сезонов последних лет: бум политической сатиры, новая культурная политика московских чиновников, казаки приходят на спектакли и другие заметные события на театральной сцене и вне ее.

архив

Умер Петр Фоменко

None

что это: Уход из жизни одного из ключевых режиссеров нашего времени, легендарного педагога, создателя собственного театра и театрального языка, — утрата не только театральной Москвы, но российской культуры, потерявшей крупного и скромного в своей мудрости художника. Актеры в его спектаклях существуют по законам поэзии, трудно поддающимся описанию, но всегда осязаемым и простым в своей искренности. Открывшийся в 1993 году театр «Мастерская Петра Фоменко» на самом деле родом из 60-х, периода азартного диссидентства молодого режиссера Фоменко между Ленинградом и Москвой — возможно, только в таком странном сочетании хаоса и бескомпромиссной лирики и мог зародиться этот странный, пропитанный музыкой, паузами и мудрой иронией авторский театр Петра Фоменко.

почему это важно: С уходом Фоменко можно говорить об окончательном уходе неподдельного шестидесятничества из XXI века, тепла поэзии из повсеместного рационализма. Только у Фоменко актер, мечтательно поющий романс под гитарный перебор, не выглядит безвкусно. Только у Фоменко стихи со сцены звучат не пошло. Только у Фоменко, в конце концов, исторический костюм всегда кажется единственно уместным. Его театр всегда был на голову выше современного, в том числе театрального, искусства.

 

Петр Фоменко

Интервью «Афише» 2000 года: «Сегодня, когда самовыражение действительно стало главным в театре, когда все стремятся сделать не так, как было раньше, и кого-то чем-то удивить, — самым удивительным является простота».

 

 

Первый сезон «Гоголь-центра»

None

что это: Бывший Театр им. Гоголя в начале сезона возглавил Кирилл Серебренников. Последовавший скандал с группой недовольных актеров, нападение на нового директора театра Алексея Малобродского и даже угрозы расправой не помешали новому художественному руководителю реализовать в течение сезона все свои, казавшиеся несколько невозможными, многочисленные планы.

почему это важно: В Москве появился не просто новый (при этом самый что ни на есть репертуарный) театр, но и небывалого качества и активности мультикультурная площадка европейского формата.

 

Кирилл Серебренников

художественный руководитель «Гоголь-центра»

«Сделана и делается большая работа, ведь это серьезная история — запуск театра с нуля. Создание нового репертуара — семь премьер; перенос репертуара с другой площадки; создание технической базы, команды, программы; параллельно запуск режиссерской лаборатории, где режиссеры, драматурги и художники вместе работают; параллельно — большой и важный проект «Платформа». Тяжело это все как-то комментировать даже, не знаю. Не то что у меня, а ни у кого, мне кажется, подобного в жизни не случалось. Напряженный ритм, без выходных, без остановок. Все уже хотят, чтобы поскорее закончился июнь и начался отпуск.

Может, кто-то и сомневался, что осуществить заявленные полгода назад планы удастся в полной мере. Но, видите ли, я — человек, который привык отвечать за слова и начатое доводить до конца. Со мной бесполезно входить в конфронтацию в этом плане. А сообщать вам свою рефлексию по этому поводу я не хочу, это было бы странно. Это ведь не важно. Дело сделано, есть результат. Это — главное. Все время вспоминаю фразу финала «Королевы Марго» Патриса Шеро, когда Софи Марсо с головой отрезанного любовника сидит, и мальчик-паж ей говорит: «А вот у вас платьице-то в крови», — на что она отвечает: «Была бы улыбка на устах». Так что главное, что есть улыбка на устах. А остальное — пот, кровь, слезы и прочее — никому не интересно. Главное, что в театре кипит жизнь, выпускаются успешные премьеры, приходят хорошие люди, многое интересное планируется. И полные залы. Вот это главное».

 

 

Лучшие привозные спектакли

«Ahead»

что это: Прошедший сезон особенно богат фестивальными показами высококлассных европейских спектаклей. Сложилась небывало многообразная и полная картина основных достижений западного театра: здесь и аудиовизуальная инсталляция без актеров композитора Хайнера Геббельса — «Вещь Штифтера» на «Золотой маске»; и снимающееся на сцене в режиме реального времени высококлассное кино по мотивам «Фрекен Жюли» в постановке Кети Митчелл — «Кристина» на фестивале NET; и два филигранных постдраматических шедевра Люка Персеваля — «Отелло» и «Вишневый сад» на «Сезоне Станиславского»; и эксцентричный моноспектакль внука Чаплина Джеймса Тьере — «Рауль» на Чеховском фестивале; и в довершение чистейший по форме трехактный балет «За 6000 миль», тоже показанный на Чеховском. Но если NET, «Сезон Станиславского», «Золотая маска» и Чеховский фестиваль — довольно-таки привычные поставщики передового театра («Территория» в этом году не отличилась успешной международной программой), то фестиваль театров танца «Цех» приятно удивил мощной работой малоизвестного у нас немца Яна Пуша «Ahead» — сложносочиненным балетом, призывающим зрителя здесь и сейчас совершить выбор.

почему это важно: Прокат спектакля — заведомо убыточное предприятие, возможное только при наличии солидной материальной поддержки государства, фондов или меценатов. Рост количества театральных фестивалей и обширность предлагаемых ими программ говорят о пусть и неуверенно, но возрастающей заинтересованности в театре городских властей и крупных бизнесменов.

 

Екатерина Алексеенко

директор фестиваля театров танца «Цех»

«Когда составлялась программа, было много претендентов, и я вспомнила про Браунвейг театр Яна Пуша, который впервые видела в 2003 году в Питере на фестивале Tanz. Они привезли тогда звезд современного театра танца Европы — Сашу Вальц, Кристину де Шатель, Анук ван Дайк, Яна Фабра. Но на сцене Балтийского дома 10 лет назад они смотрелись «гостями из будущего», понятными только для узкого круга любителей. И вот, почти 10 лет спустя, я пишу Яну Пушу письмо с просьбой прислать видео своей последней работы. А он присылает в ответ только трехминутный тизер — все, что было на тот момент. И это тот редкий случай, когда трех минут оказалось достаточно, чтобы понять — это круто. Решили рискнуть, начать переговоры до того, как увидим спектакль полностью. А спектакль достаточно масштабный, много костюмов, сложные декорации. Пошел разговор о гонораре, и шел долго и мучительно, пока Ян Пуш не приехал на техническую встречу в Москве. Тут он сразу понял ситуацию, контекст нашего, скажем так, небогатого фестиваля. В итоге согласился приехать и выступить с гонораром в два раза меньше первоначальной суммы и скромно согласился жить в гостинице Орехово. Спектакль в итоге прошел с большим успехом. Не зря рисковали».

 

 

Скандал в Большом театре

None

что это: Сергей Филин, перешедший из Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в апреле 2011 года, оказался в реанимации после нападения на него неизвестного, брызнувшего в лицо художественному руководителю балета Большого театра кислотой. Выступившие с полярными комментариями в СМИ гендиректор Большого Анатолий Иксанов и премьер Николай Цискаридзе заставили театральную общественность вновь говорить о борьбе за власть в главном театре страны. В довершение неоднозначной интриги руководство Большого театра не стало продлевать контракт с Цискаридзе, который закончился 30 июня.

почему это важно: При всей своей дикости важен не столько прецедент с кислотой, сколько тенденция говорить о Большом театре в первую очередь как эпицентре зловещих интриг и борьбы за власть, забывая собственно о постоянно выпускающихся там спектаклях мирового уровня.

 

Андрей Меркурьев

ведущий солист балета Большого театра

«Хочу поддержать театр, в котором работаю и в котором провожу большую часть своей жизни. Нас, безусловно, потрясло трагическое событие с нашим руководителем балета. И мы искренне желаем ему поправиться. Артисты и все работники театра работают в полном режиме. Когда слышу по телевидению вранье о моем театре, становится не по себе. Сегодня балет готовит две большие премьеры. Помимо этого мы готовимся к важным гастролям в Лондоне. В начале июня балет Большого театра с огромным успехом гастролировал в Австралии. Этот сезон был для нас очень насыщенным и полноценным. Большой театр всегда был и будет на вершине».

 

 

Пожар в ГИТИСе

None

что это: В историческом здании крупнейшего театрального вуза Европы вечером 28 марта произошло возгорание, грозившее перерасти в опасный для деревянного памятника архитектуры пожар. Несмотря на то, что пожарная часть находится в соседнем здании, огонь удалось победить только к утру. Пострадал главным образом третий этаж — легендарный режиссерский факультет. Министр культуры пообещал восстановить здание в насколько возможно короткие сроки. Учебный процесс не прерывался.

почему это важно: Студенты ГИТИСа, помнящие скандальное назначение властями на пост ректора человека с сомнительной репутацией по имени Юрий Шерлинг, убеждены, что за особняк в Малом Кисловском ведется борьба и что городские власти заинтересованы в переселении главного корпуса университета в новое здание за пределами Садового кольца — на улице Гарибальди. Отсюда слухи о поджоге.

 

Карина Мелик-Пашаева

ректор Российского университета театрального искусства — ГИТИС

«Пожара у нас не было. Было возгорание в чердачном помещении. Но когда начинают тушить чердачное возгорание, особенно в старом особняке с деревянными перекрытиями, проливают все, льют со страшной силой. Поэтому мы больше пострадали от воды, чем от огня. По поводу слухов о переселении на Гарибальди. Гарибальди — гитисовское помещение, мы оформили свое оперативное управление на него. С 1 марта этого года там уже занимаются студенты. Там сейчас проводят занятия заочных курсов, там же мы будем частично проводить набор на некоторые наши специальности. Там еще есть строительные недоделки, устранением которых занимается организация, которая все это строила. Но при этом все наши прежние здания никуда не отдаются, есть все соответствующие документы. Никаких поводов для каких бы то ни было опасений у нас в этом смысле нет».

 

 

Ребрендинги

Московский театр кукол

что это: В этом сезоне кардинально сменили имидж сразу несколько московских театров. По результатам конкурса, проведенного Департаментом культуры, дизайн-студия Zoloto Group разработала новый облик Театра им. Маяковского, а студент «Британки» Максим Сойфер — Театра им. Пушкина. Возглавивший Театр им. Ермоловой Олег Меньшиков и новая администрация ДК ЗИЛ, недолго думая, пригласили тех же Zoloto Group, а новый внешний вид заново рожденного Московского театра кукол придумала команда, приведенная Филиппом Григорьяном. Центр им. Мейерхольда тем временем запустил масштабный проект «Почерк» — открытый конкурс на новый дизайн для ряда российских театров.

почему это важно: Помимо того что логотипы театров становятся узнаваемыми, процесс обновления подспудно работает на создание нового типа конвенции между современным театром и зрителем. Футболка с геометричным логотипом ДК ЗИЛ, сумка или термокружка с портретом Ермоловой — все это работает как знак причастности к меняющемуся стилю жизни.

 

Ольга Топунова

куратор проекта «Почерк»

«Москва стала меняться, пошел процесс обновления, и нам стало интересно понять, по каким законам эти изменения происходят — как, например, театры находят дизайнеров. Начали с того, что позвали поразмыслить с нами на эту тему Игоря Гуровича, самого востребованного в театральной среде дизайнера. Были придуманы разные варианты универсальных моделей работы дизайнера с театром, но пришли к тому, что рецепта нет и быть не может. Театр в Москве и театр в Пскове не могут быть одинаковыми. Так и вышли на российский контекст — пригласили принять участие в проекте несколько региональных и московских театров и объявили конкурс для дизайнеров, победители которого уже сейчас работают индивидуально каждый со своим театром. И здесь происходит еще одна важная вещь — театры учатся формулировать свою миссию, потому что графический дизайн от этого отталкивается и очень четко это схватывает. Ждем готовых проектов к декабрю».

 

 

«Добрый человек из Сезуана» в Театре им. Пушкина

что это: Громкий успех «Доброго человека из Сезуана» Юрия Бутусова, приглашенного в Театр им. Пушкина, впервые обратил внимание на находившуюся прежде в тени труппу Пушкинского как на команду высококлассных актеров. Брехтовская притча о невозможности выживания доброты и необходимости быть жестоким впервые прозвучала без привкуса неестественности и языковой неказистости: пронзительные зонги в спектакле Бутусова исполняются на языке оригинала.

почему это важно: После серии крупных спектаклей Юрия Бутусова в «Сатириконе», петербургском Театре им. Ленсовета и Театре им. Пушкина можно с уверенностью говорить о появлении нового авторского театра. Это театр громкой поэзии, ярких цветов и широких жестов, опирающийся не на логику, но на режиссерскую интуицию. В каждый театр Бутусов приносит с собой небывалого уровня энергию, заставляя артистов работать на пределе своих возможностей.

 

Александра Урсуляк

исполнительница роли Шен Те в спектакле «Добрый человек из Сезуана»

«Я считаю, что Юрий Николаевич — это явление русского театра, о котором будут говорить потомки еще очень-очень долго. Это гордость нынешнего русского театра, человек невероятно профессиональный, умеющий правильным способом организовать процесс и при этом невероятной красоты и чистоты человек, способный на тонкие чувства. До того как начались репетиции, я, конечно, понимала, что он большой режиссер, и мне нравились его спектакли, которые я видела. Но про него говорили, что он — режиссер-тиран, что с ним невозможно репетировать, что это каторга и мука, что это какой-то кошмар и ужас и все такое прочее. А в процессе работы мое мнение доросло до того, что я вам в начале сказала».

 

 

 

«Театральный альманах»

«Театральный альманах»

что это: Мини-фестиваль коротких спектаклей от создателей «Театральной бессонницы» (вроде ночных кинопоказов, только в театре) — продюсерского дуэта Vottebe. Обычно на «Театральный альманах» звали нескольких режиссеров, которые за короткое время ставили на площадке Центра им. Мейерхольда спектакли на заданную тему — герой, любовь, свобода. 25 мая же впервые свои работы представили не отдельные режиссеры, а семь целых театров. Именитые коллективы подготовили короткометражные высказывания на тему «Театр».

почему это важно: Во-первых, ничего подобного прежде не было. Во-вторых, это уникальная возможность без прикрас увидеть объективный срез современного российского театра. А факт участия в «Альманахе» обособленных театральных коллективов говорит о тенденции к диалогу внутри сообщества, давно назревшей необходимости.

 

Виктор Рыжаков

художественный руководитель Центра им. Мейерхольда

«Альманах» — это срез времени, театрального времени, которое объединяет в себе совершенно разные взгляды разных поколений, разных художников. «Альманах» — это попытка этакого группового портрета, что ли. Он иллюстрирует чуткость театра ко времени, но в то же время в нем не теряются голоса традиции. Глядя на него, мы можем понять, куда современный театр двигается. Смысл в том, что на предложение об участии отзываются те, кому это почему-то важно, у кого есть потребность быть в сообществе — они и составляют картину активности. И в первую очередь важен этот получающийся диалог. Собственно, так мы «Альманах» и позиционируем — это место для диалога театрального сообщества».

 

 

 

«Идеальный муж. Комедия» в МХТ им. Чехова

None

что это: На основной сцене МХТ им. Чехова Константин Богомолов устроил беспардонный трэш. Уайльд и Чехов, шансон и геи, кокаин и обнаженная Дарья Мороз, Мефистофель в рясе и Путин в аду. «Идеальный муж. Комедия» — результат хитроумного монтажа нескольких хрестоматийных текстов, частично видоизмененных и дописанных из юмористических соображений собственноручно Богомоловым. Получилась совершенно самостоятельная история, в которой представители верхушки общества общаются цитатами из хрестоматийной классики.

почему это важно: Не говоря о своеобразии художественного языка Богомолова, масштабный политический фарс на сцене главного драматического театра страны — явление само по себе небывалое. Но главное — сложно вспомнить подобный резонанс в СМИ от какого бы то ни было театрального события. Впервые администрация МХТ им. Чехова вынуждена была вывесить у кассы объявление: «На спектакль «Идеальный муж. Комедия» — не больше 5 билетов в одни руки».

 

Константин Богомолов

режиссер спектакля

«Неудобно комментировать степень успешности или неуспешности собственного спектакля. Но для меня лично это, естественно, в определенной степени этапный спектакль. Это движение в сторону того театра, который мне интересен, шаг в сторону обретения свобод. Я уже говорил по поводу того, что в спектакле есть разные слои. И я не считаю, что это радикальное зрелище, и даже провокации в нем нет. Подвох — да. Подвох — подходящее слово. Для меня это важно потому, что — опять же, я не раз об этом говорил — для меня в этом и есть суть театрального дела, театрального искусства. Театральное искусство — это не жизнь человеческого духа на сцене, а искусство обмана. И я пытаюсь совершенствовать это искусство».

 

 

 

Драматурги работают в театрах

«Братья»

что это: Трилогия по классике мирового кино в «Гоголь-центре»: «Братья» Мизгирева, «Идиоты» Серебренникова и «Страх» Наставшева — результат непосредственного участия драматургов: Михаил Дурненков адаптировал одновременно к сцене и современности сценарий Висконти, Валерий Печейкин — Триера, Любовь Стрижак — Фассбиндера. Тем временем в «Практике» та же Стрижак видоизменила собственную пьесу «Кеды»; Андрей Стадников, работая с режиссером Юрием Квятковским, зарекомендовал себя как специалиста в драматургической обработке вербатимов; драматург Саша Денисова стала второй рукой худрука Маяковки Миндаугаса Карбаускиса, принимая непосредственное участие во всех главных проектах театра.

почему это важно: Драматург как профессия до сих пор в России воспринималась в дистанции от собственно производственного театрального процесса: человек пишет пьесу дома, потом предлагает ее купить всевозможным театрам. Тенденция привлечения драматургов к прямому участию в создании спектаклей — шаг к в сторону европеизации театральной практики: немецкий, польский, часто французский современный театр не обходится без работающего рука об руку с режиссером драматурга.

 

Саша Денисова

драматург, заместитель художественного руководителя в Театре им. Маяковского

«Драматург в театре — это просто нужно. Как по мне, он должен быть таким же участником процесса, как режиссер и актеры. В немецком театре драматург необходимая фигура, вроде заведующего бутафорским цехом: без него никак. Он и на репетициях поправки вносит. Драматург там совмещает служебные и творческие функции — инсценировки, адаптации, завлитство, то есть отвечает за все, что касается текста. Я еще не дошла до такого самопожертвования: я просто пишу пьесы во время репетиций. Хотя сделала и адаптацию, переписав ибсеновского «Врага народа». В Маяковке на днях мы открыли Студию Off — студию документального и сочинительского театра: пока что актеры учатся и увлеченно приносят вербатимы на заданную тему. Потом из их работ мы составим новый спектакль «Декалог»: наша версия десяти заповедей, им откроем реконструированную сцену на Сретенке. А ведь не будь драматурга — открывали бы сцену чем-то традиционным. А так будет док на библейскую тему. Вот зачем драматург в театре. Для жизни».

 

 

Казаки в Сахаровском центре

«Московские процессы»

что это: Документальный спектакль швейцарца Мило Рау «Московские процессы», реконструирующий в Сахаровском центре суд над Pussy Riot, попытались сорвать сотрудники Федеральной миграционной службы и казаки. Попытка была неудачной, спектакль был продолжен.

почему это важно: С одной стороны, наличие и поведение казачьих группировок в городе интересно само по себе. Но важно и другое: прецедент с «Московскими процессами» есть своего рода продолжение истории с выставкой трехлетней давности «Запретное искусство», закончившейся тогда обвинительным приговором суда. И если кураторы Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров получили штраф «за разжигание», то организаторов показа вполне нейтральных «Московских процессов» пытаются, похоже, уличить в шпионаже.

 

Михаил Калужский

журналист, руководитель театральной программы Сахаровского центра

«Дело даже не в том, что 3 марта к нам в Сахаровский центр во время «Московских процессов» пришли казаки. Дело в том, что кроме казаков к нам приходили сотрудники Федеральной миграционной службы и террорист Энтео в сопровождении операторов. Потом все было тихо, мы играли спектакли и проводили семинары. А потом кто-то нарисовал на потрете Андрея Сахарова знак доллара. А потом прокуратура стала проверять, не иностранные ли мы агенты».

 

 

Спектакли Дмитрия Волкострелова

«Shoot/Get Treasure/Repeat»

что это: Самый плодовитый среди театральных экспериментаторов, 30-летний Дмитрий Волкострелов за сезон поставил порядка семи спектаклей: от документального моноперформанса в Доме ветеранов сцены и оперы в Москве до восьмичасового «музея 16 пьес» «Shoot/Get Treasure/Repeat» по Равенхиллу (в соавторстве с Семеном Александровским) в театре Post и «Любовной истории» с бесконечным финалом по Хайнеру Мюллеру в «Приюте комедианта» — в Петербурге. В довершение Волкострелову работающей с ним художнице Ксении Перетрухиной вручили спецприз «Золотой маски» за за все сразу.

почему это важно: Волкострелов опережает тренды. Волкострелов утверждает, что занимается не театром, а современным искусством. Его притягивают пограничные зоны. Острее других он чувствует постоянно меняющиеся законы восприятия современного зрителя, сидящего в зале с айпэдом. Волкострелов делает театр будущего. Во всяком случае, не последнюю его разновидность.

 

Дмитрий Волкострелов

режиссер, основатель и руководитель петербургского театра Post

«Самым сложным было работать над оперой — там было очень холодно. И находиться все время в этом подвале было затруднительно. И еще, конечно, была другая сложность: в опере режиссер лишен очень важного инструмента — возможности работы со временем. Со временем уже отработал композитор. Существует музыкальная партитура, которая идет, и ты не можешь ее остановить, сделать паузу. С этим сложно было смириться. Но мы приняли это и пошли по пути отрицания: у нас нет работы со временем, у нас не будет еще ряда вещей. И мы убрали еще ряд важных для режиссера составляющих: о'кей, мы убираем картинку. Посадили всех в куб. Уметь отказываться — это важно».

 

 

 

Курс Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ

«Это тоже я»

что это: Режиссер «Копов в огне» Юрий Квятковский основное свое время проводит в Школе-студии МХАТ — преподает на курсе Дмитрия Брусникина. Со студентами Квятковский поставил вербатим про жителей Москвы «Это тоже я», тут же взявший приз на фестивале «Текстура» и вошедший в репертуар «Практики»; музыкально-пластических, но инфернально-реалистичных и искренних «Бесов» Достоевского (режиссировал Михаил Мокеев) в соответствующих по духу Боярских палатах; перформанс по картинам Гончаровой и Ларионова «Второе видение» там же. Все это полноценные спектакли, на которые можно купить билет. Притом что студенты только перешли на третий курс.

почему это важно: До брусникинцев, активно взятых в оборот Квятковским, только студенты мастерской Серебренникова совмещали занятия в институте с выступлениями на профессиональной сцене. Аналогия эта говорит о том, что на выпуске Москва получит готовую профессиональную труппу. Не говоря о том, что работы продвинутого курса, вошедшие в репертуар «Практики» и Боярских палат, уже стали хитами, а студенты обзавелись армией поклонников.

 

Юрий Квятковский

режиссер объединения Le Cirque Da Charles La Tannes, педагог на курсе Дмитрия Брусникина в Школе-студии МХАТ

«Брусникин — супероткрытый человек, интересующийся, готовый все время что-то пробовать, без каких-то комплексов или замшелых привычек. Работа со студентами требует максимальной концентрации. К любому сказанному слову относишься намного ответственнее. В Школе-студии пытаешься внятно объяснить все самому себе и людям, которые тебя слушают. Здесь я не могу, например, не довести проект до конца, сдаться, как это было несколько раз с театрами. Если ты сдаешься, то сразу внедряешь в людей вредоносную бациллу, они смотрят на тебя и думают: оказывается, можно забить. Это очень дисциплинирует и не дает уйти в дебри. Всегда полезно возвращаться к основам, к простым правилам, к базису. Как бы мы ни хотели заниматься суперэкспериментальным театром, синтезом, соединять жанры — всем тем, что мы пропагандируем в Цирке Шарля Танна, — все равно кто-то должен всегда думать про базис».

 

 

«Вне системы» Кирилла Серебренникова в МХТ

«Вне системы»

что это: Сыгранный единожды спектакль Кирилла Серебренникова в МХТ им. Чехова, приуроченный к 150-летию Станиславского. Пьесу Михаила Дурненкова, составленную из всевозможных писем, мемуаров, записок и стенограмм, под музыку Александра Маноцкова разыграли Олег Табаков, Константин Хабенский, сам Кирилл Серебренников, Алла Покровская, Константин Райкин, Дмитрий Черняков, Виктор Рыжаков, Алексей Бартошевич, Евгений Миронов, Михаил Угаров, Илзе Лиепа… В общем, практически все главные представители здешнего театра.

почему это важно: В одном месте и в одно время собрались (за редкими исключениями) все те, кто ответственен за театральный процесс настоящего времени: одни на сцене — другие в зале. Действие невозможно было воспринимать в отрыве от осознания факта соборности — зрители были одновременно участниками своего рода коллективного отчета перед историей театра. Пьеса «Вне системы» выросла из написанной двумя годами ранее Михаилом Дурненковым пьесы «Не верю» (здорово реализованную Маратом Гацаловым в Театре им. Станиславского и постыдно снятую с репертуара Валерием Беляковичем) — про молодого Станиславского.

 

Михаил Дурненков

драматург

«Для меня это такая внутренняя дилогия — «Не верю» и «Вне системы». Первая заканчивается открытием МХТ, вторая захватывает весь мхатовский период жизни Станиславского, вплоть до самой его смерти. Поэтому и получилось, что «Не верю» про максимализм, про поиск границ между жизнью и искусством, про жертвы «на алтарь», а «Вне системы» — про зрелость Станиславского, про его безоглядное путешествие в творчество, уже без сомнений в том, чем и как он будет заниматься. Там есть такая внешняя вещь в этой пьесе — во «Вне системы» — живой Станиславский versus бронзовение. Внешняя, потому что это работа с нашим сознанием, а не с сознанием Станиславского. У него-то не было проблем с этим его превращением в памятник. Он в него не превращался, и все тут».

 

 

Гражданский пафос, сатира и политика на сцене

«Враг народа»

что это: Тенденция выносить на сцену актуальные политические темы, напрямую говорить о беззаконии, призывать к гражданственности или попросту высмеивать действующую власть и царящие в стране нравы. Даже в сравнении с прошлым, политически активным годом, когда за всех отдувался главным образом «Театр.doc» (спектаклем-акцией о смерти Магнитского «Час восемнадцать» и сатирическим фарсом «БерлусПутин», в этом сезоне политических и околополитических действ — как грибов после дождя. Гротескный сатирический фарс Богомолова «Идеальный муж. Комедия» в МХТ им. Чехова, «Идиоты» Серебренникова в «Гоголь-центре» со сценой сжигания макета Кремля, цитирующий Навального и Удальцова «Враг народа» Саши Денисовой и Никиты Кобелева в Маяковке, вторая часть «Часа восемнадцати» в «Театре.doc».

почему это важно: Пусть с небольшим отставанием, но все же — эхо Болотной отозвалось в театре. Впервые со времен молодой Таганки можно с уверенностью говорить о политически неравнодушном театре как о равноправном и даже богато представленном жанре театрального действия.

 

Михаил Угаров

режиссер, драматург, художественный руководитель «Театра.doc» и Центра драматургии и режиссуры

«Политического театра до настоящего времени не было десятилетиями. Но впечатление от происходящего в этом сезоне у меня двойственное. С одной стороны, активность невероятная. Но только учитывая это предшествующее бесконечное молчание. А если серьезно анализировать процесс, то политический театр все же пока слаб. Нет своей традиции, есть немецкая. Появляется сатира, претендующая на звание политического театра. Это тренд, политика входит в моду. Ну пускай — в следующем сезоне появится больше таких спектаклей. Коммерческий театр берет на вооружение этот тренд. Но остается при этом в категории «сатира» и «юмор». Ну что ж, так бывает. Задача настоящего политического театра — менять сознание зрителя, зритель должен выходить со спектакля другим. Мы знаем, что после настоящих политических спектаклей люди идут на революцию. Были такие примеры. Правда, очень давно. Но они были».

Ошибка в тексте
Отправить