«Хоббит: Нежданное путешествие» Зельвенский о главной премьере месяца
Питер Джексон уже не тот, кулинария троллей, реанимация ежика: обозреватель «Афиши» разбирается с «Хоббитом».
К одинокому и задавленному бытом, но в целом довольному жизнью хоббиту по имени Бильбо Бэггинс (Фриман) едва знакомый волшебник Гэндальф (МакКеллен) однажды приводит тринадцать гномов во главе с гномьим королем в изгнании Торином (Армитидж). Уничтожив все припасы, устроив в хоббичьей норке настоящее свинство и вдобавок обозвав добропорядочного Бэггинса вором, гости предлагают ему отправиться с ними за тридевять земель (с высокой вероятностью погибнуть в пути), непонятным пока образом пробраться в заколдованную гору и украсть для них фамильное золото из-под носа у страшного дракона. Вопреки всякой логике хоббит соглашается.
Самые первые панические отзывы — Питер Джексон уже не тот! — оказались ложной тревогой; он ровно тот, каким его оставили в Средиземье десятилетие назад. Режиссер-максималист, подмявший (или поднявший) целую страну для производства своего фильма, в процессе работы разогнавший хронометраж и решивший взвинтить вдвое даже частоту смены кадров (Россию, как известно, это не коснется). Он по-прежнему умудряется маниакально прорисовывать тысячи малюсеньких фигурок на заднем плане не в ущерб главным героям и эпическому ритму истории, он по-прежнему владеет магией большого стиля в батальных сценах и мастерством уютной волшебной сказки, когда герой оказывается в темном лесу наедине с неведомыми силами. Когда Бильбо впервые видит кольцо и в саундтрек аккуратно вплетается главная тема из трилогии, когда душераздирающий Горлум начинает играть с ним в загадки, когда камера парит, открывая какой-то очередной невероятный пейзаж, почти всякий раз, когда из темноты появляется знакомый силуэт Гэндальфа (имеющего тут обыкновение отлучаться), — этих десяти лет как не бывало.
«Невозможно одинаково экранизировать безразмерный эпос, в который автор вложил все свои соображения о судьбах цивилизации по итогам двух мировых войн, и скромных размеров детскую сказочку»
Проблемы «Хоббита» тоже легко предсказуемы: как ни вертись, невозможно одинаково экранизировать безразмерный эпос, в который автор вложил все свои соображения о судьбах цивилизации по итогам двух мировых войн, и скромных размеров детскую сказочку. Опасения, что всю первую часть хоббит будет собирать вещи в дорогу, не оправдались, но фильму присуща некоторая раздражающая неторопливость, особенно поначалу: сперва идет обстоятельное вступление с экскурсом в историю, потом второе вступление из завязки «Властелина колец», и только потом флешбэком потихоньку стартует собственно действие. Кроме того, герои не упускают ни одного шанса почесать языками — и мы вынуждены слушать, к примеру, нудный спор трех безмозглых троллей о кулинарии.
Неспешность, впрочем, была и в трилогии, а вот тон Джексона под воздействием материала все же неуловимо изменился: стало больше детского (точнее, слегка пэтэушного, по крайней мере в переводе) юморка и странных лирических отступлений вроде реанимации ежика. А словно вырубленных из камня героев сменила невнятная толпа гномов — один похож на Депардье, у другого модная ушанка, у третьего дреды, четвертый старый и так далее, кто их разберет. Стоит тут ненадолго появиться персонажам «Властелина» — Элронду, Саруману и особенно Галадриэль, — как те, и без того некрупные, съеживаются на глазах самым буквальным образом. Бэггинс безупречен и, пожалуй, выигрывает у вечно таращившего глаза Фродо, но это происходит за счет общего снижения драматического накала, снижения ставок. Достаточно сказать, что главное персонифицированное зло в фильме не темный властелин, мечтающий поработить мир, а какой-то гнусный орк-инвалид, испытывающий личную неприязнь к одному из гномов.
И конечно, если Питер Джексон тот же, то мы изменились. Мы в истекшем десятилетии ломились на «Аватар», мы видели столько битв «в духе «Властелина колец», что на экшен-сценах в «Хоббите» внимание мгновенно рассеивается, мы посмотрели столько эпигонских сказок и столько раз пересматривали самого «Властелина», что старики с посохами и гномы с топорами стали таким же будничным элементом кинорассказа, как астероиды и цунами после блокбастеров 1990-х. Нас гораздо сложнее, уже почти невозможно удивить. Что ж, по крайней мере «Хоббит» — идеальный повод вспомнить времена, когда еще удавалось удивляться. Кажется, для этого и перечитывают детские книжки.