перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Ценный кадр Наум Клейман о дружбе с Марленом Хуциевым и Геннадием Шпаликовым

В новом выпуске рубрики об интересных фотографиях из личных архивов директор Музея кино Наум Клейман рассказывает про первый просмотр «Заставы Ильича» и про то, как Геннадий Шпаликов писал сценарий фильма «Я шагаю по Москве».

Архив

Наум Клейман

Киновед

Этой фотографии ровно пятьдесят лет, она всегда стояла и сейчас стоит у меня дома на книжной полке. Подарил мне ее мой первый друг по ВГИКу — сценарист Геннадий Шпаликов, с которым в начале учебы мы всегда сидели за одним столом. Слева от него на фото — режиссер Марлен Хуциев: с ним я был знаком еще со студенческой практики на Одесской киностудии, где он ставил «Два Федора», но подружился во время его совместной с Геной работы над фильмом «Застава Ильича».

У обоих на фотографии очень грустный вид: как раз в 1962 году эта картина — один из главных фильмов эпохи «оттепели», эстетический и этический манифест нашего поколения — «легла на полку» по гневному требованию Генерального секретаря ЦК КПСС Хрущева. Почему-то Никита Сергеевич решил (или ему внушил идеологический отдел ЦК?), будто фильм «противопоставляет молодежь старшему поколению» и вообще полон ревизионистских идей (самое страшное в те годы обвинение). Только через два года частично переснятый, сокращенный, перемонтированный и переозвученный фильм выйдет на экраны ограниченным тиражом под названием «Мне двадцать лет». Но на этой фотографии режиссер и сценарист еще не знают судьбы своего детища.

Мы все, успевшие посмотреть фильм на студийном просмотре и признавшие его шедевром, переживали тогда запрет картины как личную трагедию. Через 20 с лишним лет «Заставу Ильича» удалось восстановить в первоначальной версии. Правда, Шпаликов до этого нового времени уже не дожил… Помимо дарственной надписи фотографию украшает надпись на лбу Гены: «Я шагаю по Москве». Он тогда только начал работать над этим сценарием и еще не знает, что фильм по нему поставит в 1963 году Гия Данелия, что эта их «лирическая комедия» станет одной из самых любимых картин советского зрителя, и именно после ее премьеры, а не благодаря «Заставе Ильича», имя Шпаликова станет знаменитым. Хотя у этих фильмов и много общего: три друга-сверстника (отзвук популярных тогда «Трех товарищей» Ремарка), юная героиня, мастерски схваченное и переданное чувство радости жизни, необыкновенное обаяние «оттепельной» Москвы… Но в «Я шагаю по Москве» ни слова о лжи и лицемерии в обществе, об ответственности каждого перед прошлым и будущем страны, что делает столь значительным и актуальным до сих пор фильм Шпаликова и Хуциева. Гена, конечно, не халтурил, но чувствовал, что «Я шагаю по Москве» — облегченный и даже несколько «старомодный» вариант «Заставы Ильича». Возможно, поэтому он написал на своем лбу название нового сценария по дореволюционной орфографии. Теперь обе картины стали классикой и в определенном смысле дополняют друг друга. И в каждой из них, поставленных выдающимися режиссерами, слышен голос сценариста и поэта Геннадия Шпаликова.

Ошибка в тексте
Отправить