перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Большой фестиваль мультфильмов Лучшие фильмы и программы

Архив
Иллюзионист

Иллюзионист

Вторая полнометражная лента автора «Трио из Бельвилля». В некотором роде автобиографический сценарий Жака Тати про фокусника-неудачника, вынужденного на краю мира разыгрывать перед простодушной девушкой роль настоящего волшебника, Сильвену Шоме в разгар работы над «Трио» принесла дочь покойного комика. До экранизации отцовского замысла Софи Татищева, увы, не дожила, но, следуя ее указаниям, Шоме лично прорисовывал каждое движение главного героя, на семь лет превратив «Иллюзиониста» в один из самых ожидаемых мультипликационных фильмов.

Фантазия

Фантазия

Симфонический мультфильм Уолта Диснея. Восемь музыкальных фрагментов, от Токкаты и фуги ре минор Баха до «Ave Maria» Шуберта, сопровождают восемь зарисовок: абстрактный экспрессионизм в духе немецкого авангарда 1920–30-х, звериные пляски под «Танец часов» Понкьелли, изучение магии Микки-Маусом, иллюстрация эволюционной теории, античная вечеринка в честь Бахуса, бессюжетная фантазия о временах года и дьявольский шабаш под предводительством Белы Лугоши, разгоняемый наутро превосходящими силами добра и света.

Фантазия 2000

Фантазия 2000

Коллективный оммаж диснеевской «Фантазии», нарисованный в 1999 году к 60-летию студии. Семь новых музыкальных фрагментов (Бетховен, Респиги, Гершвин, Шостакович, Сен-Санс, Элгар, Стравинский) и соотвествующих им мультипликационных эпизодов были дополнены позаимствованным из оригинального набора «Учеником чародея».

Allegro Non Troppo

Allegro Non Troppo

Еще одна работа, вдохновленная «Фантазией» Уолта Диснея. Шесть этюдов на музыку Дюбюсси, Дворжака, Равеля, Сибелиуса, Вивальди и Стравинского нарисовал склонный к иронии мультипликатор Бруно Боццетто. В последнее время итальянский мэтр предпочитает работать с иллюстрирующими национальные и гендерные стереотипы квадратами и кругами, но в далеком 1976 году синхронизировал «Болеро» Мориса Равеля с самозарождением жизни в бутылке из-под «Коки», брошенной астронавтами на неведомой планете.

Пережить самого себя (теория и практика)

Пережить самого себя (теория и практика)

В новой работе чешский визионер Ян Шванкмайер («Алиса», «Полено», «Лунатизм») обращается к популярной в наши дни теме контроля за сновидениями. Заявленный как «психоаналитическая комедия» фильм про то, что изменять жене небезопасно даже во сне, снят с использованием анимационной техники перекладки: съемки живых актеров обрастают сюрреалистическими и привычно жутковатыми аппликациями из фотографий, газетных вырезок и прочего хлама.

Программа «Следы невиданных зверей» (от 4 лет)

Программа «Следы невиданных зверей» (от 4 лет)

Костяк программы новых мультфильмов для самых маленьких составляют работы из цикла «Современные сказки мира» по стихам Артура Гиваргизова — в том числе «И ля, и си, и до-диез» про побег с урока музыки в темный лес бессознательного и «И все-таки» про поиски подлинной личности кошки. К абсурдисту Гиваргизову прилагаются португальская и сефардская колыбельные из цикла «Колыбельные мира», сказка «Пумасипа» про влюбленных охотников манси из завершаемого студией «Пилот» цикла «Гора самоцветов» и не лишенная трагизма история «Про птицу», в которой упорные попытки вороны взлететь вознаграждаются не самым ожидаемым образом.

Программа «Приливы туда-сюда» (от 8 лет)

Программа «Приливы туда-сюда» (от 8 лет)

В программу для тех, кто постарше, попала еще одна сказка про жизнь заполярных охотников — «Проделки лиса» — из цикла «Гора самоцветов». Две новые серии про безуспешные попытки медведя, зайца и волка спокойно помузицировать в лесу из сериала «Log Jam» работающего в Венгрии Алексея Алексеева. Новый фильм автора «Дождя снизу вверх» Ивана Максимова «Приливы туда-сюда» про слоноподобных обитателей довольно водянистого мира. И клип на песню берлино-нью-йоркского художника, музыканта и поп-философа Джима Авиньона «Middle Class Hell» про ужасы капитализма, сработанный Алексеем Будовским по рисункам автора. Отдельно хочется отметить появление в 2010 году мультфильма «Пуговка» по одноименной песне 1939 года, повествующей о том, как советские дети вычислили шпиона по пуговице с нерусскими буквами.

Программа «Со вечора дождик» (от 12 лет)

Программа «Со вечора дождик» (от 12 лет)

В программе для подростков также имеется эпизод из цикла «Гора самоцветов» — история про преодолевающую препятствия силу любви «После…» по сказке горных татов. Из прочего интересного — футуристический «Квадратурин» по рассказу Сигизмунда Кржижановского про борьбу за квадратные метры посредством расширяющей пространство супермази; нарезанный из газет, плакатов, фотографий и стихов поэта-авангардиста Николая Олейникова коллаж «Кто я такой?» и мультфильм по рассказам Юрия Коваля «Шатало» про нелегкую долю черного кота. Его нарисовал Алексей Демин, чьи акварельные «Кошки под дождем» собрали в свое время немало призов.

Программа «Потери и находки» (для всей семьи)

Программа «Потери и находки» (для всей семьи)

В «семейную» программу собрали отчетливо гуманистические и ратующие за общечеловеческие ценности мультфильмы, благие намерения авторов которых не всегда в достаточной мере поддерживаются художественной ценностью. Впрочем, это определенно не касается отличных историй про то, как детям приходится искать место в мире для случайно обретенных спутников: для пингвина в собравшем более 40 призов по всему миру «Бюро находок» («Lost and Found»), для странной многоножки в «Потерянной вещи» («The Lost Thing») и для утки в «оживающей» книге-раскладке «Счастливый утенок» («The Happy Duckling»).

Программа «Мании и фобии» (от 16 лет)

Программа «Мании и фобии» (от 16 лет)

В самой радикальной программе фестиваля соседствуют трехмерная баллада голландского мультипликатора и музыканта Росто «Лучше дома места нет» («No Place Like Home») про тонущий дом и жильца с дырой вместо глаза; буквальная иллюстрация состояния «земля уходит из-под ног» в психоаналитической картине «Десять» («Dix»); игры воображения по поводу пластической хирургии «Чудо-больница» («The Wonder Hospital») и история про упорство, достойное лучшего применения, — «Корова, которая хотела стать гамбургером» («The Cow Who Wanted to Be a Hamburger») мастера мультипликационной сатиры Билла Плимптона, автора жестоких «25 способов бросить курить» и не менее страшных инструкций «Как целоваться».

Программа «Мы и другие» (от 16 лет)

Программа «Мы и другие» (от 16 лет)

Заявленные в программе темы толерантности, конформизма и человеческих взаимоотношений решаются авторами фильмов то в мелодраматическом, то в сатирическом ключе. К первому типу относятся красивая восьмибитная драма «Пожалуйста, скажи что-нибудь» («Please Say Something») про кризис отношений в паре кошка-мышь и эстонские «Водолазы под дождем» («Divers in the Rain») про трудно совместимые рабочие графики. Ко второму — бодрый французский боевик «Человек в голубом гордини» («L'homme a la Gordini») про бунт в мире, где в порядке вещей не носить штанов, лишь бы грудь прикрывала красная кофта, но совершенно немыслимо предстать перед людьми в голубых портках.

Программа «Внешнее и скрытое» (от 16 лет)

Программа «Внешнее и скрытое» (от 16 лет)

Работы в этой программе условно объединены поиском новых форм в мультипликации, хотя и не особенно выделяются на фоне фильмов из соседних сборников, тоже весьма разнообразных в используемых авторами средствах. Но условность набора не повод не смотреть выведенные чернилами по белому листу будни британских подростков, от скуки берущихся за ружье, в «Ниже пояса» («The Rabbit Punch»); покадрово снятые в живом лесу странные игры человека, запертого в шкафу, в «Грязи на земле» («Dirt In The Ground») и живописное посвящение любимому Кубриком и Лукасом канадскому мультипликатору-самоубийце Артуру Липсетту «Дневники Липсетта» («Lipsett's Diaries»).

Программа «Вопросы и ответы» (от 14 лет)

Программа «Вопросы и ответы» (от 14 лет)

Еще одна условным образом объединенная программа фильмов, «в которых задаются важные вопросы…»: норвежская драма о домашнем насилии «Злой человек» («Angry Man»), социальная сатира из Канады «Галстук» («The Necktie») про то, как полученный на 40-летие неизменный галстук и найденный в шкафу аккордеон заставляют задуматься о бесцельно прожитых годах, и канадский же бурлеск «Лети паровоз!» («Runaway»), где жизнь несется, не разбирая пути и без машиниста, под бодрую музыку композитора «Трио из Бельвилля» Бенуа Шаре.

Эдуард Назаров (Россия). Программа «Жил-был пес» (от 8 лет)

Эдуард Назаров (Россия). Программа «Жил-был пес» (от 8 лет)

Ретроспектива худрука студии «Пилот» напоминает нам, что Эдуард Назаров не только нарисовал яркий лубок «Жил-был пес» про собачью жизнь на украинском хуторе, но и успел в разной художественной манере выступить против гонки вооружений («Равновесие страха») и убийства животных («Охота»), экранизировать стихотворение Генриха Сапгира про прекрасную и ужасную принцессу («Принцесса и людоед») и нарисовать захватывающий роуд-трип «Путешествие муравья» про беглеца, спешащего попасть домой до захода солнца.

Петр Сапегин (Норвегия). От 10 лет

Петр Сапегин (Норвегия). От 10 лет

Театральный сценограф и декоратор с большим стажем работы в московских театрах стал мультипликатором только в 1990 году, перебравшись в Норвегию. Там, на студии Studio Magica, Петр Сапегин 10 лет исследовал художественные возможности пластилина, перед тем как создать новую студию Pravda Productions. В рамках ретроспективы покажут шесть его работ, в том числе картину «Однажды человек купил дом» («Huset pa Kampen») про неожиданный исход попытки извести крысу и кукольную (едва ли не единственный случай отказа от пластилина) «Арию», в которой драма Чио-Чио-сан укладывается в десятиминутную историю ожидания с несколько измененным пронзительным финалом.

«Крылья, ноги и хвосты» (от 8 лет)

«Крылья, ноги и хвосты» (от 8 лет)

Соучастник Александра Татарского по студиям «Мульттелефильм» («Экран») и «Пилот» в 1991 году перебрался в США, где на студии Klasky Csupo работал над сериалами «Настоящие монстры» («Aaahh!!! Real Monsters») и «Ох, уж эти детки!» («Rugrats»), продолжая снимать собственные мультфильмы. Первая программа работ Ковалева — это четыре хорошо известных мультфильма, над которыми он работал с Александром Татрским на студии «Экран»: «Пластилиновая ворона», «Обратная сторона луны», «Крылья, ноги и хвосты» и «Следствие ведут колобки», а также подпольно сделанный тем же тандемом еще в 1974 году хулиганский фильм «Кстати о птичках».  

«Летающий Нансен» (для взрослых)

«Летающий Нансен» (для взрослых)

Вторую программу составляют менее известные широкой публике авторские фильмы Ковалева: сделанные на «Пилоте» обскурные хорроры «Его жена курица» про странное семейство и «Андрей Свислоцкий» про шум в голове и снятые в период работы на студии Klasky Csupo менее мрачные, но по-прежнему сюрреалистические «Птица на окне» про человека в шляпе, «Летающий Нансен» про арктические видения одного лыжника и «Молоко» про плохой день из жизни мальчика.

Бруно Боццетто (Италия). От 10 лет

Бруно Боццетто (Италия). От 10 лет

Помимо спецпоказа, навеянного диснеевской «Фантазией», полного метра «Allegro Non Troppo», на фестивале в рамках ретроспективы можно увидеть короткометражки плодовитого итальянца, снимающего мультфильмы на собственной студии с 1960 года. Покажут ранние сатирические зарисовки — получившего в 1990 году берлинского «Золотого медведя» за лучший короткометражный фильм «Мистера Тао» («Mister Tao») и несколько нарисованных на компьютере во flash, на который Боццетто всецело переключился в конце 1990-х, микросюжетов вроде «Европы и Италии» («Europe & Italy») про особенности национального поведения или «Невро» («Neuro») про жизнь панельного многоквартирного дома в разрезе.

Aardman Animation (Великобритания). Звериные удобства (от 12 лет)

Aardman Animation (Великобритания). Звериные удобства (от 12 лет)

Бристольскую контору, известную своими пластилиновыми шедеврами, основали в 1972 году Питер Лорд и Дэвид Спрокстон, но по-настоящему великой студия стала после того, как в ней обосновался Ник Парк. Именно он придумал главных героев студии — незадачливого изобретателя Уолласа и и его крайне толкового пса Громита. Ретроспектива разбита на две программы, в каждой из которых хватает менее известных и не только пластилиновых работ аардмановских мультипликаторов.

В основе программы — фильмы из серии «Отрывки из разговоров»: основатели студии Питер Лорд и Дэвид Спрокстон записывали речь реальных людей, чтобы затем реконструировать в пластилине воспоминания о войне («Рассказ о войне») и хулиганском детстве («Гоп-стоп») или разговор о свидании с осужденным братом («Условный срок»). Ник Парк развил идею, когда озвучил пластилиновое мокьюментари про обитателей зоопарка записью интервью с иммигрантами — «Звериные удобства» получили «Оскара» и разрослись до одноименного сериала.

Страх сцены (от 14 лет)

Страх сцены (от 14 лет)

Во второй программе мультфильмов студии Aardman с пластилиновыми Уолласом и Громитом («Дело о смертельной выпечке» про серию убийств булочников) и циркачами («Страх сцены») соседствуют 2D- и 3D-анимация: перекликающийся с балабановским «Кочегаром» психо-хоррор «Сестры Пирс» про владелец коптильни и спортивная комедия «Ахэто» про крикетный матч между призраками и скелетами.

Ошибка в тексте
Отправить