2-in-1 Гид по фестивалю
В кинотеатре «35ММ» начинается фестиваль 2-in-1, где показывают программу, составленную Алексеем Медведевым, — новые фильмы Винтерберга, Хартли, Бриссо, Руминова, пятнадцатичасовую историю кино и так далее. Бонус — мастер-класс Леоса Каракса.
Открытие и закрытие
Новый фильм находившегося последние годы в некотором забвении выходца из «Догмы-95» Томаса Винтерберга. Мадс Миккельсен (получивший за эту роль приз на прошлом Каннском кинофестивале) играет мужчину сложной судьбы, живущего в маленьком датском городке, которого по ложному обвинению начинают подозревать в педофилии и подвергают массовому остракизму.
Идею фильма Винтербергу вроде бы подсказал его психоаналитик, а сама «Охота», как давно заведено у режиссера, мало похожа на все его предыдущие картины. Хотя тема аутсайдерства в закрытом сообществе и насилия над детьми отсылает к его знаменитому «Торжеству», в остальном это вполне традиционно и умело сделанная европейская драма.
35ММ, пт 19 октября, 10:00
Фильм закрытия: «Августина» Алис Винокур
Augustine
Дебют интересной девушки Алис Винокур про главного исследователя истерии, профессора Шарко и его самую известную пациентку — юную Августину. Своеобразный приквел кроненберговского «Опасного метода» (во многом именно благодаря Шарко Фрейд наткнулся на золотую жилу психоанализа), пускай и более удобоваримый — в том плане, что сделан не так театрально, с меньшей издевкой и скорее в угоду фестивальной публике.
35ММ, пн 22 октября, 11:00
Конкурс
«Я буду рядом» Павла Руминова
Третий полный метр Павла Руминова. Дебют автора — хоррор «Мертвые дочери» — хвалили скорее за эстетику, в новом фильме как раз довольно беспроигрышное содержание. «Я буду рядом» — история про мать-одиночку, которая ищет приемных родителей для своего шестилетнего сына, после того как у нее диагностируют рак. За пять лет, прошедших с выхода дебютного фильма, Руминов стал чуть меньше давать волю камере, хотя по-прежнему снимает в основном на крупных дрожащих планах, поддерживающих напряженную и несколько истеричную атмосферу.
35ММ, сб 20 октября, 16.30
«Эксперимент «Повиновение» Крейга Цобеля
Compliance
Один из главных независимых хитов этого года, вдохновленный реальным случаем телефонного хулиганства — одним из самых громких и пугающих за последние годы. В начале нулевых, в один из ресторанов сети «Макдоналдс» позвонил неизвестный и, представившись полицейским, заставил менеджера ресторана запереть в подсобке, допросить и обыскать местную кассиршу — под предлогом, что та украла деньги у клиента. Обыск растянулся на много часов, а требования «полицейского», казалось бы, перейдя все границы разумного (вплоть до сексуального насилия), тем не менее были выполнены. Режиссер Цобель в своем несколько эксплуатационном фильме разве что заменил «Макдоналдс» на выдуманную сеть фастфуда; в остальном все как в жизни.
35ММ, сб 20 октября, 21.15
«Остановка на перегоне» Андреаса Дрезена
Halt auf Freier Strecke
Фильм, разделивший в прошлом году в Каннах главный приз с ким-ки-дуковским «Арираном» в конкурсе «Особый взгляд». Гиперреалистичная драма про умирающего от рака мозга отца семейства, прослеживающая все стадии его жизни с болезнью — от оглашения диагноза до трагичного конца. Дрезен в своих художественных фильмах склонен к импровизации — по его словам, в «Остановке на перегоне» сценария не было вовсе.
35ММ, вс 21 октября, 21.00
«Полевая дорога» Родригу Ареяша
Estrada de palha
Странный неспешный вестерн из Португалии про усатого затворника и заодно почитателя американского философа Дэвида Генри Торо, отправляющегося на поиски банды, убившей его брата. Вскоре выясняется, что португальские государственные органы образца начала прошлого века — хуже бандитов, а жанр вестерна вдруг оборачивается инструментом для аллегорического высказывания о современности.
35ММ, вс 21 октября, 17.00
«Музейные часы» Джема Коэна
Museum hours
Фильмы классика американского экспериментального кино Джема Коэна не то чтобы часто появляются на экранах и еще реже оказываются замечены широким зрителем. Автор с 80-х годов снимает полудокументальные исследования о духе городских ландшафтов, но «Музейные часы» меж тем — одна из самых доступных и лучших его работ. В центре фильма — зарождение симпатии и дружбы между двумя немолодыми людьми. Она — канадка, которая из-за болезни дальней родственницы вынуждена приехать в Вену и в связи с безденежьем большую часть времени проводить в музее изобразительных искусств; он — местный смотритель, который проявляет к ней интерес и пытается помочь скоротать непростое время в незнакомом городе. В этом тихом фильме на стыке между умной мелодрамой и эссеистикой, Коэн умудряется убить сразу двух зайцев — рассказать небанальную историю отношений и проследить, как жизнь людей преломляется в искусстве и городском пространстве.
35ММ, сб 20 октября, 19.00
«Воспоминания смотрят на меня» Сун Фан
Ji yi wang zhe wo
Первая полнометражная работа китаянки Сун Фан, засветившейся несколько лет назад в одной из главных ролей в «Полете красного шара» китайского классика Хоу Сяосеня. Сами же «Воспоминания», получившие в этом году в Локарно приз за лучший дебют, спродюсировал другой ее видный соотечественник Цзя Чжанкэ. Кино Сун Фан сняла на, традиционную для азиатского фестивального кино, семейную тему, полудокументальное и довольно разговорное — режиссер сама исполняет главную роль, приезжая в провинциальный городок, проведать родителей и родственников. «Воспоминания смотрят на меня» — медитативное размышление о постепенной утрате связи с прошлым, состоящее из тихих семейных историй, анекдотов и интеракций.
35ММ, пт 19 октября, 16.30
«Отсрочка» Родриго Пла
La demora
Неореалистская драма уругвайского режиссера Родриго Пла о матери-одиночке, пытающейся справиться с воспитанием трех детей и уходом за впадающим в маразм отцом. Клаустрофобичное, снятое в основном крупными планами кино о тяжести семейной ответственности.
35ММ, вс 21 октября, 19.00
«Последняя скорая помощь Софии» Илиана Метева
Последната линейка на София
Болгарское синема-верите про бригаду скорой помощи, несколько театрально названную авторами последней в городе, хотя их там все-таки 13 — критически мало, но все же не настолько. Полуторачасовой фильм снимался на протяжении двух лет и, вопреки обычной практике зарубежных коллег по жанру, акцент делается не на пациентах, а именно на команде медработников, а также на крайне скверных условиях жизни в стране.
35ММ, пт 19 октября, 14.30, вс 21 октября, 20.30
Инди-пудинг
Некогда культовый инди-режиссер 90-х Хэл Хартли давно пропал из виду и, кажется, воспоминаний зрителей — во многом потому, что никогда не вливался в какие-то строгие направления и стили. С последнего его фильма «Фэй Грим» прошло целых шесть лет, и вряд ли «А в это время» сможет вернуть его на кинорадары — это небольшая, всего на час хронометража, работа без особых претензий. Тем временем это практически мини-«Улисс» — тоже ода городу (Нью-Йорку), его жителям, а также их мелким и большим заботам. Воздуха и авторской свободы в ней меж тем в разы больше, чем в большей массе современного инди-кино.
35ММ, сб 20 октября, 15.00
«Для Эллен»
For Ellen
Третья работа американки корейского происхождения и одной из сандэновских звезд Ким Со Ен. Неудачливый молодой рокер едет на встречу с адвокатами жены подписывать бракоразводные документы, в которых есть одна уловка — лишение родительских прав. Сам еще незрелое дитя, герой сперва из принципа, но со временем все более искренне пытается оспорить этот пункт и наладить контакт с дочерью, которую почти не знает. Красивая и минималистичная картина в духе взрослого «Сандэнса». Плюс человек-ребенок Пол Дано с длинными волосами, черным лаком на ногтях и, по-видимому, в главной на данный момент своей роли.
35ММ, пт 19 октября, 20.00
«Я в зоопарке»
Me at the Zoo
История Криса Крокера — звезды Youtube из штата Теннесси, открытого гея и автора культового видео «Оставьте Бритни в покое» (на сегодняшний день у оригинала 45 миллионов просмотров). За пять лет с момента появления легендарного ролика его автор успел попасть в телевизор, попытался начать музыкальную карьеру, сняться в порно и вот теперь стать героем документального кино.
35ММ, сб 20 октября, 22.00
«Королева Версаля»
The Queen of Versailles
Документальная антропологическая зарисовка про семейную пару богачей (он владелец крупной компании, она бывшая модель, мать семерых детей и на 30 лет моложе него), которая строит для себя самый дорогой дом в Америке — с 10 кухнями, фуд-кортом и бейсбольным полем. До какого-то момента это все напоминает телевизионные передачи из серии «как живут богачи», но наступает кризис 2008 года, — и одна отдельно взятая американская мечта размером в восемь тысяч квадратных метров начинает постепенно рушиться. Герои меж тем недавно подали на режиссера в суд за клевету — мол, все у них на самом деле хорошо.
35ММ, сб 20 октября, 20.00
Ретроспектива Кена Рассела
Умерший в прошлом году британский безумец Кен Расселл всю жизнь питал слабость к творческим гениям, хотя самого его можно было таковым назвать только в сочетании со словом «злой». Возможно лучшие свои фильмы он снял про классических композиторов, и в рамках фестиваля покажут три из них: «Любители музыки» (про Чайковского), «Малер» и «Листомания» (про Листа). Плюс довеском — экранизацию рок-оперы «Томми» группы The Who.
Спецпоказы
Несколько маргинальный французский классик Бриссо в последние годы был на слуху благодаря своим странным эротическим драмам, которые порядком подпортили ему репутацию. В ходе съемок одной из них автор даже схлопотал судебный иск от пары артисток якобы за сексуальные домогательства, был осужден на год условно и вскоре снял обо всем этом фильм «Ангелы возмездия» (даже шедший в российском прокате). С тех пор Бриссо успел со всеми разругаться и остаться почти без финансирования. Новая картина посему была снята за копейки, на цифру, практически в одних декорациях и с самим режиссером в главной роли, что не помешало ей получить главный приз на фестивале в Локарно.
35ММ, пн 22 октября, 23.00
«История кино. Одиссея»
The Story of Film: An Odyssey
Титанический пятнадцатичасовой (и разбитый на такое же количество частей) фильм киноведа и режиссера Марка Кузинса про историю кино, основанный на его же книге. Автор в расслабленной и несколько отстраненной манере рассказывает обо всем самом важном, что произошло с момента зарождения кинематографа до наших дней — при помощи интервью со специалистами, архивных съемок и отрывков из фильмов. Редкий шанс прослушать довольно подробный курс истории кино за один день.
35ММ, сб 20 Октября 12.00, вс 21 Октября 16.00