Crossparty, Brave Men Run, Mari! Mari! и другие группы из Владивостока
На следующей неделе во Владивостоке пройдет фестиваль V-Rox со смотром местных музыкальных талантов. В связи с этим создатели паблика Motherland в регулярной рубрике рассказывают о группах из Владивостока и опрашивают музыкантов о положении дел в городе.
Brave Men Run
До того как Brave Men Run стали полноценной группой, их создатель Максим Криворучко долгое время пытался писать музыку дома один, при помощи гитары и драм-машинки. В какой-то момент ему надоело сочинять демки в стол, и он попросил друзей порепетировать вместе с ним. Дальше все развивалось довольно спонтанно: первый концерт Brave Men Run состоялся во владивостокском баре, второй уже в московском «Китайском летчике Джао Да», а третий — в «Цоколе» в Петербурге (редкая удача для любой дальневосточной группы в принципе). Практически все тексты песен команды являются результатом «самокопания и унылой рефлексии» ее лидера, но в последнее время Криворучко задался отдельной целью отойти от этой привычки (мол, он сам себе уже ужасно наскучил, и тем более ему скучно «пытаться придать какую-то форму результатам своих бесконечных самокопаний»). Впрочем, их инди-рок вовсе не кажется унылым, и даже наоборот, он довольно энергичен, напорист и харизматичен.
«Еще недавно я с уверенностью мог назвать пару-тройку владивостокских коллективов, за которыми мне было интересно следить и чью музыку я любил. Сейчас мне вообще никто в голову не приходит. Честно говоря, мне все это как-то наскучило и совершенно неинтересно. То есть, конечно, что-то все время происходит — какие-то концерты, привозы, вечеринки в секретных клубах и прочая ерунда, но все это как-то мимо меня. Такое ощущение, что во всем этом нет ни капли искренности — просто люди устраивают свой досуг.
Если говорить об особенностях местной сцены, то одна определенно есть: в последнее время практически каждая вменяемая песня в этом городе прошла через руки «господина продюсера», Дмитрия Цыганка. Поэтому — да, есть какие-то свои особенности.
Вы уж извините, пару лет назад я с энтузиазмом подошел бы к этим вопросам, а сейчас как-то совершенно нет никакого желания рассказывать что-то про местные клубы и про местные группы и про то, как нам всем тут живется».
«Malice and Dust»
- Следить «ВКонтакте»
Krypton's Sons
Еще одни владивостокские музыканты, для которых вопрос жанра остается открытым. Впрочем, все их песни, лиричные ли, агрессивные, так или иначе можно подвести под понятие рока для стадионов западного образца: уверенного и весомого, с большим внутренним звуковым пространством, атмосферой холодной отстраненности, заслуживающим внимания качеством (причиной тому — перфекционизм, в котором уличают себя участники) и, наконец, симпатичным юношей-вокалистом. Команда уже свободно гастролирует по стране, в частности, полгода назад Krypton’s Sons вернулись из тура по России и Украине, после чего взяли временную паузу и теперь вновь готовятся к путешествию.
«В музыкальном плане Владивосток — невероятно богатый город, здесь ты можешь найти любую музыку, вечеринку любого формата и группу по своему вкусу, от инди до металла, от кабаре до электроники. Здесь очень часто рождаются интересные коллективы, про Mari! Mari! и «Мумий Тролля» уже знает вся страна, но и среди молодых коллективов города есть очень перспективные проекты, такие как Mo# и Starcardigan, которые в этом году, кстати, можно будет услышать на фестивале V-Rox.
Все музыкальные проекты города кардинально отличаются друг от друга, трудно сравнить один с другим, музыкальный ландшафт Владивостока монументально меняется каждый год, и просто не успеваешь следить за всем происходящим. Если ты хочешь создавать музыку — во Владивостоке для этого есть все: из-за непосредственной близости Японии приобрести качественный инструмент очень просто, кроме того, здесь много репетиционных баз, студий звукозаписи, площадок и фестивалей. В этом городе совсем не обязательно быть профессиональным музыкантом, чтобы выйти на сцену в первый раз. Политика клубов не душит местных творцов искусства. Не могу не сказать пару слов о святая святых Владивостока, о музыкальном храме, двери которого открыты для коллективов города уже более пятнадцати лет, о клубе BSB. Это самая излюбленная площадка всех групп Владивостока. После закрытия клуба несколько лет назад — он, как феникс, возродился в другом месте, не утратив былой атмосферы. В BSB проводятся мероприятия совершенно всех форматов, и, как и подобающее большинство музыкантов города, свой первый концерт я отыграл именно там».
«Strangers»
- Следить «ВКонтакте»
Ярослав Конопля
Представитель владивостокской электронной сцены, молодой продюсер и диджей, работающий в жанровом диапазоне от фьюче-гэриджа до минимал-техно. Началось все с обычного интереса к электронной музыке и дошло до того, что, пересмотрев кучу обучающих видео по использованию секвенсоров и синтезаторов, Ярослав начал пытаться использовать полученные знания и писать что-то свое. Сейчас Конопля (да-да, это его настоящая фамилия) с регулярной периодичностью играет сеты в местных клубах, составляет компиляции дальневосточных музыкантов, работает над сольным материалом и занимается вместе со своим другом Иваном Анищенко еще одним проектом — Tunnelvision, в рамках которого делает, может быть, не слишком сложные, но тем не менее интересные хаус и техно.
«Во Владивостоке мне бы хотелось отметить группу Starcardigan, появившуюся относительно не так давно: сентиментальные ребята, поющие на русском языке под смесь чиллвейва с хэтами в малую долю и органным басом. Есть также отличный проект Acid Avenue — техно от хорошего парня по имени Андрей Марченко. Один из местных коллективов, которому стоит уделить отдельное внимание, — проект Эдуарда Судакова Kris Mirror. Сам он описывает это дело как «порно-грув семидесятых».
С концертной и клубной жизнью в городе все обстоит тяжеловато. Клубы существуют, но относительно музыкальной составляющей здесь не все хорошо. Не спорю, есть определенные тусовки, которые пользуются определенной популярностью, но в восьмидесяти процентах случаев Владивосток переполнен барами, которые пытаются зацепить публику попсой. И, как бы это грустно ни звучало, если нет какой-либо вечеринки, то просто так, сорвавшись с места, сходить куда-то в городе и послушать то, что душе угодно, не получится.
Интересных музыкальных событий проходит не так уж и много. Чаще всего это разовые местечковые вечеринки, которые организовываются не часто. Иногда, конечно, бывали и неплохие привозы, начиная от Volta Cab, заканчивая D-Pulse. Также хотелось бы отметить прошлогоднюю электронную сцену V-Rox, в которой принимали участие такие ребята, как Hmot, DZA, Mujuice, Geek Model (проект Андрея Марченко, он же Acid Avenue, упомянутый выше) — они были особенно хороши».
«Hey There / I Missed U» (Demo)
- Следить «ВКонтакте»
Rara Aviz
Александр Жуков, автор Rara Aviz, рассказывает, что на момент создания сольного проекта участвовал во множестве различных групп в диапазоне от электроники до дет-метала, в каждой из которых были определенные стилистические ограничения. А в Rara Aviz он старается создавать треки, свободные от этих самых ограничений и привязок к какому-либо отдельному жанру, руководствуясь тем, что музыка должна быть лишь вольным проявлением эмоций и глубоких чувств. Может быть, именно поэтому его творчество кажется совершенно непритязательным и легким, и еще — отчасти непредсказуемым: в рамках одного мини-альбома можно услышать и полуакустический гитарный инструментал с вокализами, и англоязычный танцевальный электропоп, а посреди трека с массивным гулким синтезаторным звуком — обнаружить партию клавишных с лиричными арпеджио. Вдохновение Жуков ищет в дальневосточных ландшафтах, небе, море и образах портового города — сосуществование двух последних, «идея соприкосновения природного и рукотворного», находит довольно конкретное отражение в звучании и, к слову, станет главной темой грядущего альбома музыканта.
«К сожалению, в последнее время во Владивостоке появилось много молодых музыкантов, предпочитающих играть каверы, а не писать свою музыку, и развивающихся только в техническом, но никак не в музыкальном, интеллектуальном плане. Из всех владивостокских коллективов я бы выделил несколько команд, разных по стилю, но одинаково интересных. Для начала хотелось бы упомянуть группу Gospel Tramp, в которой я клавишник. Играем мы экспериментальную электронику с уклоном в трип-хоп. Есть у нас еще команда Starcardigan, исполняющая качественную и приятную чилловую электронику пополам с инди-попом. Ну и не могу не упомянуть Mo#, которые делают интересную экспериментальную смесь шугейза с построком. Кстати, все три команды заявлены на фестивале V-Rox.
У меня есть теория, что гористая местность, необычная, архаичная застройка, море, острова, красивые пейзажи — все это влияет на восприятие творческих людей, позволяет им раскрываться. Владивостокские музыканты не исключение; это то, что так или иначе делает их музыку похожей».
«Lilac» EP
- Следить «ВКонтакте»
Mari! Mari!
Первое, что сделали участники Mari! Mari! после знакомства друг с другом и решения создать группу, — открыли страницы в социальных сетях, обнародовали фотосессию и дали интервью для одного сомнительного местного издания. Забавно, и тем не менее к моменту появления первых записей в 2008-м музыканты уже успели кое-как заявить о себе, затем покорили локальную сцену, и уже несколько месяцев спустя Mari! Mari! стали одной из общеизвестных молодых российских команд, завоевавших относительную известность по всей стране. С турами по крупнейшим русским городам, Прибалтике и Скандинавии, упоминаниями в музыкальных изданиях вроде Rolling Stone и Billboard, интервью в прямом эфире радио Maximum и прочими признаками популярности. Наконец, участники группы даже стали совладельцами собственного лейбла «Те», собравшего вокруг себя подающих надежды владивостокских исполнителей и электронных музыкантов. Песни Mari! Mari! поют как на русском, так и на английском языках; и в том и в другом случае это непринужденный «инди-рок взросления», про молодую жизнь, молодые проблемы и отношения с девушками, без лишней надуманности. В целом, конечно, бум Mari! Mari! уже прошел, вряд ли кто-то часто в последнее время встречает упоминания о них в своей новостной ленте. Причина, кажется, очень банальная: звучание, которое со временем теряет актуальность; спрос на такого рода альтернативный рок все же идет на спад. Но это вовсе не отменяет ни хороших песен, ни того факта, что для развития местной сцены команда сделала действительно много.
«Меня всегда вдохновляли живые выступления владивостокских групп. «Эглайне», Tailors, Steplers — эти названия мало кому знакомы за пределами нашего города-курорта. Но интересных групп и музыкантов тут всегда было очень много. Владивостокская сцена — это такая замкнутая система, которая сама в себе и сама по себе существует. Не сказать, что это очень плохо и все страдают от этого. Нет. Просто это так. И понятно почему. Мы живем далеко от столицы и всех крупных городов России в принципе. Интернет — это, конечно, круто и удобно, но занятия распространением и продвижением зачастую здесь останавливаются на том, что создается страничка в сети «ВКонтакте» и заливаются треки. Кому-то лень, кому-то попросту и не нужно больше, чем 50 человек на концерте в BSB. Есть такой проект Rara Aviz. Вот чувак делает очень крутую музыку, на мой взгляд, которая потенциально могла бы найти довольно много слушателей. Но в том же «ВКонтакте» на него подписано всего восемьдесят человек.
В целом-то у нас все круто. Площадки для выступлений есть; звукозаписывающих студий с возможностью делать относительно качественные записи хватает; промоутеры устраивают концерты, мероприятия; есть живая, интересующаяся публика. Но это все мало кому интересно в Москве, Ростове или Екатеринбурге. Я буду рад, если какой-нибудь парень из Ижевска, например, прочитав эту статью, посерфит и найдет записи группы «Эглайне». Послушает и полюбит. Я не музыкальный журналист и плохо умею словами описывать музыку, которая мне нравится. В большинстве случаев все сводится к эпитетам типа «красиво» или «улет», поэтому просто перечислю несколько дальневосточных групп и музыкантов разной стилистики и степени популярности, которые, на мой взгляд, достойны внимания: «Эглайне» (трижды упомянул, это любовь), Tailors, Steplers, Interdeer, «Туманный Стон», Rara Aviz, The Rovers, «Био виа ай жы», Brave Men Run, Krypton’s Sons, Kris Mirror, Yaroslav Konoplya, Nymph, Parks, Squares and Alleys. Некоторые из них уже не существуют, а некоторые только начинают, но все по-своему интересны.
Если говорить о заведениях, способствующих развитию местной музыки, то все обстоит очень даже хорошо. Во-первых, до сих пор функционирует клуб BSB, отметивший в феврале этого года восемнадцатилетие. На протяжении всего этого времени он являлся идеальной стартовой площадкой для талантливых начинающих музыкантов. В BSB всегда стоял добротный аппарат, так что группам никогда не приходилось носиться по городу в поисках комбиков и барабанов. Далеко не каждый город может похвастаться наличием такого места даже сейчас. Присылаешь демку арт-директору, согласуешь дату, приходишь и играешь. Никаких «выкупите 50 билетов, распространите их сами, и мы сделаем ваш концерт» и прочего сатанизма там никогда не было.
BSB не всегда мог позволить себе организовывать интересные привозы групп из других городов в силу сумасшедших цен на авиабилеты. Но пять лет назад открылся Street Bar, который за это время успел привезти во Владивосток чуть ли не всех русских молодых артистов, которые были на слуху (Tesla Boy, Pompeya, NRKTK, «Обе две», Motorama, Mujuice, DZA, всех и не вспомню). Затраты на эти привозы вряд ли окупались в тот же день, скорее это была имиджевая история. Зато Street Bar надолго закрепил за собой статус самого продвинутого заведения в плане новой русской музыки.
Не так давно в подвале одного из зданий в центре города открылся бар Mr. Pong. Дело рук двух энтузиастов, которым слегка за 20. Абсолютно трушная история. Чуваки своими силами сделали ремонт, построили барную стойку, провели электричество. Придя в заведение, можно их застать чинящими барабанную установку, обслуживающими гостей за баром, играющими диджей-сет или выпиливающими подиум для сцены. Настоящее место силы, привлекающее своей неформальностью, андерграундностью и полулегальностью. Мне довелось несколько раз там побывать и даже отыграть в качестве барабанщика с группами The Rovers и Kris Mirror. И каждый раз клуб был переполнен. И каждый раз было интересно и весело. (Чего стоит однин только концерт Kris Mirror, завершившийся импровизированной джем-сессией, в которой музыканты Mari! Mari! и Kris Mirror с Олегом Легким на барабанах играли «Невесту» «Мумий Тролля», а вокалист группы «Туманный стон» Леня Штительман под этот аккомпанемент зачитывал текст песни небезызвестной в узких кругах владивостокской группы E-Ball с припевом «Я немодный, ...! Не читал Коэльо!») Этим летом те же ребята открыли бар RA на пляже в самом центре города. Не приходится сомневаться, что будущее клубной/барной культуры однозначно за ними. И мне оно видится светлым.
Существует несколько промогрупп, организующих вечеринки и мероприятия во Владивостоке. Есть культовая вечеринка Papisyat, проводящаяся принципиально по понедельникам. От диджеев, играющих на ней, можно услышать все что угодно — от последних релизов лейбла Ed Banger до песен Леонида Агутина конца девяностых. Есть промогруппа FLTBT, которая устраивает вечеринки с музыкой в жанрах басс-хаус, тустеп, британский гэридж. Есть команда «ЖЭМ», которая специализируется на жестком электро в стиле Bloody Beetroots, грубо говоря. До недавнего времени существовала еще «Астра», устраивавшая модные вечеринки с привозами Лени Липелиса и Тараса 3000. Там, соответственно, френч-хаус, инди-дэнс, ню-диско и прочее в этом духе. У рэперов тоже свои движухи какие-то постоянные. Во Владивостоке не заскучать, в общем-то. Недаром в тусовке прочно закрепилось определение «город-курорт».
Мы в свое время во Владивостоке занимались своим собственным лейблом «Те». Мысль о создании лейбла пришла мне, когда стало понятно, что в городе за последнее время появилось много интересных музыкантов, о которых знало неприлично мало людей. Идея была очень простой — собрать всех вместе, объединить в лейбл и общими усилиями привлечь внимание. Стилистически артисты, конечно, очень сильно отличались, зато имели общий географический признак. Единственным исключением была группа Parks, Squares and Alleys из Хабаровска. Никаких контрактов мы, естественно, не подписывали. Если бы какой-то артист от нас ушел туда, где ему было бы лучше, я бы только порадовался, ведь это по большому счету и было одной из целей. Так, кстати, и случилось, с группой Krypton’s Sons, например. Хотелось дать хоть какой-то старт. Мой друг, а по совместительству талантливый художник и дипломированый дизайнер и иллюстратор, Алексей Сухов нарисовал нам красивый логотип. Я подключил к работе Диму Цыганка. Это человек с идеальным музыкальным вкусом, к тому же на тот момент он только вернулся из Канады, где закончил обучение звукорежиссуре, а в команде просто необходим был человек, который отвечал бы за запись и сведение музыки. Наш бас-гитарист Максим Матюнин имел навыки программирования, поэтому я его попросил сделать сайт. Втроем мы лейблом и занимались. Делали скромный мерч, записывали и сводили треки, способствовали организации тура группы Kris Mirror по России, выпускали синглы и EP. Все, естественно, только в электронном виде. Все это время было ощущение того, что мы делаем что-то нужное и правильное. Было круто. Я горжусь тем, что именно наш лейбл презентовал «Oh! Oh!» группы Interdeer или «Youth» от Parks, Squares and Alleys, например. Все это было страшно интересно, но потом я переехал в Москву, и стало тяжело вести дела лейбла на расстоянии. Поэтому сейчас «Те» находится в подвешенном состоянии. Но я абсолютно уверен, что вернусь к лейблу и займусь им через какое-то время».
«Ты»
- Следить «ВКонтакте»
Crossparty
Проект Crossparty звучит как нечто среднее между Crystal Castles и White Ring и даже выглядит по иронии судьбы схоже — как и в случае двух вышеназванных зарубежных групп, это дуэт продюсера и вокалистки. Самое подходящее определение в плане жанра музыканты дают себе сами — это «витч-рейв»: не такой уж положительный, как ню-рейв, но и не такой загробный, как витч-хаус. Вообще же значительным преимуществом Crossparty по сравнению с другими исполнителями, увязшими в мрачной эстетике визжащих и вибрирующих басовых синтезаторов, является желание не останавливаться на пресловутом стиле, а осваивать и развивать звучание дальше, внедряя в него элементы разного рода танцевальной электронщины. Выходит как минимум нескучно, по-скромному жирно и, простите уж за такое слово, драйвово.
«Кажется, что большинство ребят во Владивостоке все-таки еще осталось в 2000-х и играет инди-рок для девчонок. Чего-то интересного в плане звука в городе почти не появляется. Есть какая-то общая тусовка (тут все в одной лодке в любом случае), но в масштабах города все это остается незамеченным. Из последних групп мне, наверное, больше всего понравились Mo#. Очень клевый инструментальный трип-хоп с женским вокалом. К тому же во Владивостоке аналогичных им никого нет. Еще выделяются Starcardigan. Тоже ни на кого не похожи. Ну и, конечно, мой хороший друг Слава Иванов. У него куча различных проектов. Например, Bears Garden или Pure Valium. Очень крутой и талантливый.
Во Владивостоке есть где записываться, мест немало; импровизированных репетиционных точек еще больше. А вот с выступлениями в городе все не очень хорошо. Есть клуб BSB, в котором можно выступать любым группам любых направлений. Есть еще Street Bar, но нашей группе там не место: звук слишком жесткий, не поймут. Больше всего мы играли в Mr. Pong — андерграундный бар, где все дешево и где собираются все твои друзья. Сейчас он закрыт, но те же ребята открыли веранду RA на набережной. Сам я там еще не был, но говорят, что там еще круче.
Очень хорошо, что есть еще V-Rox. В прошлом году не пропустил ни одного дня фестиваля, это было бы глупо. Кроме него никаких музыкальных фестивалей и не проходит».
«Take Care»
- Следить «ВКонтакте»
Starcardigan
Участники Starcardigan дружат двадцать из двадцати шести прожитых лет, однако совместно занялись музыкой только два года назад, когда их музыкальные вкусы и взгляды неожиданно пришли к консенсусу. Ныне дуэт играет электронный поп с элементами чиллвейва, модный, расслабленный, легкомысленный и тягучий. Условно Starcardigan можно отнести к новой волне русскоязычной поп-музыки (той самой, где La Vtornik и Alpha-Beta), хотя в их мелодиях отчего-то чувствуется гораздо больше западничества (сложно понять, подсознательно это или осознанно), и, наверное, как следствие, в текстах порой зашкаливает концентрация сахара. Примечательно, что большое внимание музыканты отводят исключительно фонетической сочетаемости слов и музыки, так что намеренно, певучести ради избегают характерных для русского языка звуков вроде «р», «щ», «п» и «с»; лучший пример здесь, пожалуй, песня «Tash» с одноименной EP.
«Владивосток — очень живой город в плане музыкального движения, процессов и событий. Я искренне считаю, что Владивосток — город красивых-смелых-счастливых-и-юных. Конечно, тут до сих пор есть чуваки, играющие допотопные пародии на Linkin Park, есть коряво-разухабистый рок, какой-то христианский металл и так далее… Говорю так о музыке, которую не люблю, так как без угрызений совести считаю себя «музыкальным фашистом». Однако большинство исполнителей знают и делают стильные штуки: назову Kris Mirror, Gospel Tramp, Mo#, Kripton Son’s и Mari! Mari!, хоть они уже и москвичи… Что касается специфики наших групп, отвечу словами одного столичного журналиста, с которым я общался на V-Rox-2013. Он сказал, что «такое ощущение, будто у вас тут во Владивостоке у музыкантов все настолько хорошо и легко, никто не парится». Вот эту какую-то разгильдяйскую немного легкость и свободу — от мелодий до поведения наших артистов на сцене — и можно считать фирменной «владивостокщиной».
На начальном этапе любой местной молодой группе без проблем предоставляют площадку и день (обычно среди недели, на выходных играют уже более проверенные) в клубе BSB. Музыкантам идет в счет гонорара часть от входных билетов, так что этим теоретически можно немного заработать. Есть еще более «модные», что-ли, площадки — Street Bar, «Мумий Тролль Music Bar», RA. До недавнего времени существовал подпольный бар Mr. Pong, куда привозили Sonic Death и «Радость моя». Это было что-то вроде Boiler Room местного разлива. Короче, играть есть где, главное — играть.
Музыкальные процессы во Владивостоке, как, наверное, и везде — дело частной инициативы. Группы сами ищут аппарат, платят за аренду деньги и играют. Из промоутеров много для такой жизни города делают Артем Падерин из Street Bar, благодаря его работе привозят Tesla Boy, Alpha-Beta, Pompeya и других. Очень деятельный и продуктивный Игорь Карклин, сейчас он открыл и назвал в честь бога солнца террасу RA. На презентации площадки играли Interdeer — наши земляки, которые сейчас уехали в Петербург.
В общем и целом — считаю, нельзя быть недовольным жизнью во Владивостоке. Три месяца в году мы живем в городе-курорте. Особенность Владивостока и пресловутая «владивостокщина», о которой я уже говорил, — это не миф. Вопрос лишь в масштабах. Хочется, чтобы событий было еще больше, больше площадок и мероприятий. Много не бывает. Проблема разве что в большой удаленности города от столиц, но с этим ничего не поделаешь. Расстояние в девять тысяч километров в прямом и переносном смысле преодолевается долго. Мало кто знает, что у нас делается много крутых музык. Вот, хотя бы для примера, — наш трек «Август» мы записали еще в феврале 2013-го года, а московский журнал Time Out в мае 2014-го выпустил статью, в которой «Август» вошел в число «семи песен, которые мы будем слушать этим летом». Между тем треку уже больше года. Резюмирую так: Владивостоку и Москве с Петербургом надо больше общаться и внимательнее слушать друг друга. У нас интересно».
Starcardigan
- Следить «ВКонтакте»
С 29 по 31 августа во Владивостоке пройдет второй фестиваль V-Rox, на котором выступят лучшие дальневосточные группы. В рамках фестиваля «Волна» также устраивает препати в «Мумий Тролль Music Bar», где будут играть группы, о которых шла речь в этом материале.