перейти на мобильную версию сайта
да
нет
Архив

Премьера EP «Шалфей»

Одна из самых интересных молодых российских певиц Кира Лао записала со своей группой новую EP — три песни, где прежний акустический трип-хоп сменяется плотным психоделическим роком, стремящимся к глубоким и страшным корням. «Афиша» представляет премьеру записи с комментариями автора.

Фотография: Полина Новожилова

В том визуальном образе, который сейчас создает себе певица, пожалуй, что-то есть от летовской Офелии

 

Когда Кира Лао в самый первый раз была упомянута на этом сайте, произошло это как раз таки в контексте песни «Шалфей», которая теперь дала название новой ЕР певицы и ее группы. Упоминание это выглядело так, чего стесняться: «Кира в какой-то момент объявила трек «Шалфей», села на пол, начала зацикливать вокальные петли — и через минуту у меня натуральные мурашки по коже побежали; это вот правда было сродни Current 93 в самых мощных проявлениях». И да, оно и правда так было — только вот незадача: до определенного момента Kira Lao на сцене и Kira Lao в записи были если не разными, то сильно отличающимися друг от друга группами. Живьем — хтоническая мощь, шаманство и мрак, в глубине которого сияет правда; в записи — изысканная, немного даже манерная красота, трип-хоповые отголоски, сказочная фольклорность. Разумеется, я несколько огрубляю: одно время от времени неизбежно переходило в другое и наоборот. Важные новости заключаются в том, что теперь все иначе: Kira Lao — это, по сути, новая группа, абсолютно цельная и очень хорошая. И та самая песня «Шалфей» наконец записана — и звучит так.

 

 

Год с лишним назад Кира Лао переехала в Москву — и, если не к месту процитировать важного теперь для певицы автора, этот город скользит и меняет названья. То есть не названья в данном случае, а суть: у группы сильно изменился состав, у песен — натура, у девушки, видимо, сознание. Теперь Kira Lao играют плотный и отчаянный экзистенциальный (простите) психодел — не без тех же гуслей, виолончели и прочей тонкой красоты, которая была присуща группе раньше, но и они тут звучат крепче, злее, состоятельнее. Самая первая строчка тут гласит: «Я распадаюсь на сотни прыгающих бус и собираюсь снова»; третья вещь — и вовсе очевидная песня о смерти со словами вроде «мысли свои мне не вынести, брошу их за порог»; и понятно, откуда все это растет. Наверное, упоминание имени Янки Дягилевой в данном случае может быть воспринято неправильно, но так или иначе — оттуда, из судьбоносной русской традиции рубежа 1980-х и 1990-х. Что, конечно, не означет, что Kira Lao играют экзистенциальный панк, отнюдь — связь тут скорее духовная, чем непосредственно музыкальная; в смысле звука тут все вполне в глобальном контексте — зычно и по-черному. Ну и голос, конечно, голос — сама Кира может сколько угодно открещиваться от фольклора; и понятно, что этники в строгом смысле тут нет; но этот плач, этот причет, эта кровиночка, которая тут в каждом практически всхлипе, в каждой модуляции — она, конечно, неизбежно здешняя и родная. По «Шалфею» возникает еще более четкое впечатление, что через эту девушку сейчас растут корни, — и песни, в которые они прорастают, с каждым разом все сильнее и глубже.

 

 

Кира Лао

песни, вокал

«Мне кажется, по сравнению с тем, что было раньше, это вообще другая история. Я даже периодически думаю о том, чтобы поменять название. Все стало более... Не хочется употреблять слово «профессионально», но как-то более серьезно, что ли. Многое изменил приход Паши, барабанщика Stone Cold Boys; у нас появился саундпродюсер — Арсений, который записывал последний диск Scofferlane. Я бы сказала, что раньше я была более самостоятельна в своей музыке. Могла и партии кому-то написать, если очень надо было. А сейчас это более коллективное творчество. Все парни предлагают мне идеи и гнут линию в свою сторону. Я не против.

Я постоянно попадаю под всякие влияния. Когда я над первым альбомом работала, я больше слушала акустическую музыку, а тут... Этот диск получился таким, потому что в какой-то момент мой товарищ заставил меня переслушать всякий рок 1980-х и 1990-х годов. То есть мы однажды очень долго спорили по поводу корней и пришли к выводу, что, если продолжать что-то делать дальше, нужно получше изучить традицию. Это глупо звучит, но для меня все поменялось именно после того разговора. Я взяла у своего друга книжку про Башлачева — и понеслось. Вообще, после переезда в Москву мне эти вещи стали больше понятны. В Новгороде совсем другая жизнь, там для меня группа «Гражданская оборона» была абсолютно чужая, запретная. Возможно, жизнь в столице меня довела (смеется). Я как-то врубилась. Наверное, по третьей песне, «Маялась», это слышно. У меня просто еще такое лето было — мы жили на даче, где все как было в 1990-х, так и осталось. Время остановилось как будто. И мы несколько недель там читали книжки — а я подсела на мемуарную литературу и читала про всяких великих русских гениев-самоубийц. Началось с Маяковского, а закончилось Янкой Дягилевой. Я вообще мало песен сделала, «Маялась» — единственная, которую я закончила за этот год, но «Falling Stars» мне очень нравилась, и что-то я про нее вспомнила и сказала — давайте мы ее сделаем на сингле.

 

 

Песня «Шалфей» действительно уже давно существовала, но тут мы ее сильно поменяли. Ну, я всегда, когда играю, исхожу из того, что у меня есть под рукой. Чтобы совсем даркуха была, позвали еще Матвея из Scofferlane. А песня сама когда-то родилась из импровизации. То есть буквально так: Наташа начала играть переборчиком, Оля — подыгрывать ей на виолончели, а я вдруг спела текст, который полгода до этого не могла написать. Такое случается — то ли импровизируешь, то ли шаманишь. Фольклор? Не знаю, по-моему, мы выкинули всю этнику. Мы ориентировались скорее на психодел разный, слушали всяких там The Black Angels. Умышленно никаких фольклорных вещей не было, я, наоборот, сейчас стараюсь от этого откреститься — после того, как съездила на фестиваль в Сургут, где кроме нас выступало еще 7 групп с женским вокалом, которые играли что-то вроде этники. Я просто перестала это воспринимать. Они все одинаковые! И это слишком просто. Если уж идти в эту сторону — надо очень глубоко копать. Но я пока не хочу этим заниматься».

 

 

Скачать EP «Шалфей» (архив, 20 МБ)

Презентация EP пройдет 17 марта в московском клубе China Town — и 24 марта в петербургском клубе The Place.

Ошибка в тексте
Отправить