Плейлист года
70 лучших песен последних двенадцати месяцев, выбранных и обоснованных обозревателями «Афиши»: от Pussy Riot до Скотта Уокера, от Сергея Шнурова до Дона Гибсона, от Ланы Дель Рей до «Птицу емъ». Песни представлены одним плейлистом на YouTube — можно включить на новогодней вечеринке и ни о чем не бес
1. Pussy Riot «Богородица, Путина прогони»
Больше-чем-песня года.
2. Chromatics «Into the Black»
Классическая вещь американского мудреца Нила Янга про смерть и бессмертие рок-н-ролла в медленном и неземном исполнении портледнских романтиков. «Жить быстро, умереть молодым» XXI века — с совершенно новым смыслом.
3. Grimes «Genesis»
Гимн цифрового поколения: песня о поисках своего голоса в ситуации тотальной коммуникации, записанная в спальне.
4. Keta «Собака»
Возможно, самая печальная вещь в карьере Ильи Лагутенко — впрочем, вполне соответствующая российскому 2012-му. «Долг не шутка, шутка — не долг» — в одном простом перевертыше заложено изрядное количество социальных дилемм последнего времени.
5. Pompeya «Y.A.H.T.B.M.F.»
Образец нового московского сладкого стиля, записанный в Лос-Анджелесе. Томная и красивая вариация на тему «друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве».
6. Frank Ocean «Lost»
Самый емкий шлягер из альбома года — как бы об отношениях наркокурьера и дилера, но на самом деле о том, как легко потеряться в целом мире.
7. Lana Del Rey «Born to Die»
Новая классическая песня с «Born to…» в названии: самая громкая и противоречивая молодая певица года актуализирует американские мифы под оркестр.
8. Jessie Ware «Wildest Moments»
Постдабстеп в 2012-м захватывал все новые территории — и в лице Джесси Уэйр породил новую аристократическую эстраду: с дорогими костюмами, графичными позами и дорогими и графичными песнями.
9. Grizzly Bear «Gun-Shy»
Незамутненная красота года. Если в тот момент, когда в песню на мягких лапах приходит летучий романтический припев, у вас не замирает сердце, вероятно, его у вас и нет.
10. The xx «Angels»
В общем-то, на этом месте могли бы быть и «Chained», и «Tides», и «Missing», но явившаяся первой тихая, хрупкая и сверхчувствительная «Angels» в данном случае — как первая любовь.
11. «Птицу емъ» «Старая подруга»
Идеальное русское R’n’B про то, что любовь не зависит от возраста, мотивов и патологий. И это повод ни о чем не беспокоиться.
12. Miguel «Pussy Is Mine»
В каком-то смысле образцовый новый R’n’B, сведенный к прожиточному минимуму: акустика, певучий черный голос и пошлость, которая превращается в новую искренность.
13. Jake Bugg «Seen It All»
Душераздирающая история о поножовщине от восемнадцатилетнего британского барда: достойное продолжение лучших английских традиций.
14. «Ленинград» «Почем звонят колокола»
Идеальный исход общественных противостояний 2012-го с точки зрения предположительного обывателя.
15. Alt-J «Fitzpleasure»
Лучшая вещь лауреатов Mercury Music Prize: криптический гнусавый трип-фолк как он есть.
16. Twin Shadow «Five Seconds»
Чиллвейв как стадионный жанр: стремительная и цепкая вещь, мелочи жизни как большие страсти.
17. Daphni «Yes I Know»
Танцевальная электроника по версии Дэна Снейта из Caribou: игры с перкуссией, пульсирующий ритм, неразборчивые семплы и синтез нескольких мировых культур одновременно.
18. Burial «Loner»
Если сложить все, что выпустил главный аноним новой электроники в 2012-м, получится вполне себе целый третий альбом. Это — лучшая оттуда вещь: вся та же призрачная мрачная урбанистика, что и раньше, но на новых городских маршрутах.
19. Daughn Gibson «Lookin' Back on 99»
Прискорбно незамеченный американский меланхолик и обладатель какого-то замогильного баритона совмещает меланхоличное белое крунерство с новой механизированной хонтологией. Красиво и сильно.
20. Леонид Федоров «Конь»
Федоров говорит, что «Весна» — его последний альбом по Введенскому, и это логично: дальше после того, как едва ли не лучший текст поэта спет и спет вот так — как бы вне музыки, но в высшем смысле музыкально, — и правда только тишина.
21. Antony & The Johnsons «Cut The World»
Единственная новая песня на концертном диске Энтони, которая стоит иных неконцертных дисков. Все как всегда — и как больше никто в мире не умеет. Особое внимание — мощнейшему клипу с Уиллемом Дефо.
22. Roseaux «We All Must Live Together»
Спетый улыбчивым голосом Алоэ Блэкка раскидистый грувовый шансон про то, что люди должны уважать и любить друг друга, — с явной верой в возможность такого расклада. Завидовать будем.
23. «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки» «Сияние»
Сокровенная инди-эстрада, сводящая вместе советскую наследственность и западных кумиров. Между строк и звуков тут таится христианская мудрость и настоящая красота.
24. Dean Blunt and Inga Copeland «5»
Неожиданное вторжение русского бедного в модную мутную музыку года: Инга Коупленд голосом беспечного подростка поет про Adidas и небо в лучшем альбоме дуэта Hype Williams. Живи «4 позиции Бруно» в Лондоне — давно уже были бы на обложках журналов.
25. Karamazov Twins «Песня Веры»
Идеальный русский минимал-вейв; добрый и честный приговор всем здесь присутствующим.
26. TRUST «Candy Walls»
Призрачный канадский минимал-вейв с лейтмотивом, который, единожды будучи услышанным, запоминается навсегда.
27. Rudi Zygadlo «Tragicomedies»
Затейливый и кокетливый полиритмичный постпоп о нелепости всего сущего.
28. Mac DeMarco «Freaking Out the Neighborhood»
Сентиметальный глэм в исполнении двадцатидвухлетнего канадца: певучая гитара, абсолютно английская мелодия и слова про «твой сын не такой, как был вчера».
29. Chairlift «Sidewalk Safari»
Лучшая бруклинская поп-песня года: упругий грув и неотразимая Каролин Полачек, хищно поющая о том, как хочет сбить кого-то на машине.
30. Иван Дорн «Слишком полный»
Шутейский скрытый трек из альбома самого яркого местного массового хитмейкера года — баловства ради сделанный игривый и неотразимый русский постдабстеп.
31. Nicki Minaj «Starships»
Евродэнс года: бурлескная американская рэперша переигрывает Леди Гагу на ее же поле.
32. Tyson «Before I Love Again»
Пляска года: безвестный английский негр неосознанно совмещает традиции «Ласкового мая» с традициями глобальной богемной дискотеки — и выигрывает.
33. Hot Chip «Flutes»
Семиминутное инфантильное мутантское диско про то, что любовь не тонет, любовь не горит. Группа Hot Chip продолжает делать то, что она делает лучше всех, лучше всех.
34. Beach House «Myth»
Новая классика дрим-попа, сотканная из полунамеков и недосказанностей.
35. How to Dress Well «Cold Nites»
Новый R’n’B по-белому: тщедушная, как будто растворяющаяся в воздухе песня-чувство.
36. The Tallest Man On Earth «Revelation Blues»
Одна из самых красивых песен за всю карьеру главного шведского барда. Ключевой момент в «Revelation Blues» — даже не мелодия или слова, а странный расплывчатый гитарный звук.
37. Иван Лужков «Никого не любить»
Никита Прокопьев, неожиданно записавшийся под своим настоящим именем, на протяжении полутора минут выдающимся образом заговаривает собственное сердце.
38. Ariel Pink's Haunted Graffiti «Mature Themes»
Окончательно превратившийся в большую звезду безумный американский гений поет по-взрослому. Хрестоматийный дешевый звук и безвременная мелодия: то ли из прошлого, то ли из будущего.
39. NRKTK «Разочарование года»
Громогласный манифест новых добровольных аутсайдеров: только хардкор — и никакой повестки дня. Кроме прочего — исчерпывающее доказательство сугубо песенных талантов NRKTK.
40. Animal Collective «Today's Supernatural»
Animal Collective окончательно утвердились в статусе великой группы — и решили, что теперь можно и опять побаловаться. Многоцветный оголтелый цифровой калейдоскоп, как в лучшие времена.
41. Guided by Voices «Class Clown Spots a UFO»
Легендарная инди-группа снова сияет, как в начале 90-х: лоу-фай, гитары и трагикомическая мелодия, какую мог написать только Роберт Поллард.
42. Swans «Avatar»
Ветхозаветный эпос Майкла Джиры и его музыкантов-прихожан. Бог суров, но он существует, — видимо, примерно об этом.
43. Sonic Death «Сейчас»
Главный русскоязычный сонграйтер последних лет Арсений Морозов запел о любви — да так, что мало не показалось; вторая половина песни напоминает лучшие моменты из The Velvet Underground.
44. Noize MC «Вселенная бесконечна»
Иван Алексеев в этом году четко и уместно высказался практически на всю возможную злобу дня, но почему-то в конце декабря хочется вспомнить именно эту вещь — выстроенную на семпле из The Cranberries наивную и обезоруживающую лирику о самом главном.
45. Aesop Rock «ZZZ Top»
Апофеоз белого интеллектуального хип-хопа: в напористый поток сознания Иэна Бавица умещается меч Юлия Цезаря, рэпер Африка Бамбата и цвет киноварь. Сколь сложная, столь и качающая музыка.
46. Big Boi «She Said OK»
Юмор года: скабрезный хип-хоп про сиськи; жирный южный звук и чувство стиля пополам с самоиронией.
47. «СБПЧ» «Снежный человек»
«СБПЧ» стали еще проще, еще лучше и еще трогательнее — по смыслу песня про снежного человека могла быть и на первом альбоме группы, по форме она абсолютно из 2012-го.
48. Сергей Шнуров «Маленькое злое сердце»
Русский регги года: Сергей Шнуров и в 2012-м продолжает демонстрировать, что из тех же постылых аккордов может выжимать новые шедевры.
49. El-P «The Full Retard»
Злой белый хип-хоп с отсылкой к комедийному фильму «Солдаты неудачи» в названии. Рубленый жесткий ритм, звуки выстрелов, захлебывающиеся семплы и повторяющееся слово «сука» — все как положено. Плюс абсурдистский клип с плюшевыми игрушками.
50. Wu-Tang Clan & Kool G Rap «Rivers of Blood»
Сокрушительной силы хип-хоп-боевик из саундтрека к фильму Риззы, который примерно никто не видел, но после этой песни уже и необязательно — лучше все равно не будет.
51. s/s/s «Museum Day»
Суфьян Стивенс и люди с лейбла Anticon собирают из автотюна, мелодичного припева и рэп-куплетов изумительную оду к радости.
52. Major Lazer «Get Free»
Дипло продолжает признаваться в любви к регги; важнее всего тут, впрочем, голос Эмбер Коффман из Dirty Projectors — именно благодаря ей из «Get Free» получилась одна из главных песен лета.
53. Earl Sweatshirt «Chum»
Самая интересная вещь, записанная участниками конгломерата Odd Future за весь год; младший брат Тайлера Эрл Свитшот, которому исполнилось восемнадцать, взрослым голосом рассказывает под сухой бит про семью и жизнь.
54. Motorama «To the South»
Все как обычно: воздушная гитарная мелодия, легкий гитарный бой, низкий голос Влада Паршина — и ощущение, что эта песня была с тобой всегда.
55. «Городок чекистов» «Окраина»
Парадоксальный минималистичный постпанк об одномерности жизни спальных районов.
56. Rhye «The Fall»
Интимный камерный поп от главных дебютантов 2013-го. Мужчина, поющий почти женским голосом, фортепиано и струнные — неземная красота.
57. «Пес и группа» «Пружина»
Внештатная и прекрасная вещь диковинной питерской группы; как обычно у «Пса и группы» — про ощущение своего места в мире.
58. Sun Kil Moon «Sunshine in Chicago»
Стареющий бард Марк Козелек красиво и с иронией придается воспоминаниям на улицах Чикаго, кроме прочего, причитая, что раньше на его концерты ходили красивые девушки, а теперь только хипстеры в теннисках.
59. Sonny and The Sunsets «Pretend You Love Me»
Безысходное кантри о невозможности вернуть ушедшую любовь, написанное Сонни Смитом, порвавшим с женой после десяти лет брака. Кантри-шаблон впускает в себя новые чувства — дух захватывает.
60. Cat Power «Ruin»
Тревелог американской певицы с печальными выводами о глобальном положении дел и западном консюмеризме. Большая американская песня, написанная как очень личная.
61. Adele «Skyfall»
Адель встает в один ряд с Нэнси Синатрой и Тиной Тернер, записав песню для «Бонда» и безупречно выдержав стиль.
62. Dirty Projectors «Gun Has No Trigger»
Виртуозный сложносочиненный авант-поп то ли про политическую ситуацию в мире, то ли про что-то очень личное — и про то, что одно с другим нередко совпадают.
63. «Кассиопея» «Орки»
Оголтелая и нелепая кричалка про то, как весело живется окружающим нас идиотам. Как часто бывает у «Кассиопеи» и как часто бывало в этом году, на самом деле все грустнее, чем слышится поначалу.
64. Ifwe «Вся моя радость»
Манифест воображаемого русского движения новых добрых, трепетная песня про частное счастье.
65. Wild Nothing «Paradise»
Хрупкий дрим-поп про обещания. В середине — невероятно красивый эмбиентный бридж; звук, как у любимых групп 80-х, ретромания в лучшем виде.
66. «Берген Кремер» «Замок»
Одна из немногочисленных песен нового русскоязычного проекта музыкантов Motorama: холодный и какой-то пугающе глубокий коренной синтипоп.
67. Peaking Lights «LO HI»
Психоделический даб от лица матери, качающей колыбель с новорожденным сыном; сын еще и, если можно так сказать, подпевает. Самый трогательный трек года.
68. The Zverstvo «Мясо»
Рефрен года — нелепый, абсурдный, оголтелый и неизбежный, как последние 12 месяцев.
69. Neil Young and Crazy Horse «Driftin' Back»
Двадцатисемиминутный эпос Нила Янга про возвращение к корням. Большое гитарное путешествие в прошлое рок-музыки.
70. Scott Walker «The Day the «Conducator» Died (An Xmas Song)»
Жуткая рождественская песня про расстрел супругов Чаушеску накануне, собственно, Рождества. Финал года.