Знакомства
«Не говори со мной»: как две москвички решили бороться с уличными приставаниями
Пару месяцев назад подруги Анна Формозова и Александра Запоева завели в инстаграме дневник «Не говори со мной», где публикуют фотографии мужчин, которые пристают на улицах. «Город» узнал у Анны, зачем они это сделали и как это поможет остальным.
«Наша страница — в некотором смысле оружие для девушек, которых раздражают приставания на улицах. Однажды я каталась на велосипеде по Москве, и в подземном переходе какой-то дяденька предложил мне помочь поднять велосипед на лестницу. Я вежливо отказалась — мне нетрудно это сделать самой. Мужчина от меня не отлип, шагал за мной весь переход и вслух рассуждал, зачем мне вообще велосипед. Пытаюсь ли я таким образом следить за фигурой, а может, просто изучаю Москву? Шел близко от меня и бубнил. Меня это дико разозлило, и я задумалась о том, как часто такое происходит: мужчины оказывают знаки внимания женщинам, которые совершенно этого не хотят.
Все приставания на улицах можно разбить на несколько категорий. Есть подкаты, которые ничего за собой не влекут, а есть именно те, когда с тобой пытаются познакомиться. Случаются и такие ситуации, когда мужчина, получив отказ в знакомстве, начинает тебя унижать и оскорблять. Есть такое понятие entitlement, у него нет аналогов в русском языке. Это в целом идея о том, что женщина всегда представляет собой сексуальный объект, и вот почему наверняка будет не прочь получить шлепок по заднице, если совсем упрощать. Впрочем, это может быть и не связано с сексом: некоторые мужчины ведут себя как бабушки, которые считают, что знают все лучше тебя: как одеваться, как вести себя, как смотреть, с каким выражением лица ходить, можно ли курить на улице. «Девушка, что с вашим настроением? Улыбнитесь!» — я слышу это регулярно. Однажды даже мне сказали: «Ой, что это у вас упало?» Я как дура начала оглядываться на землю — я вечно что-то роняю, это правда, — но найти ничего не могла, пока остроумный прохожий не ответил: «Настроение вы свое уронили!»
Мы с подругой Сашей не поленились завести специальный аккаунт в Instagram — своего рода хронику приставучих мужчин, с которыми мы сталкиваемся. Зачем он нужен? Наши парни и друзья, например, не знают о том, что такое происходит. Для них это другой мир. Поэтому в те редкие моменты, когда к тебе пристают в компании бойфренда, он очень сильно удивляется. Я как-то шла с другом по «Ашану», и проходящий мимо мужчина, посмотрев на меня, сказал: «О, сиськи!» Это было сказано в сторону, ничего он не хотел — но мой друг был в шоке.
Еще одна задача — пытаться препятствовать любителям позадирать девушек. От незнакомцев и комплименты далеко не всегда уместны, а что говорить о тех случаях, когда тебя пытаются оскорбить? Фотографировать таких мужчин — это не способ их унизить. Мы просто вторгаемся в их пространство их собственными методами. Как можно заметить по снимкам, часто они пытаются убежать от камеры. Я специально почитала законы —фотографировать незнакомых людей на улице можно, мы ничего не нарушаем. В конце концов, щелчок камеры — самый быстрый способ заставить человека отстать и отправиться по своим делам. У нас был случай, когда один из таких мужчин был до такой степени недоволен тем, что мы хотим его сфотографировать, что без зазрения совести спустил штаны. Одна подруга пыталась запечатлеть таксиста, а он позвал своих коллег на подмогу. Девушка испугалась и убежала. Думаю, каждый в силах оценить ситуацию и понять, стоит ли фотографировать мужика, или нет. Пока этим занимаемся только мы с Сашей и несколько наших подруг. Кто-то сталкивается с приставаниями каждый день, кто-то — изредка.
Наверное, не всем людям эта тема покажется актуальной, важной или интересной, но мы верим, что, по крайней мере, наш «Не говори со мной» получается смешным.
На Западе существуют подобные проекты. Я слышала про американского фотографа Ханну Прайс: она сделала серию снимков с мужчинами, которые ей свистели на улицах или пытались познакомиться. О ней даже писали в России. А буквально вчера я прочитала про немецкий твиттер и хэштег Aufschrei («крик» в переводе с немецкого. — Прим. ред.), где девушки делились своими историями про приставания на улицах. О них даже писали на сайте Spiegel, но сейчас, как я понимаю, это сошло на нет.
Мы думаем выйти за пределы Instagram и завести страницу в соцсети «ВКонтакте» или фейсбуке — пока не решили, где будет эффективнее вести наш паблик. В любом случае мы хотим и дальше бороться с такими прохожими и их неуместными подкатами».