перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Городские смотрители

Кто составляет карты «Яндекс.Пробок»

Люди

«Город» начинает серию материалов про людей, которые управляют городом изнутри: берут трубку, когда вы звоните в скорую, отвечают за уличное освещение и общественный транспорт. В первом выпуске свое рабочее место показывает Леонид Медников, аналитик сервиса «Яндекс.Пробки».

Как появились «Яндекс.Пробки»

«Яндекс.Пробки» начались в 2006 году, когда в Москве пейджинговая компания «СМИ-Линк» установила около сотни видеокамер на основных магистралях. Изображения с камер анализировали эксперты, которые должны были определять, насколько могут растянуться пробки. Эту информацию компания хотела рассылать водителям на пейджеры. Они даже придумали некое устройство — коробку, которая горела разными лампочками, показывая трафик, и должна была устанавливаться в машинах. «Яндекс», который к тому времени начал развивать электронные карты, заинтересовался темой пробок и купил пробочное подразделение «СМИ-Линк».

«Яндекс» решил показывать пробки в режиме онлайн — на «Яндекс.Картах». Однако везде ставить камеры и оплачивать их обслуживание — дорого и неудобно, ведь камеры ломаются, на них налипает снег и так далее. «Яндекс» стал искать другие пути и сделал мобильное приложение. Для «Яндекс.Пробок» историческим стал 2008 год. GPS-приемники становились все более массовыми, и тогда мы решили запустить «Пробки 2.0» (сейчас это название уже мало кто помнит). Человек со своим смартфоном ехал по улицам и смотрел пробки. Если на телефоне была включена опция «Сообщать о пробках», GPS-приемник передавал нам координаты автомобиля и среднюю скорость движения. Алгоритм обобщал данные от разных автомобилей. Там, где машины ехали быстро, — мы рисовали зеленую дорогу, где медленно — красную или желтую. Сегодня камеры для определения пробок уже не используются вовсе: ежедневно у нас около миллиона пользователей по всей России, которые передают нам информацию.  

Но аналитики «СМИ-Линк», которые умели по ста камерам закрасить всю Москву, до сих пор работают с нами. Это эксперты с невероятным чутьем и опытом — автомобилисты до мозга костей. Раньше их работа была ручной. Современные пробочные аналитики — это скорее люди, хорошо разбирающиеся в математике, статистике, языках программирования. Однако бывают ситуации, когда автоматическое слежение не помогает. Например, если в городе проходит парад или, как недавно, марафон олимпийцев — по абзацу текста от информагентств трудно понять, где и во сколько реально будут перекрыты улицы. Поэтому аналитики достают эту информацию всеми возможными способами — вплоть до того, что включают парад по телевизору и отслеживают, где едут танки, чтобы вовремя нанести информацию на карты.

Фотография: Ксения Колесникова

Пробки и власть

Когда летом пошел слух о занижении пробок ради выборов Собянина, было обидно. Вообще вся пробочная картинка живет без ручного управления. Алгоритмы собирают данные о перемещении автомобилистов без участия разработчиков. Если кто-то пишет обновления для алгоритма, его нельзя просто взять и выкатить — любой код обязательно проходит проверку другими специалистами, это называется code review. У нас открытая команда и работают люди с разными политическими взглядами. Ситуация, когда кто-то что-то незаметно изменил, невозможна в принципе.

За аналитикой к нам обращается в основном только пресса. Хотя у нас хранится архив данных по «Яндекс.Пробкам», московский муниципалитет решил действовать самостоятельно — они разворачивают собственную интеллектуальную транспортную систему при помощи датчиков, развешанных по городу.

Объяснение этому, видимо, стоит искать в истории. Наш опыт получения информации о пробках отличается от мирового. В мировом опыте муниципалитеты сами вешали датчики — и так узнавали о трафике. Когда картографические компании стали делать пробочные сервисы, они просили информацию у городских властей. «Яндекс» самостоятельно разрабатывал систему с GPS-данными от пользователей. И теперь московская мэрия, следуя примеру коллег, решила построить свою систему датчиков, чтобы иметь данные о трафике. У этой системы есть одно отличие от тех данных, что умеют считать «Яндекс.Пробки»: она умеет измерять количество проезжающих автомобилей — водителям эта информация неинтересна и не нужна, а вот для городского планирования она весьма полезна.

Фотография: Ксения Колесникова

Как бороться с помехами

В потоке движения есть участники, которые создают дополнительные сложности для алгоритма «Яндекс.Пробок». Например, машины скорой помощи, водители которых тоже могут интересоваться ситуацией с пробками и автоматически передавать нам данные, хотя они едут быстрее потока. Другая проблема — водитель останавливается, но не из-за пробки, а потому что ему нужно в магазин зайти, при этом он влияет на общую картину. Алгоритм должен учитывать такие погрешности. Или был такой случай: дорога, полностью закрашенная красным, вдруг на одном небольшом участке окрасилась в зеленый. Стали разбираться и поняли, что параллельно дороге пролетел вертолет, — это было в стародавние времена, современный алгоритм «Яндекс.Пробок» таким уже не проведешь.

Еще одна интересная проблема была с пешеходами: понятно, что, когда ты идешь пешком, тебе нужно то же самое приложение «Яндекс.Карт», которое точно так же понимает скорость твоего передвижения. Сейчас мы научили алгоритм: если точка за последние четыре часа не разгонялась на скорость больше 15 км в час, скорее всего, это пешеход — и его учитывать не нужно. Конечно, наши алгоритмы не обеспечивают стопроцентной точности, но мы постоянно работаем над их улучшением.

Например, запускаем на дороги нескольких автомобилистов, в которых мы на сто процентов уверены. Даем им GPS-логгеры, которые записывают скорость и траекторию движения. Наши водители катаются без остановок на протяжении нескольких часов по заданным траекториям. Записи логгеров дают нам слепок действительности, который мы потом сравниваем с ретроспективной картинкой, которую выдавали в то время «Яндекс.Карты». Такие замеры помогают нам корректировать алгоритмы.

Раньше, когда мы тестировали технологию, этими автомобилистами были сотрудники «Яндекса», теперь мы передали ее на аутсорс таксистам. Хотя есть специфика — очень важно настроить водителя на то, чтобы он двигался в основном потоке, а таксисты любят в шашечки играть.

Фотография: Ксения Колесникова

Про «Разговорчики»

Просто стоять три часа на месте и не понимать, что происходит, — невыносимо. Но если автомобилист знает, что там впереди столкнулись два грузовика и перекрыли три полосы, — ему странным образом становится легче ждать. Поэтому мы дали людям возможность сообщать другим пользователям о том, что они видит на дороге: нажать кнопку и написать «Тут ДТП». Вскоре мы увидели, что в этом сервисе люди выражают эмоции и общаются, от этого информативность терялась. Как мы говорим между собой: «Не можешь противостоять — возглавь». Мы решили эти эмоции перенаправить и сделали «Разговорчики», где люди могут говорить о чем угодно, не засоряя при этом информационный слой. Зачем ругаться с пользователями и твердить им: «Не пиши здесь лишнего», если есть возможность перенаправить эмоции в другое русло. А у тех, кому это не нужно, есть возможность отключить «Разговорчики» и не засорять себе эфир.

Как победить пробки

Недавно мы поднимали архив и считали, как изменилось движение по пяти крупнейшим магистралям Москвы за последние два года. Основная закономерность заключается в том, что загруженность в часы пик уже больше не растет, но все свободные места и часы дня заполняются. Пробки начинаются все раньше и заканчиваются все позже, все проезды и объезды переулочками заняты. Теоретически когда-то должен настать момент, когда все пути и лазейки будут забиты в равной степени.

Сегодня уже нельзя решить проблему, чуть-чуть поколдовав над светофорами и построив еще пяток дорог. Чтобы избавиться от пробок, люди должны что-то сильно изменить в своем поведении: удобный общественный транспорт и велосипеды, работа ближе к дому — похоже, что вот единственные решения на сегодняшний день. Есть красивая идея — интеллектуальная настройка светофоров. Эксперты говорят, она на 10–20% улучшает ситуацию. Казалось бы, это много. Но проблема в том, что количество автомобилей за последние 20 лет увеличилось в несколько раз. Любые освободившиеся дороги очень скоро займут новые автомобилисты и те, что раньше предпочитали использовать машины только для поездок за город. То есть, построив новую магистраль и наладив светофоры, вы добьетесь только того, что еще больше людей будет стоять в тех же пробках.

О личной ответственности

Однажды у нас некоторое время не показывались пробки. Мне тут же стали звонить знакомые и говорить: «Леня, я не могу ехать домой — я же не знаю как!» Как автомобилист я прекрасно знаю это жгучее чувство: однажды не смог посмотреть карту пробок из-за того, что сломался телефон, — ты, конечно же, помнишь, как ехать домой, но не знаешь, где встанешь. Сегодня без карты пробок ты чувствуешь себя как без рук. Тема пробок стала настолько важной, что про меня часто шутят: самые цитируемые люди компании — это Волож, Очир (Аркадий Волож — генеральный директор «Яндекса», Очир Манджиков — пресс-секретарь. — Прим. ред.) и потом — я.

Ошибка в тексте
Отправить