Что пить
Есть ли разница между Evian и «Шишкиным лесом»: слепая дегустация воды
Почти любая рекомендация по улучшению здоровья начинается с совета пить побольше воды — от 2 до 4 литров в день. Но что лучше — вода из фильтра или «Бонаква»? Есть ли смысл покупать дорогую воду? «Город» попросил людей с тонким вкусом вслепую попробовать воду разных производителей.
- Юлия Тарнавская главный редактор «Афиши–Мир», винный критик
- Алексей Мунипов главный редактор «Афиши–Воздух»
- Филипп Миронов шеф-редактор «Афиши–Город»
- Роман Лошманов редактор журнала «Афиша–Еда»
Первая партия
BonAqua
«Святой источник»
Vittel
«Королевская вода» из офисного кулера
Тарнавская: Мы тестируем воду, а не вино, поэтому каждую по очереди надо сначала понюхать, потом попробовать — а потом сказать, что эта, например, как бумага, а эта пахнет хлоркой.
Мунипов: Ну давайте, Юлия, разгоняйтесь, как вы там обычно вино описываете? «Запах нагретого на солнце томика Бунина»? Первая, по-моему, из-под крана, но худшая — вторая. От первой впечатление, что это газированная вода, из который выпустили газ. Не удивлюсь, если это Aqua Minerale. Третья вода самая кислая.
Миронов: Мне кажется, вторая кислая. Третья какая-то меловая. У первой запах как от только что помытого школьного туалета.
Тарнавская: Первая не пахнет туалетом, просто какая-то сухая.
Лошманов: Зато третья жирная, что ли. А остальные, значит, полусухие?
Тарнавская: С третьей явно что-то не то, зато четвертая — совсем нейтральная.
Мунипов: Ну у них же разные минеральные составы. Если они из разных источников, у них должен быть разный минеральный состав. В общем, первую я бы пить не стал, остальные нормальные.
Тарнавская: По российскому законодательству, питьевая вода не лечебная и не столовая, поэтому у нее не должно быть каких-то особенных свойств. Она должна быть питкая или нет. Вторую и третью пить неприятно.
Мунипов: Чем ледниковая вода отличается от минеральной? Наверно, по российскому законодательству, это все одно и то же.
Тарнавская: Ну они все четыре разные.
Миронов: Где вкус и проявляется, так это у газированной воды. Когда у меня ребенок просит воды, всегда говорит: дай соленой воды.
Лошманов: А так не должно быть. Технологи с завода на Байкале говорят, что тест на качество воды очень простой — при комнатной температуре у нее не должно быть ни запаха, ни вкуса.
Тарнавская: То есть они на Байкале целыми днями воду хлещут?
Лошманов: Конечно, у них есть арбитражный склад с образцами, которые надо тестировать.
Миронов: Обсуждение воды — это как обсуждение белого цвета или запаха воздуха.
Тарнавская: Мне кажется, запах воздуха интереснее обсуждать.
Мунипов: Чайные мастера бы нас засудили, потому что в классическом трактате о чае рассказывается об одном из основателей чайной школы, который по вкусу мог определить, с середины озера воду взяли или с берега. Более того, он мог сказать, с середины, с глубины или с поверхности зачерпнута вода.
Лошманов: Про «Архыз» мне рассказывали, что разливается она под Москвой, и, когда привозят с Кавказа цистерну, она волшебным образом превращается в десять цистерн.
Миронов: Ну мы это проверить никак не можем, но еще из серии этих городских легенд: говорят, что в «Шишкин лес», который так нравится детям, добавляют чуть-чуть сахарку. А если я сам покупаю воду, то беру либо «Архыз», либо Vittel.
Мунипов: Я долгое время сидел на новозеландской воде Antipodes в очень красивых бутылочках — упаковка, конечно, очень влияет, сразу кажется, что это лучшая вода в мире. Бутылка стоит как вино, рублей 300 за пол-литра.
Лошманов: Ну уж явно не Aqua Minerale, которую наливают из-под крана, вычищают из нее все, что можно, и минерализуют. Вот байкальская вода тоже ультрапресная, а для детского питания, например, туда добавляют фтор и все такое.
Мунипов: Это как коричневый сахар, который на самом деле белый.
Лошманов: Так и про газированную воду говорят — если это не вода природной газации, которую ты пьешь на источнике, — что ее на заводе разделяют на воду и углекислый газ, а потом снова газируют.
Тарнавская: Из газированных я обожаю Selters и San Pellegrino.
Мунипов: Не могу поддержать разговор — не пью газированную воду вообще. Не нравится она мне.
Слева направо: Роман Лошманов, Юлия Тарнавская, Филипп Миронов, Алексей Мунипов
Вторая партия
Contrex
Evian
Harrogate
Миронов: Смотрите, в первом номере у меня пузырики какие-то: это свойство воды такое?
Мунипов: Это свойства стакана.
Миронов: Первая пахнет помойкой. К тому же она кислющая. Вторая кажется тяжеленькой, мягко говоря.
Лошманов: Да все они пахнут трубами. Но если бы все помойки у нас так пахли, было бы прекрасно.
Миронов: Третья забирает негативные эмоции от первых двух, такая благообразная.
Тарнавская: Третья какая-то швейцарская. Самая съедобная вода.
Мунипов: Юля не включает рецепторы на полную. Где запах корректирующей помадки для чернил?
Тарнавская: Ну ладно: вторая пахнет утюгом. Третья нейтральная, пить приятно.
Миронов: А вам не кажется, что такой эффект, потому что мы по порядку пьем — один, два, три?
Лошманов: Нет, я эту партию пил в другом порядке.
Тарнавская: В итоге что это было? Contrex, Evian, Harrogate? А, ну так и должно быть. Contrex же с повышенным содержанием кислот плюс помогает похуданию, потому что в составе есть диуретики, мочегонное то есть.
Миронов: Contrex принадлежит Nestle, это третья французская вода после Evian. А Harrogate появилась года три назад и стоит удивительно дешево, ее даже палатки с шаурмой стали брать в свой репертуар, и она в принципе мне нравится. А компании Coca-Cola какая-то элитная вода принадлежит?
Лошманов: Нет вроде. На самом деле это все маркетинг, ведь главное найти хороший источник и в процессе приготовления воды просто ее не испортить.
Тарнавская: Так с Perrier было. Она же принадлежала врачу сначала по фамилии Перрье, но он не понял, как ее продавать, потом пришел какой-то британец и сделал вот такой бренд — придумал бутылочку, раскрутил. А до этого никому эта Perrier не нравилась.
Миронов: А производство воды равно производству бутылки по затратам?
Лошманов: Бутылка, конечно, дороже.
Технология изготовления материала была следующей: эксперты сидели в комнате и партиями пробовали воду, налитую в одинаковые чистые стаканы. Автор эксперимента наливал их из неохлажденных бутылок в соседней комнате — так что никто из экспертов не видел ни бутылок, ни этикеток и не знал, какие бренды вообще задействованы
Третья партия
Aqua Minerale
«Архыз»
«Шишкин лес»
Тарнавская: Первая — какой отврат, что это вообще такое? Кислятина. И это я в обратном порядке пила.
Лошманов: А вторая-то покислее будет. И, кажется, маркер, которым цифры писали, попал каким-то образом внутрь. Чувствую что-то парфюмерное. Послевкусие какое-то химическое.
Миронов: Вторая суперкислая. Чувствуете магний, бром? Попробуйте повращать языком, набрав воды в рот. Мне дивный новый мир открылся! Прямо раскрылся со своей кислейшей стороны.
Тарнавская: Ну вы, Филипп, затейник. Что-то у меня вторая никак не раскрылась. Первая вот с горчинкой. Такое чувство, что на бочку выдавили два лимона и еще добавили какого-то хинина.
Миронов: Третья всем нравится, да?
Мунипов: Да, третья кажется вкусной.
Тарнавская: Мне никакая не нравится вообще. Нет, по сравнению с первыми двумя третья — королевишна, конечно.
Миронов: Я бы отдал ей предпочтение по сравнению со всеми. А что здесь что в итоге? Третья — «Шишкин лес»? Сладенькая моя!
Тарнавская: В общем, наши фавориты — это вода из кулера, Harrogate и «Шишкин лес».
Мунипов: Да уж, тошнотворный вкус BonAqua я теперь отличу от миллиона других.
Тарнавская: А BonAqua от Aqua Minerale сможете?
Мунипов: Да это одна дрянь, как со дна и с поверхности озера.
Миронов: И это ведь самые покупаемые марки.
Лошманов: Маркетинг чистой воды.
Редакция «Города» не настаивает на том, что именно та вода, что понравилась участникам нашего эксперимента — лучшая. Но мы предлагаем вам провести подобный эксперимент в домашних условиях и попробовать несколько видов воды, не обращая внимания на стоимость и этикетки.