Что пить
Анатомия московской крафтовой революции
Каждый год в Москве провозглашают главный напиток лета. Пять лет назад это был сидр, года три — шприц, а в 2015-м — все неистово пьют крафтовое пиво. «Афиша» попросила эксперта в алкоголе Антона Обрезчикова ответить на вопрос, почему крафт стал настолько популярен и что это вообще такое.
Странная история
Майкл Джексон — это не только «Billie Jean» и «Thriller», но и дедушка британского, а затем и мирового крафтового пожара
Де-факто феномен крафтового пива родился тогда, когда большинство его нынешних апологетов даже не появились на свет. Главный британский пивной писатель Майкл Джексон, чей отец Исаак Хаимович Якович перебрался в город Лидс из Каунаса, выпустил свой эпический «The World Guide to Beer» в 1977 году и умер в 2007-м. Ассоциация СAMRA — движущая сила британской пивной революции — начала работать в 1970-х. При этом нужно понимать, что Британия билась не за крафт и за «сделай сам», а за «настоящий эль», сохранение пабов и возрождение истинных островных традиций (о которых Эдгар Райт снял отличную комедию «Армагеддец») . Как утверждала декларация CAMRA, «настоящий эль — такой, что варится с использованием традиционных ингредиентов и выдерживается в бочке в пабе, где с ним происходит процесс вторичного брожения. Именно этот процесс делает эль уникальным и развивает в нем вкусы и ароматы, которые промышленное пиво достичь не в состоянии».
Мы — карлики на плечах гигантов, и то, что мы сейчас имеем в виде «московской крафтовой революции», — это американское влияние. Культура микропивоварен в Штатах стартовала в 80-х и расцвела 90-х; сейчас, если честно, мы наблюдаем ее закат. Объективно говоря, именно хипстеры со своим DIY, гипертрофированным культом разнообразия и неумением копать глубоко похоронили в Америке крафтовое пиво, создав массовый спрос на пиво ручной работы. Этим и воспользовались пивные корпорации: доля как бы крафтовых пивоварен, находящихся в частичном или полном владении корпораций Anheuser-Busch и Miller, растет с каждым годом. Однако, как и в любой другой индустрии, освоенной модниками — музыке, кофе, независимом кино, гастрономии, — во-первых, уже поздно, а во-вторых, хипстеры ненавидят хипстеров гораздо сильнее, чем все остальные, — чему, например, и посвятил свой рекламный ролик южноафриканский пивной бренд Garagista.
Редакция «Афиши» напоминает о вреде алкоголя и предупреждает о негативных последствиях популяризации некоторых явлений среди молодежи
«Крафт» довольно сложное понятие. В нем критерием уже не работают ограничения по тоннажу, потому что многие крупные производители варят хорошее вкусное пиво и называют его крафтовым. В нашей стране под словосочетанием «крафтовое пиво» принято понимать продукт, где больше делается акцент на вкус, чем на его экономическую целесообразность. Используются более дорогие компоненты, более дорогой и сложный технологический процесс».
Так в чем принципиальная разница с промышленным производством?
В производстве важна аптечная чистота, но соответствует ли эта картинка реальности — еще вопрос
Поначалу все кажется предельно простым: хмель, солод, дрожжи, оборудование кустарного производства (просто большие кастрюли), калькулятор пивовара — более чем доступный стартовый набор для домашних экспериментов. Не стоит также забывать, что русский крафт вырос из пивного концентрата поставок компании Teddy Beer. Концентрат — нижняя ступень табели о рангах в домашнем пивоварении, из которого, впрочем, вырос и американский крафт. Фактически он представляет собой сгущенное солодовое (иногда пшеничное) сусло, которое разбавляют водой и добавляют в него дрожжи.
Увы, простота производства на самом деле кажущаяся. Существует миллион разновидностей хмеля, миллион культур пивоваренных дрожжей — и два миллиона разновидностей солода. Суммарно все это дает количество вариаций, приближающееся к бесконечности. Книжки, форумы, готовые рецепты — ничто из этого не способно спасти от провала без достаточного количества опыта. Из домашнего гетто в лигу настоящих пивоваров выбираются немногие и самые фанатично преданные делу.
Классификация
Пивная карта сортов, что украшает стену в Pivbar
Иногда кажется, что классификация пива, разработанная Джексоном, разрослась до непомерных масштабов фэнтези-саги: одни стили существуют только в голове у сбродивших это пиво варщиков, другие апеллируют к настолько редким образцам, что сравнить их с оригиналом нет никакой возможности. Американцы при этом видят европейское пиво через свою американскую призму, а в Европе есть стандарты, смысл которых сводится к оксюморону. Бельгийский India Pale Ale? Серьезно? А ведь он и вправду существует. Или изначально бессмысленный American Black IPA? Прочтите вслух: «американский черный светлый индийский эль». Да, мы уже поняли что по каким-то необъяснимым причинам аббревиатура IPA — это новая религия, спасибо. Секрет же заключается в том, что нет ничего проще, чем придумать новый вид пива, просто скрестив один из тех, что тебе нравится, с другим. Классификация же отлично защитит тебя от таких же крафтовых снобов, как и ты сам.
Несколько важных слов из крафтовой индустрии
Это шишечки хмеля — один из объектов культа пивных гиков
BeerSmith — программа-калькулятор для пивовара, позволяющая высчитать основные характеристики напитка в зависимости от состава ингредиентов. Основной конкурент — BeerTools. Оба калькулятора сложны для новичков, притом что опытным пивоварам они уже ни к чему.
Альфа-кислота, бета-кислота — их содержание характеризует степень ароматичности/горечи хмеля. Альфа — горечь, бета — ароматы. Учитывая пристрастие общественности к горькому и ароматному, это крайне важные параметры.
Крафт/крафтовая пивоварня (craft/craft brewery) — дословно «ремесленное, сделанное вручную». Дальше конкретизировать не стоит, потому что многие понимают под этим совсем разные вещи, в том числе и в отношении объемов; есть мнение, что нынешние микропивоварни уже не микропивоварни.
Варка — принятое в крафтовой среде обозначение разового процесса создания пива. Среди домашних пивоваров культивируется отношение к варке как к творческому акту и вообще мистическому состоянию души. Сакральное содержание варки защищается от окружающих при помощи сленга и математических расчетов в процессе создания рецептов. При этом на практике варка остается максимально хаотичным процессом.
Дрожжи почти не бывают дикими, зато бывают либо сухими, либо уже живущими своей культурной жизнью с предыдущих варок. На самом деле влияние дрожжей на букет пива не меньшее, чем хмель. С неконтролируемым брожением диких вариантов способен справиться только профессионал, поэтому в крафте они не применяются.
ИБУ (IBU) — эта смешная для русского уха аббревиатура расшифровывается как international bitterness units и обозначает единицы измерения горечи пива. Нормальный уровень IBU — 10–40 единиц, в крафте может быть в разы выше.
Коллаборация — несколько пивоварен, чаще две, объединившиеся ради одной варки.
Контрактная пивоварня (contract brewing company) — пивоварня-фантом, арендующая производственные мощности у какой-нибудь другой пивоварни под разовые варки. Первый отечественный образец — Mager Brewery, но, в принципе, через подобный опыт прошли почти все отечественные крафтовые пивовары, прежде чем решиться на открытие собственного производства.
Концентрат — концентрированное солодовое сусло, которое остается только развести теплой водой и сбродить. Точка отсчета для большинства домашних пивоваров всего мира.
Ламбик — ходовое обозначение всего бельгийского и околобельгийского.
Солод — пророщенное зерно, выделившее необходимые для брожения сахара. Может быть не только ячменным, но и пшеничным, ржаным — каким угодно. Прорастить правильно солод не так просто, поэтому большинство крафтовых пивоваров пользуются готовым.
Стаут/русский имперский стаут/портер — сорт, образовавший вокруг себя альтернативную тусовку для всех, кто устал от IPA. Привлекает большей сложностью — на самом деле мнимой — и болеет теми же болезнями: еще больше хмеля, еще больше темного солода. В результате часто получаетcя пиво, которое приходится буквально жевать, а не пить. В винной тусовке такую консистенцию также обозначают как «можно резать ножом».
Таблица стилей пива BJCP — еще один прикладной объект поклонения. Каждый стиль пива в ней охарактеризован по плотности, алкоголю, цветности и горечи. Придумана в организации под названием Beer Judge Certification Program как рабочий инструмент дегустаций и пивных конкурсов, выглядит вот так. У этой классификации два спорных момента. Во-первых, это американская таблица и во всем, что касается европейского пива, она отражает американский взгляд на Европу, а нам-то это зачем. Второе: если вы в темном баре в пятницу вечером назовете бельгийский светлый эль бельгийским трипелем, вряд ли это заметит кто-то, кроме пивовара, его сварившего.
Хмель, ароматический хмель — в пивоварении используется в гранулированном или просто сушеном виде. Как правило, отвечает в пиве за горечь, а также за букет пива — осознание этого факта и есть главное достижение крафтовой революции. Хмель для крафта — все! Опытному пивовару ничего не стоит скомбинировать 5–7 его видов. Любимая тема для обсуждения у пивных гиков — про то, как сверхароматный американский хмель погубил крафтовый дух крафта.
АЙПИЭЙ, ИПА (IPA) — он же India Pale Ale. Изначально британский подвид эля, варившийся для индийских колоний. Горький (хмель — отличный консервант), достаточно плотный, в меру экзотичный, но не такой насыщенный сорт, как стаут, то есть именно то, что нужно неофиту от крафта. Главная проблема IPA в том, что многие новопосвященные адепты культа на нем и останавливаются, и это происходит не только в России.
Проблемы с качеством местного продукта часто закрывают количеством местного и импортного
Кто этим занимается в России
Круг узок, но от народа они отнюдь не далеки. Крафт крайне разноплановое сообщество. Чтобы это понять, достаточно было сходить, например, на фестиваль «Клуба домашних пивоваров». Пятый прошел в апреле на «Флаконе», собрав тысячу человек самой разношерстной публики.
«Изначально я варил дома, и это было что-то вроде хобби, мне нравился процесс и связанные с ним заморочки. Угощал друзей, и все меня агитировали заняться этим делом серьезно. У меня был другой бизнес, но потихоньку я инвестировал свободные средства в постройку пивоварни. Снял помещение, сделал ремонт своими руками и одновременно искал оборудование. Так моим первым варочником стал поддержанный агрегат на 300 л. Бродильные танки я заказал в Китае. Остальное сделал сам и купил по отдельности. Я не учился нигде, изучал форумы, книги американских и немецких авторов, а опыт приходил с практикой. Что касается теперешней популярности крафта, то, думаю, связана она с уникальностью сортов пива, их труднодоступностью. Это порождает моду».
Позеры и пена
Неясно, что хуже (смешнее) — музыкальное снобство, кофейное снобство или пивное. Очевидно одно: в Америке крафт уже успели высмеять и похоронить, а в Москве революция только начинается
Пиво привлекает демократичностью. Долгое время этот момент был самым важным в российской пивной культуре — и в советское, и постсоветское время. Коммуникативная нагрузка («потрындеть за пивком»), гендерная нагрузка («потрындеть за пивком с мужиками»), привязка к спорту, к мифологии Октоберфеста, финансовая доступность, легендарное «Жигулевское», жестяные подносы с солеными сушками — вот это все. Сегодня, вероятно, на контрасте с шаблонами мы имеем нечто абсолютно обратное. В крафте существует собственный дегустационный сленг — кислинка, горчинка, послевкусие. Здесь продукт идет не фоном, как в телевизионной рекламе, а сам по себе является объектом разговоров и анализа. Гости за стойками в крафт-барах увлеченно оперируют мировыми стилями (иногда несуществующими), стремятся с пеной у рта доказать собственное превосходство в теории и с пренебрежением реагируют на то, что «не их», — мы уверены, что и этот текст они тоже обсудят. То есть в новой пивной культуре утвердились все те вещи, за которые обычно ненавидят любителей вина с их апелласьонами и терруарами.
При этом в отличие от вина или солодового виски пиво в гораздо меньшей степени привязано к географии и местному законодательству — любой пивовар может сварить любое пиво в любой точке земного шара. То есть родовой фактор демократичности катализирует крафт. Это прекрасно тем, что никак не ограничивает свободу творчества, но также ставит любителя теоретизировать в комичное положение — странно раздувать щеки в пивном мире, где существует минимум правил. Итог: много разного пива — это хорошо, снобизм — плохо!
«Меня в первую очередь раздражает истерия вокруг крафтовости. Все эти бороды, клетчатые рубашки, застегнутые на верхнюю пуговицу, и бабочки, к которым у нас теперь пристегнуто и пиво, — это глупость. Функционирует она по принципу «кукушка хвалит петуха». А потом, что такое в этой истории «крафтовость». Для меня это что-то аутентичное — маленькие партии, семейные производства, ручной труд. Вот полугар, например, — это крафт. А в их пиве-то что такое крафт? То, что люди на чужих линиях варят и клеят свои этикетки? Я не утверждаю, что разбираюсь в пиве, но я понимаю, что такое вкус. Так называемый русский крафт нестабилен и не всегда качественный, особенно если сравнивать его с немецким или английским. Там люди по 200–300 лет этим занимаются, а у нас пивовары к станку встали буквально вчера. Ну то есть вы же не будете сравнивать шотландский односолодовый виски с виски из Коломны».
Медиа
Если крафт и взял что-то хорошее от хипстеров, то, это, конечно, высокую степень интеграции в медиасреду. Нет другого вида алкоголя, все новости которого вы можете узнать, просто подписавшись на десяток правильных инстаграмов. Существует свое крафтовое приложение — Untapped, которое позволяет вести учет выпитым пинтам и упражняться в эрудиции. С другой стороны, судя по фейсбуку, пивная тусовка болеет теми же болезнями, что и винная, и уже вполне может себе позволить срач на тысячу комментов о том, можно ли считать ту или иную пивоварню крафтовой или нет. При этом основная жизнь руского крафта происходит в «ВКонтакте» — например, тут и тут.
«Самый легкий способ научиться разбираться — это читать тематические сайты. Есть, например, такой ресурс ratebeer.com, где собираются оценки почти на все пиво в мире. Для знакомства с крафтом можно найти категорию, которая интересна (например, стауты), и попробовать лидеров рейтинга — так узнаешь эталон. Ну а дальше уже можно ориентироваться по своим ощущениям. Через какое-то время, набив руку, можно уже самому, без подсказок, начать определять хорошие сорта и не очень. К нам иногда заходят случайные люди и спрашивают лагер — а у нас вообще его нет, мы его принципиально не закупаем. Он может, конечно, быть хорошим, но в России мы пока такого не нашли. Неподготовленному человеку мы обычно советуем брать какое-нибудь нефильтрованное пшеничное. Часто заходят те, кто прочитал про крафтовое пиво и решил присоединиться к движению: такие люди обычно первым делом заказывают IPA».
Качество русского крафта
Все цвета крафта — в данном случае нерусского
Он часто хромает, чего уж там. Выражается это в отсутствии стабильности характеристик: одно и то же пиво может быть непохожим на себя от кега к кегу. К слову сказать, русские виноделы испытывают со стабильностью еще большие проблемы — во многом из-за зарегулированности отрасли и большей протяженности технологических процессов во времени. То, что пивовар способен исправить за несколько дней, винодел сможет вылечить за месяц, а то и только в следующем году при новом урожае.
Судя по отзывам продавцов крафта, чуть ли не единственная русская крафтовая пивоварня с действительно ровным, всегда предсказуемым качеством — тульский Saldens. Причина в том, что совсем маленьким пивоварням сложнее держать постоянный стандарт, чем большим заводам с автоматизированным производством. Вполне вероятно, что именно поэтому в русском крафте так популярен метод разовых варок, после которых пиво попадает на полки специализированных магазинов или в пабы в виде ограниченных релизов, и под каждую варку рождается новый сорт. Недостатки таким образом превращаются в достоинства. Больше других в этом преуспевают контрактные пивоварни, не имеющие собственных производств и не связанные длительными обязательствами. Вот они — настоящие свободные художники, только, чтобы трезво оценить их, вряд ли наберется столько же свободных критиков.
«Первое пиво у нас было готово в сентябре 2013 года — московские бары еще не знали, что такое крафт, и, конечно, приходилось объяснять. Первую партию мы продали бару «Пилигрим» в Колокольником переулке и то, только потому, что мой партнер Женя Толстов лично знал владельца. Мы привезли две тонны стаута и думали, что этого хватит на пару месяцев, — за это время собирались придумать, что варить следующим и так далее. Однако стаут раскупили за три недели. Тогда мы поняли, что спрос есть и люди готовы пробовать новое. В России пивоваров не так много и все общаются между собой. Конечно, попадается и не совсем качественное пиво. Но это нормально — в России крафтовое пивоварение еще на начальном этапе развития, поэтому ошибки неизбежны. Понять, какое пиво хорошее, а какое — нет, можно только одним способом: попробовать его».
Бары
Крафтовый бум не был бы бумом без целой когорты заведений, легализовавших новую субкультуру, которая, впрочем, лет десять, а то и больше прекрасно существовала и без этого. Теперь уже сложно понять, кто первым сформулировал новый потребительский обиход: Favorite на Патриках, «Энтузиаст» со своей мотодвижухой или магазин «ГлавПивМаг» на Рыбном рынке. Вероятно, канону московского крафтового бара мы обязаны «Всем твоим друзьям», который ютится в помещении магазина подарков. Его образ строится на противопоставлении с культурой пабов: тесно, неудобно — никакой кожаной мебели и дерева, режим работы ограничен полуночью, дешево — цены начинаются от, скажем, 150 р., нет еды — есть только краны и бутылки, за стойкой не дундуки из регионов, а харизматичные ребята, которые дадут четкий комментарий по поводу любого сорта. Впоследствии от канонов появились отхождения, например, экраны с футболом или сосиски в меню. Но суровость и функционализм, построенный вокруг пива, характерны и для «Бирмаркета», и Craft Repulic, и «Сосны и липы», и «Варки». Важно отметить, что роль дрожжей для московской революции сыграло освоение крафтом окрестностей Гнездниковского переулка и появление «крафтового квадрата», куда входят «Все твои друзья» с Craft Republic, Beermarket, «Энтузиаст», Pivbar чуть поодаль и весьма условно Huggis. При этом необходимо подчеркнуть, что в Питере вся эта пивная жизнь уже давно и вовсю бьет ключом.
Мы опоздали!
Русский крафт появился ровно тогда, когда для этого появилась возможность: пивные монстры, ослабленные законом о рекламе и стагнацией в экономике, ослабили свою хватку, тогда как до того любое проявление свободомыслия на пивном фронте тщательно душилось транснациональными корпорациями, благо бюджеты позволяли. Вообще, конечно, это во многом похоже на чудо, да и является таковым: еще пять лет назад в пиве, преимущественно британском, разбирались только футбольные хулиганы, а потом вдруг BrewDog — непререкаемый оплот альтернативы, Seх Pistols от пивоварения — делают варку на «Балтике». В итоге сегодня вполне возможно увидеть стайку модниц, выползающих на асфальт из крафтого паба после удачного девичника.
«Магазин «ГлавПивМаг» существует уже три года. За это время аудитория, конечно, сильно поменялась. Раньше к нам приходили только любители крафтового пива, коих в Москве было немного. Теперь приходит много молодых людей, которые раньше и не знали, что такое настоящее пиво. Сейчас из-за ажиотажа выползла куча новичков: спрашивают, интересуются, пробуют новое. Я помню, как много лет назад, еще до «ГлавПивМага», я зашел как-то в магазин с разливным пивом и попросил полупьяную продавщицу что-то мне посоветовать. Она сказала: «Берите «живое» — его все берут!» В общем, я его взял и дома поплевался — пить это было невозможно. В своем магазине я делаю все, чтобы таких историй не было. Когда приходят люди, которые плохо разбираются в крафте, я обязательно с ними разговариваю, узнаю о вкусах и предпочтениях. Только тогда и советую. Пивные старожилы нормально относятся к новичкам: дедовщины никакой у нас нет. Не любят только тех, кто пьет пиво только затем, чтобы напиться. У нас же главное — изучить вкус, насладиться. Но я могу сказать, что те, кто пьет только для того, чтобы опьянеть, были всегда и никуда не денутся».
Девушки
Пиво больше не пацанская тема. Серьезно, это ощутимая победа для страны гендерного ужаса — за это крафту стоит сказать отдельное спасибо. Почему так случилось? Наиболее рабочей версией кажется следующая: у женщин обоняние развито лучше, чем у мужчин, это научный факт. С другой — верховое брожение, которым обычно делаются все эли, позволяет добиться того, что в вине называется букетом. Наконец, в крафте царит культ ароматичных сортов хмеля, при этом для одного и того же пива могут использоваться несколько сортов хмеля, дающих разные группы ароматов. В общем, если пиво хорошо сделано, то от него можно ожидать вполне парфюмной интенсивности ароматов. Ну и потом, революция, реальный общественный феномен, симпатичные парни за стойками, в модных медиа пишут — девушкам это нравится.
«У меня даже для крафтового сообщества специфический вкус: я люблю кислое пиво и, например, двенадцатиградусную Aventinus Eisbock — это немецкий сорт, очень сладкий, душный такой, оно вымораживается и за счет этого становится крепче. И вот когда девушки просят посоветовать какое-то «женское пиво… ну там, может быть, вишневое», я очень расстраиваюсь и говорю им, что нет женского пива, все пиво ваше! Девушек в Craft Republic заходит, к сожалению, мало — ну может, одна на шесть парней, при этом 90% процентов из них берут сидр или ламбик. Я им всегда стараюсь рассказать побольше, чтобы заинтересовать. С другой стороны, парням не нравится, когда девушки разбираются в пиве больше, чем они. Когда я слышу, как какой-нибудь мальчик начинает рассказывать, как он пил Kilkenny в ирландском баре, я такая «...ага, ну расскажи мне про Kilkenny в ирландском баре». Поскольку женщин в крафтовой теме совсем мало, мужчины, которые в ней варятся, всегда рады девушкам, особенно искренне заинтересованным и что-то предпринимающим. А вообще в мире массового пива женщины есть — они просто тусуются с парням, ходят на футбол, пьют, не задумываясь о том, что это в бутылке. Такие часто приходят к нам и спрашивают: «А у вас чо, нормального пива нет?»
Закуска
Сосиска из Pivbar
Кажется, что со всем своим видовым многообразием крафт создан для гастрономических экспериментов. Кроме того, он почти всегда будет охмелен сильнее, чем промышленное пиво, а горечь, как известно, провоцирует аппетит. На практике сложнее: крафтовая тусовка ценит пиво как таковое, еда ей не слишком интересна, поэтому тут пока все по классике: то есть заедают сложное пиво элементарными чипсами да орешками. Желающих поэкспериментировать с обратной, гастрономической стороны, останавливает количество возможных вариаций и вообще сама хаотическая природа крафта, которая с ресторанным бизнесом в его русском понимании эпохи 2000-х плохо скрещивается. Так что пока здесь крафт проигрывает универсальному в плане сочетаний промышленному лагеру. Но пионеры есть — Pivbar, например, с его утиной сосиской и картофелем-соломкой. Со стороны шефов же, думается, ближе всего к правильному осмыслению темы подошел Дмитрий Зотов (Huggis, «Крылышко или ножка»). Тех же, кто хочет подумать о сочетании крафта с гастрономией самостоятельно, рекомендуем обратиться к вот этой табличке.
Похмелье
Похмелье от хорошего IPA — эпическая штука, вот и группа «Пруд» об этом поет (собственно, их песню «Крафт» можно считать гимном всего, о чем тут написано). Здесь, кстати, виноваты как потребитель, так и производитель. Значительная часть крафтовых сортов содержит гораздо большее количество алкоголя, чем это принято для лагеров массового производства, тогда как потребитель часто по привычке пьет эль в тех же количествах и в том же темпе, как обычный лагер. Другой важный момент: оборотная сторона высокой ароматичности — большее относительно промышленного лагера содержание сивушных масел. Все в пределах нормы, тут будет уместным провести аналогию, скажем, с водкой и виски: конечно, виски вкуснее, потому что ароматнее, зато водки можно выпить больше. Наконец, главное преимущество фабричного лагера — отлаженность производства и предсказуемость процесса брожения, чего не скажешь о любителях. Огрехи в самодельном процессе, разумеется, добавляют головной боли. Мораль такова: потребителю пить надо меньше и точнее, спрашивая у бармена процентное содержание алкоголя в случае с каждым новым названием, а пивовару — неустанно бороться за качественную ферментацию. Ну и все-таки закусывайте.
«Петербург изначально пивной город: ты же не пьешь в Германии или Франции коктейли — там ты пьешь пиво и вино. Питер — город, куда приезжают иностранцы, где уже 10 лет бармены получают процент из выручки, где они говорят по-английски, где им плешь проели те же финны. А Москва — это проститутка с точки зрения бара. Здесь нет туристов, тут иностранцы — это экспаты, которые не задают никаких тенденций. Был у нас в городе тренд на коктейли — были модные коктейльные бары в Москве, которые Питеру и не снились, Питер завидовал. Вернее, лохи из Питера. Теперь крафт. Просто в Москве все резко появляется, и пивная история тут — она на 3–4 года, потом исчезнет также, как и началась. И останутся в ней только несколько чипиздройдов, которые будут по-старинке использовать слово «крафт».
- Фестиваль российских пивоварен Big Craft Day 2015
- Когда 30 мая, 10.00-22.00
- Где Ролл-холл
Редакция «Афиши» предупреждает о вреде алкоголя.