На этой неделе руководство ВДНХ представило новый фирменный стиль выставки. Разработала его команда Мастерской Димы Барбанеля, на счету которой книга про историю автомобилей ГАЗ, современный энциклопедический словарь, а также создание курсов для дизайнеров Campus. Айдентикой занимались пять человек, в том числе сам Барбанель, а также Антон Федоров, Ждан Филиппов, Костя Лукьянов, Сергей Калинин, Максим Вольхин.
Дима Барбанель
«Нынешний ребрендинг приурочен к 75-летию ВДНХ, но пока не является полноценной айдентикой выставочного комплекса. Юбилейная история — это только часть большого проекта ребрендинга ВДНХ, в котором Мастерская будет участвовать.
На данный момент мы реализовали только часть из того, что было нами придумано: мороженое, два павильона и значки. Ну а самое любопытное — средовые объекты и навигацию — пока не осуществили. Кроме того, все делалось другими дизайнерами без оглядки на гайдлайны, поэтому и выглядит пока не совсем так, как нам хотелось бы. То же самое касается и сайта, к которому мы пока не имеем отношения. Полноценно ВДНХ мы займемся с конца августа.
-
Константин Лукьянов, дизайнер Мастерской: «Я рисовал лого и шрифты. Вообще у нас все в гуще-наваре происходит: точность образа выявляется в общении, в нашей коллективной работе. Поэтому во многом авторство моих продуктов принадлежит всем ребятам, во многом лично Диме. И я сам имел отношение к совершенно другим частям проекта. Поэтому можно сказать, что мы все делаем вместе».
1/10
-
Ждан Филиппов, дизайнер Мастерской: «Нам бы хотелось поработать с большим количеством ограничений — как технических, так и смысловых. В какой-то мере у нас было слишком много свободы и поэтому пластические решения не настолько точны, как могли бы. В целом мы старались делать так: а) очень просто, массово и понятно б) прямолинейно, конструктивно и предельно очевидно. То есть — это триумф внятных отношений и очевидных пропорций. Поэтому делать все было очень легко. Шрифты — чудесные, графика — прекрасная. Сложно (но можно!) испортить такие вводные»
2/10
-
Максим Вольхин, дизайнер Мастерской: «В начале была большая экскурсия; из истории было понятно какие годы для ВДНХ были самыми благоприятными. После этого мы уже сами ездили в архивы, собирали и фотографировали все, что, на наш взгляд, было интересным, имело какую-то преемственность и связь с прошлым. На этапе разработки носителей мы со Жданом развивали стиль, концептуальное решение.
Нужно было выявить весь пластический потенциал придуманной системы и, используя его, спроектировать определенные носители, начиная от самых простых (например, визитка или значки) и заканчивая нестандартными – такими как теннисные столы или самокаты»
3/10
-
Антон Федоров, дизайнер Мастерской: «Мы изучили и частично каталогизировали все материалы, содержащие символику, в фондах хранения самого ВДНХ и в частных коллекциях энтузиастов. Собрав материалы в хронологическом порядке, мы заметили, что каждое десятилетие новое поколение дизайнеров отметало многое из того, что создавало предыдущее, предлагая актуальный стиль для текущего момента времени. Тем самым они производили скоропортящийся продукт, с которым следующее поколение поступало точно также. Учитывая то, что сейчас выставка не провозглашает кардинальную смену имиджа, а ставит задачей использовать и развивать своё наследие, мы сделали попытку создать особую эмблему. В ней подчеркнуто отсутствуют тенденции сегодняшней графической моды, а рисунок и шрифт существуют вне времени, словно были созданы уже давно».
4/10
-
Максим Вольхин, дизайнер Мастерской: «На мой взгляд, все получилось неплохо и решение работает. Мы отвечали только за определенный ряд носителей, которые уже существуют или появятся в ближайшее время. Но были и такие, которые остались на стадии концепции. Время для них еще не подошло, но, возможно, мы еще поучаствуем в этом процессе»
5/10
-
-
Один из вариантов фирменных значков ВДНХ
7/10
-
-
-
Пример навигационной таблицы для павильонов
10/10
Работа началась до того, как на ВДНХ пришел Илья Ценципер, с которым мы давно знакомы — вместе работали в «Афише» больше десяти лет назад. Наш заказчик Екатерина Проничева (заместитель директора ВДНХ. — Прим. ред.) передала нам исследования ситуации в парках за последние 30 лет. Но первый заход оказался неудачным. Через неделю на должность заступил Ценципер, мы все быстро обсудили и после этого точно попали в бриф. Первый вариант был достаточно кайфовый: такой веселый шагающий робот, сделанный из каркаса памятника «Рабочему и колхознице». Можно сказать, что одной ногой он стоял в 1960-х, а другой в ранних 1930-х. Второй заход, который быстро одобрили в мэрии, конечно, не такой дикий.
-
Так будут выглядеть велосипеды в прокатах ВДНХ
1/4
-
А так – брендированные самокаты
2/4
-
Мастерская разработала также упаковку для фирменного мороженого ВДНХ
3/4
-
Ждан Филиппов, дизайнер Мастерской: «Хорошо или плохо вышло — этого я не знаю. Надо спросить у публики: у бабушек, детей, веселой и не очень молодежи, у основного заказчика, в конце концов — тогда станет примерно ясно. Нас с Максимом радует что нам удалось придумать и воплотить предельно архаичные носители: обертку для мороженого, несколько типов значков и бумажную шапку в виде павильнов.
Каждый из этих объектов, с одной стороны, совершенно старомодная чушь, с другой — прямой отсыл к ценным для нас ощущениям — назову их детскими или советскими. Они теплые и совершенно незлые»
4/4
Как обычно, мы начали с архивов, из которых получили всю историю айдентики ВДНХ за последние 75 лет. Мы изучили все материалы, содержащие символику ВСХВ, ВДНХ и ВВЦ, в фондах хранения самого выставочного комплекса и в коллекциях энтузиастов в интернете. Так мы поняли, что, по сути, художники каждый раз делали все заново, не развивая прошлые наработки, а просто все меняя. Каждый раз они опирались на текущую тенденцию, на моду — по шрифту, пластике. Никогда не работали на опережение — это же касается и архитектурных решений, декора объектов ВДНХ. Там очень тенденциозные, а не новаторские решения. Мы подумали, что в данном случае правильнее было бы работать вне тенденции, оторваться от нынешнего пластического и графического контекста. К примеру, логотип Костя Лукьянов сделал на основе гайдлайнов, найденных нами в альбомах по архитектуре Ленинграда 1960-х годов.
-
Первый вариант айдентики, который не утвердили
1/4
-
Первый вариант айдентики, который не утвердили
2/4
-
Первый вариант айдентики, который не утвердили
3/4
-
Так бы выглядело фирменное мороженое ВДНХ
4/4
Вся система разработана с опорой на графическое наследие 1930-х, 1960-х и 1980-х годов, между которыми мы обнаружили очевидные пластические связи. В целом брендинг «75-летие ВДНХ» — это некая сублимация всех этих стилистических поисков разных художников. И я ей доволен, потому что она не про моду. Совсем недавно администрация Московской области предложила нам сделать ребрендинг подмосковных городов, поэтому сейчас помимо ВДНХ мы будем активно заниматься и этим проектом».