Будущее Триумфальной
Лимонов, Капков, Шапиро и другие о том, что делать с площадью
Сегодня на Триумфальной площади пройдет митинг во главе с Максимом Кацем и Ильей Варламовым. Они требуют, чтобы проект реконструкции площади был вынесен на открытый конкурс. «Город» спросил нескольких экспертов и небезразличных москвичей о том, что же должно быть на площади.
Власти много лет не могут решить, что же делать с
Триумфальной площадью, ставшей ареной для митингов оппозиции: то перекрывают и проводят археологические
раскопки, то окружают памятник Маяковскому лавочками, сидеть на
которых противно из-за
вечного потока машин, несущихся по Садовому и Тверской.
Последний скандал с площадью разразился, когда в конце октября в конкурсе на проект реконструкции победила никому не известная компания «Трио». До этого она в основном проектировала медицинские учреждения и явно не имела опыта создания общественных пространств. Территория у больниц — это тоже общественные пространства, заочно парировала в интервью сайту «Ситибум» архитектор Татьяна Буянова, сотрудничающая с компанией. Буянова не увидела в победе компании ничего странного: «Если следовать этой логике, то Захи Хадид не было бы никогда. Потому что ей всегда бы говорили: «Девочка, ты кто такая, ты ничего не сделала и ничего не проектировала, поэтому иди отсюда».
Тем временем другие архитекторы не дремали, а потихоньку делали в стол свои концепции реконструкции. Самым ярким стал вариант, предложенный молодым бюро Megabudka. Он предусматривает строительство подземного паркинга (который там и так будет), углубления-амфитеатра у памятника Маяковскому и стеклянной крыши над примыкающей 1-й Брестской улицей. А зимой там можно было бы обустроить каток, считают в Megabudka. «Посадить Маяковского в яму — заведомо кощунство», — заявила архитектор Буянова, комментируя проект. Авторы с ней не согласны.
«Прошедший конкурс на реконструкцию Триумфальной называется тендер. Тендер выигрывает не лучшее предложение, которое понравится гражданам или которое будет решать проблемы, а то, которое предложит меньше денег и более сжатые сроки. Нормальный архитектурный конкурс — это вторая часть конкурса на «Зарядье». Когда готовится нормальная программа, приглашаются эксперты, профессиональное жюри, иностранные или российские архитекторы.
Мы взяли за основу то, что после реконструкции площадь с высоты человеческого роста должна восприниматься точно так же, как сейчас. Сразу поняли, что ничего выше лавочек строить не стоит.
Площади нужны дополнительные функции. Мы можем поставить инфоцентр (которых в Москве ни одного нет), страшные золотые туалеты, которые везде сейчас ставят, и всякий этот хлам у метро, который нужен людям, но визуально — все равно хлам. Поэтому единственное разумное решение — опустить его под землю.
Естественно, мы подумали, что там могла бы быть подземная парковка. Разместили мы ее в том месте, где раньше стояло здание, чуть-чуть выровняли площадь, чтобы въезд с парковкой был как на изначальном проекте Чечулина (архитектор Дмитрий Чечулин — автор комплекса зданий Триумфальной площади. — Прим. ред.).
Триумфальная площадь окончательно превратилась в асфальтовое поле в послевоенные годы
Перед гостиницей «Пекин» раньше стояло здание, и мы подумали, что первый этаж гостиницы можно было бы загородить. С исторической точки зрения ничто этому не противоречило. Плюс на площади должно остаться место для уединения. Поэтому на месте здания, которое раньше стояло перед гостиницей «Пекин», где парковка, мы предполагаем посадить деревья в кадках или коробах.
Площадь обдувается всеми ветрами, и нужно было это не нарушить. Значит, нужно углубляться. При углублении получается меньшая площадь меньшего размера, на которой могут находиться люди, там будут входы в магазины, дополнительный выход с парковки. Там же за счет перепада уровней организуется амфитеатр, например, для чтения стихов.
Очень большие споры по поводу того, что Маяковский стоит в яме. Ну это как посмотреть. С точки зрения человека на площади, Маяковский остается на том же месте, что и сейчас. Скорее, площадь вырывается вокруг Маяковского, а не Маяковский становится ниже.
Почему выемка под Маяковским не квадратная? Она такой формы, какая есть, только потому, что так движутся пешеходы, которые любят обходить более сглаженные участки. Пешеход не любит острых углов.
Чтобы обеспечить пешеходам движение, мы разработали такую схему, когда автомобили объезжают площадь. Потому что если автомобили ее пересекают, это разделяет ее на несколько частей.
Как только мы убираем с площади автомобили, у нас остается неохваченный участок 1-й Брестской улицы. А он на самом деле очень здоровский, потому что если войти с площади Маяковского под арку, там такой прострел — чуть ли не как на Манхэттене. Учитывая, что площадь большая, пафосная, в этой части могло бы быть уютное пешеходное пространство с кафешками на первых этажах. А если, например, накрыть все это прозрачным перекрытием, то вообще получится всесезонная история.
Мы делаем архитектурное решение для людей, а не политический жест. Поэтому мы по поводу отсутствия или присутствия митингов на этой площади не задумывались и не брали в расчет — это абсолютно не принципиально».
Место для памятника Маяковскому выбирали долго – даже установили для этого временные макеты
В 1920-е годы Триумфальная была очень зеленой площадью
«Согласен с теми, кто утверждает, что на благоустройство этой важнейшей для Москвы площади необходимо провести конкурс. Пространство общественное, да и деньги расходуются бюджетные, так что подобные вещи должны быть априори. Положительным примером подобных конкурсов являются, например, недавно завершившийся конкурс на разработку концепции парка «Зарядье» или подходящий к концу конкурс на новое здание ГЦСИ.
Что касается облика и решения Триумфальной площади, то в принципе инициативный проект группы Megabudka, получивший широкое освещение в СМИ, демонстрирует возможные варианты подхода к ее реконструкции. Создается разноуровневое пространство, с одной стороны, задающее несколько масштабов социальных взаимодействий (от площадного до вполне камерного), а с другой — обыгрывающее тему города как театра. Ступенчатая воронка, в которую молодые архитекторы погружают статую Маяковского, навевает мысли и о том, что на площади сосредоточено несколько театров, и о том, что на Таймс-сквер в Нью-Йорке устроена подобная трибуна, сидя на которой люди могут наблюдать за сценами городской жизни».