Дежурная аптека
Как правильно консультироваться с врачами в интернете
В рубрике «Дежурная аптека» мы изучаем, как мир технологий меняет привычную систему медицины и фармакологии, и отвечаем на популярные вопросы горожан. В этом выпуске: как правильно спрашивать у врачей совета в интернете — и можно ли вообще это делать.
Может ли консультация на форуме заменить визит к врачу? Чаще всего нет. Но в некоторых ситуациях гораздо лучше обратиться к интернет-доктору, чем самостоятельно гуглить симптомы или спрашивать совета у непонятно кого в «Ответах@Mail.ru». Мы выяснили, в чем заключается техника безопасности при консультации в интернете.
Как найти хороший сайт онлайн-консультаций
Крайне желательно, чтобы на сайте или форуме только у врача была возможность отвечать на вопросы посетителей. В таких случаях администрация ресурса должна брать на себя ответственность за авторизацию врачей. Так, например, это устроено на «Русском медицинском сервере».
Вопросы лучше задавать на форуме, а не конкретному врачу на сайте онлайн-консультаций. Во-первых, в этом случае другие доктора могут поддержать ответ коллеги или, наоборот, его скорректировать. Во-вторых, далеко не на всех сайтах интернет-консультаций у врача есть возможность задать дополнительные вопросы, а у пациента — уточнить непонятный момент. В результате ответ оказывается более куцым, чем мог бы быть.
На форуме или сайте должны придерживаться доказательной медицины. Другими словами, плохо, если один врач говорит: «Я всю жизнь лечил это заболевание препаратом А и вылечил тысячи людей», а другой говорит: «Я несколько раз применял препарат А, он не помогает, поэтому я назначаю препарат Б и вам советую его принимать». Если возникают какие-то споры, аргументами всегда должны быть ссылки на крупные исследования, проведенные по всем правилам. Личный опыт врача имеет низший уровень доказательности.
Ни в коем случае не стоит консультироваться на промосайтах различных препаратов: никогда нельзя быть уверенным, что доктор советует выпить эти замечательные витамины, потому что они правда замечательные. К проверенным ресурсам можно отнести Дискуссионный клуб Русмедсервера, форум сайта Medspecial.ru, Русский онкологический форум, а также сайты отдельно взятых хороших врачей и клиник.
Как правильно задать вопрос
Обычно на медицинских форумах есть специальная тема, где подробно рассказывается, как грамотно задать вопрос, чтобы получить максимально полезный ответ (и вообще этот ответ получить). Но в целом правила везде одни и те же.
Прежде чем открыть тему, лучше воспользоваться поиском по форуму и заглянуть в раздел «Часто задаваемые вопросы». Нередко так можно узнать все, что хочется, особенно если речь идет о распространенных заболеваниях: ОРВИ, конъюнктивите, гастрите и так далее. При этом задавать вопросы в темах других пациентов запрещается.
Тема сообщения не должна быть эмоциональной и неинформативной. «Помогите СРОЧНО!! Ирочке плохо(((» — так писать нельзя. Лучше писать максимально конкретно: «Блефарит не проходит месяц», «Передозировка ибупрофеном при мигрени» и так далее. Тогда врач поймет, может ли он в таком случае проконсультировать — или ему вообще не стоит смотреть эту тему.
В каждой области есть свои обязательные для упоминания моменты. Но обычно нужно не забывать указывать пол, возраст, рост, вес, вредные привычки. При кардиопатологиях врачу необходимо знать уровень физической активности и то, отягощена ли наследственность. А если беспокоит головная боль, неврологи Дискуссионного клуба Русмедсервера предлагают сначала ответить на 25 вопросов.
Не стоит рассказывать абсолютно все подробности. Конечно, вопрос «У меня болит горло — что делать?» не имеет шансов на полезный ответ. Но, например, если заболевание хроническое и сейчас случилось обострение, то детализированный рассказ о постановке диагноза и хождении по разным врачам десять лет назад пользы не принесет. Обычно очень длинные вопросы остаются без ответа. Вольный пересказ результатов анализов и назначений врача также не самый хороший вариант — лучше выкладывать скан/фото имеющихся бумаг. Если беспокоящее проявление можно увидеть (сыпь, ожог, покраснение), его лучше сфотографировать. Причем изображение должно быть качественным, иначе это может рассматриваться как неуважение к врачу, да и оказать помощь в этом случае становится гораздо сложнее.
На хороших форумах не приветствуется, если человек упоминает названия клиник, которые посещал, или дает эмоциональную оценку действиям лечащего врача.
Врачи не любят безответственных и наглых пациентов. Если человек пишет: «Сыпь у меня уже полгода, идти к доктору лень, скажите, чем лечиться», — это сообщение вряд ли вызовет сочувствие. Если человек с московским IP пишет: «Я живу в глухой деревне посреди тайги, и у меня нет возможности найти тут хорошего доктора», врач может узнать об обмане. При этом всем понятен такой повод для консультации, как, например, желание получить второе мнение.
Беспокоиться об анонимности лучше еще до публикации вопроса. Дело в том, что далеко не везде предусматривается удаление опубликованных тем и сообщений. Поэтому, например, нужно сразу замазывать имена на сканах врачебных заключений.
Не стоит ждать от интернет-врача срочной консультации. И тем более не стоит писать гневные сообщения вроде: «У меня кровотечение уже два часа, а вы мне никак не отвечаете!!!111». Доктора консультируют чаще всего на добровольных началах и ничего никому не должны. В экстренных ситуациях необходимо вызывать скорую или ехать в больницу.
Бельгийский ролик, наглядно показывающий, какие диагнозы супруги-доброхоты могут поставить друг другу по интернету, если речь идет даже о простом нарыве пальца
Что можно ждать от интернет-врача
Кодекс этики врачей рунета не позволяет доктору ставить диагноз или назначать лечение через интернет. Поэтому нередко на вопрос пациента отвечают: «Необходима очная консультация». В идеале онлайн-консультации должны работать только в случае, если нужно получить второе или третье мнение. Тогда у человека на руках более-менее все необходимые результаты анализов и назначения. И интернет-врач понимает, на основании чего его коллега поставил такой диагноз и выписал такие препараты. В простых ситуациях в онлайн-консультации могут сказать: «Диагноз верный, первые пять препаратов не имеют доказанной эффективности, а шестой принимать можно и нужно». Если ситуация более серьезная (например, заочно консультирующий доктор понимает, что у пациента есть все показания к диализу, но такое назначение не сделали), врач может сказать: «Я не согласен с тем, что рекомендовал доктор, вам нужно постараться очно получить второе мнение».
Однако даже хорошие врачи нарушают этический кодекс: ставят диагнозы, не видя пациента, и так же назначают лечение.
Как получить видеоконсультацию
Такой вид общения врача и пациента в развитых странах поддерживается даже на государственном уровне. Это экономит время врача и позволяет получить помощь даже жителям удаленных населенных пунктов, в том числе с психическими заболеваниями. В России телемедицина тоже существует. Правда, в основном речь идет о ситуациях, когда врач одной больницы вместе с пациентом получает видеоконсультацию врача другой больницы. Но иногда пациент может самостоятельно за деньги связываться с доктором из государственного медицинского учреждения (пример). Заочные консультации также предлагают фирмы, которые организуют лечение за рубежом: можно не ездить к немецкому профессору, а получить видеоконсультацию. В каждом из этих случаев помощь окажут только через несколько дней после обращения. И без какого-либо серьезного диагноза такие возможности обычно не используют.
Где быстро получить онлайн-консультацию
В США есть коммерческие сервисы для видеоконсультаций, устроенные гораздо проще, чем наши государственные. Например, на HealthTap можно максимально оперативно проконсультироваться у одного из 64 тысяч врачей, зарегистрированных на этом сайте. В России тоже есть пара схожих сервисов, но гораздо более скромных. «Теледоктор» позволяет оперативно проконсультироваться по телефону или видеочату с одним из 16 врачей. Решение одной проблемы стоит 180 рублей, абонемент на год — 1000 рублей.
Другой российский сервис онлайн-консультаций — это Helpmed. Там общаться с врачом можно только в чате, однако плюс в том, что поставит диагноз и назначит лечение не один доктор, а консилиум из трех врачей (всего на сайте консультируют 160 специалистов). Сделают они это за 2–12 часов (скорость ответа зависит от выбранного тарифа).
Стоит ли бояться заочных консультаций
Есть мнение, что на форумах консультируют преимущественно бездельники, у которых просто нет пациентов. На самом деле, если речь идет о хороших форумах, для врачей это часто своего рода благотворительность. С грамотными докторами в России действительно серьезные проблемы, а приехать в Москву и проконсультироваться у хорошего специалиста за 6000 рублей может не каждый. Поэтому врачи, которые смогли добиться определенного статуса благодаря своему профессионализму, иногда даже анонимно консультируют на таких форумах. Мотивом врача для онлайн-консультирования может быть также общение с коллегами, обучение, возможность быть исправленным. Хотя иногда это все же способ привлечь пациентов — особенно в случае с психотерапевтами.
Также важно понимать, что при некоторых заболеваниях визит к врачу даже вреднее, чем заочная консультация. Например, человеку с иммунодефицитом не стоит сидеть в общей очереди вместе с людьми, имеющими инфекционные заболевания.
Сейчас недостатки заочных консультаций минимизируются благодаря массе устройств и приложений, которые помогают удаленно делать УЗИ, различные анализы крови и ЭКГ. Да и в целом физический осмотр пациента теряет свою важность благодаря новым технологиям.
Что касается юридической ответственности врачей, консультирующих в интернете, — она такая же, как у специалистов, консультирующих очно, но не являющихся лечащими врачами.