перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Правила продолжительных путешествий

архив

Gap Travel — это путешествие длиной в несколько месяцев. То, что раньше представлялось романтическим жестом, превратилось в распространенную туристическую практику. «Афиша-Мир» объясняет, что может понадобиться для затяжного отъезда.

Транспорт

Самолеты

Если вы в состоянии просчитать и забронировать весь вояж заранее, возьмите кругосветный тариф у одного альянса, авиакомпании или агентства-дискаунтера или же составляйте билет сами из региональных авиапроездных. Покупать билеты по ходу путешествия почти всегда дороже, зато чувствуешь себя свободнее.

Кругосветные билеты

Кроме трех глобальных авиаальянсов — Star Alliance, SkyTeam и oneworld — готовые билеты вокруг света предлагают и крупные авиакомпании, обычно парами: Singapore Airlines с Virgin Atlantic, United с Cathay Pacific и т.д. Еще один вариант — кругосветный тариф Passport to the World, объединяющий рейсы KLM, Northwest Airlines, Continental, Emirates, Kenya Airways, Malaysia Airlines, South African Airways и т.д., — у него больше всего вариантов перелета по Африке. Большинство таких билетов действуют год и имеют ограничения по расстоянию, которое вы можете по ним пролететь (25, 30, 35 тысяч миль и т.д.), или количеству посещенных континентов (от 3 до 6). Сличая тарифы, обращайте внимание вот на что: сколько разрешено остановок и приравниваются ли к ним пересадки; можно ли докупать перелеты или остановки сверх лимита и сколько это стоит; можно ли оставлять даты полетов открытыми или менять их и т.д. Выбрав пакет, не торопитесь его покупать в России: во-первых, придется платить по грабительскому курсу авиакомпаний; во-вторых, если начинать путешествие из другой страны, тот же билет может стоить на несколько сотен или даже тысяч (в случае бизнес- или первого класса) долларов дешевле. Некоторые агентства также составляют свои кругосветки из дешевых билетов в один конец; главное — Airtreks.com.

Авиапроездные
Набор купонов для перелетов по одному региону или континенту есть у многих авиакомпаний и у всех трех альянсов. Он всегда продается только заранее и только за пределами региона — часто вместе с билетом, по которому вы в этот регион собираетесь прилетать. (Некоторые компании либо вообще не продадут вам проездной, если вы прилетаете в регион не их собственным рейсом или не авиакомпанией из общего альянса, либо сделают это с наценкой). Вообще проездные страшно выгодны, особенно если вы хотите посмотреть какую-нибудь часть света повнимательнее — многие кругосветные тарифы позволяют сделать на одном континенте ограниченное число остановок. Правда, действуют эти проездные не год, а месяц-два — и хорошо еще, если с даты использования первого купона, а не с момента вашего прилета в зону их действия. Обращайте внимание на условия перелетов с пересадками: считаются ли рейсы со стыковками за один полет или за два и сколько купонов стоят.

Билеты на месте
Если не считать внутренних перелетов, сэкономить на билетах при покупке их на месте можно только в определенных городах — например, в Стамбуле, Бангкоке, Сингапуре, Лондоне и еще некоторых. Почему именно в них? Исторически сложилось. Откройте раздел объявлений Bangkok Post, прогуляйтесь по агентствам стамбульской Диван-Йолу, и вы обнаружите, что за $400 можно попасть почти в любую точку планеты (правда, ближайший вылет может оказаться только через пару месяцев). В этих же городах нарушается основополагающий мировой принцип, согласно которому билеты в один конец дороже, чем туда-обратно. При оплате наличными предлагают дополнительные скидки. Короче — опасайтесь жуликов.

4 важных термина из мира авиакасс:
Circle fare
Круговой тариф, позволяющий, к примеру, облететь по периметру Атлантику или Тихий океан с несколькими остановками. Выгодное дело.
Open jaw Билет с разрывом в маршруте — вы можете возвращаться не из той точки, в которую прилетали. Стоит дороже обычного билета, но для дальних путешествия вещь незаменимая. Для некоторых тарифов Open jaw возможен только, если разрыв в маршруте не длиннее, чем самый короткий авиаперелет по вашему билету.
Stopover Пересадка, длящаяся более 24 часов (4 ч на рейсах внутри США) при наличии более ранних рейсов. Самые дешевые тарифы либо запрещают их вовсе, либо ограничивают — например, двумя днями. Зато на 23 часа 59 минут в город на пересадке можно выйти совершенно бесплатно.
Student fare Вопреки распространенному мнению, студенческие тарифы редко самые дешевые, зато они действуют год и легко сдаются или меняются. Некоторые компании продают их только до определенного возраста (29–32 года).


Контейнеровозы

Путешествовать по морю дороже, чем летать, и, разумеется, дольше. Тем не менее в мире хватает людей, которые никуда не торопятся или элементарно боятся летать, так что на контейнеровозах всегда сохраняется несколько кают для пассажиров, а места в некоторых из них — в первую очередь на кругосветных маршрутах — бронируются за год. Кроме судов с четко определенным маршрутом, существуют так называемые трамперы, которые перевозят грузы (а вместе с ними — и вас) из порта в порт в зависимости от спроса и предложения. Путешествовать на трампере обычно дешевле — в первую очередь из-за непредсказуемости маршрута. Визы понадобятся только шенгенская и американская; практически во всем остальном мире на берег вы будете сходить по дневному пропуску моряка, что звучит как минимум приятно. День плавания обойдется в $70–120; стоит еще доплатить за лучшую каюту на борту — апартаменты судовладельца.

Аркадий Гибов

Выпускник МГИМО, работал в компании

McKinsey, окончил бизнес-школу INSEAD в Фонтенбло. В 2002 году открыл собственную консалтинговую компанию GEP

Я работал в консалтинговой компании, часто и подолгу бывал за границей, но потом настал момент икс, и подсчитав на пальцах одной руки количество выходных, проведенных в семье, я решил сделать перерыв — уехал на год во Францию получать бизнес-образование. Хотелось выйти из гонки, расфокусироваться, понять, тем ли я занимаюсь или не тем и чем я хочу заниматься дальше. Друзья и родственники отнеслись к моему путешествию с пониманием. Сейчас же время такое, надо двигаться, быть открытым к новому, а как иначе? Я считаю, что люди, которые этого не понимают, либо очень сильно связаны какими-то обязательствами, либо просто нетворчески относятся к собственной жизни. Мне такой подход к жизни претит. В 2000 году был расцвет интереса к IT-технологиям в России, я год этим занимался, потом проект завершился, и было множество возможностей начать новый и продолжать двигаться по натоптанной колее. Я же к тому времени уже понимал ценность решений, принимаемых на проветренную голову, и уехал в Африку. Был в Намибии, Ботсване, на Мадагаскаре и Маврикии — и там для себя решил, что не хочу вот так вот всю жизнь проработать до пенсии, как зарывший голову в песок страус. Решил, что нужно голову время от времени из песка вытаскивать и проветривать. Так созрело решение о собственном бизнесе, который эту возможность предоставляет. Сейчас единственное, что я в своей жизни планирую, — это путешествия. У меня есть долгосрочный план до 2015 года и список из 105 стран — из них мне уже выпало счастье посетить почти семьдесят.

Поезда

Мечта Сесиля Родса так и осталась мечтой, и в Кейптаун не ходят поезда из Каира. Так что самое долгое и захватывающее путешествие, которое могут предпринять любители железных дорог, по-прежнему связано с нашей Транссибирской дорогой. Можно доехать до Пекина, пересесть на китайский поезд и продолжить путь до Сайгона, а там, если немного смухлевать и пересечь Камбоджу на автобусе, — до Сингапура.

Машины

За пределами Европы и Северной Америки пересечение границ на собственной машине сопряжено с ужасной бюрократической волокитой и расходами, а на прокатной так и вовсе бывает невозможно. Что не останавливает безумцев, объезжающих Африку на «фольксвагене-жуке» или перегоняющих антикварную рухлядь из Сирии в Австралию.

4 классических длинных путешествия:
Австралия Редкая возможность объехать целый континент, не пересекая ни одной границы. Традиционный способ — купить в Сиднее подержанное авто или трейлер, проездить на нем несколько месяцев, перепродать его следующим путешественникам в том же Сиднее.
Панамериканское шоссе Самая длинная дорога в мире начинается
на Аляске и заканчивается почти на Огненной Земле. Разрыв только один, на юге Панамы — машины переправляются на пароме в Колумбию.
Сахара Через Сахару осталась только одна безопасная дорога, через Марокко, да и там часть пути под конвоем. Без приключений можно доехать не дальше Гамбии, где подержанные авто из Европы пользуются большим спросом.
США Легендарная дорога 66 из Чикаго в Лос-Анджелес и т.п. Прекрасный способ все понять про Америку.


Документы

Визовые и безвизовые страны

«Афиша-Мир» каждый год напоминает, что даже безвизовые страны выдвигают требования, несоблюдение которых грозит вам закрытием границы. Главное требование — это обратный билет. Без него теоретически могут даже не пустить в самолет — авиакомпании в случае чего придется вас депортировать и платить штраф.

Если вы выезжали из России три раза за три месяца, то имеете полное право получить второй паспорт на срок действия первого. Так и сделайте: в кругосветном путешествии чистые страницы — это большая ценность. Кроме того, запасной паспорт вы сможете использовать для поездки в Израиль, а по первому — кататься в арабские страны, не пускающие к себе людей с израильскими штампами.

Визы во многие страны удобнее получать не в Москве, а в соседней столице или в маленьком консульстве у границы. Заранее их лучше не делать: если ваши планы изменятся — а в длительной поездке это почти неизбежно — вы впустую потратите страницу в паспорте. Но есть визы, которые надо проставить до отъезда из России: шенгенская, американская, английская, австралийская, ЮАР; заявления на них принимаются только по месту жительства. Даже если вы не собираетесь в США, но будете в Западном полушарии, американскую визу надо сделать обязательно. Скорее всего, вам в какой-то момент придется лететь с пересадкой в США — для этого необходима виза, даже если вы не собираетесь выходить из аэропорта.

Некоторые посольства пересылают ваше заявление на визу в свой МИД и рассматривают его там неделями — например, Мексика. О такой визе тоже стоит позаботиться заранее.

Транзит

Некоторые страны готовы пустить вас без визы, если вы следуете через них в другую страну — на 24 часа (Великобритания, на усмотрение пограничника), 72 часа (Япония), 96 часов (Сингапур, Бруней), 5 дней (Польша) — и так вплоть до месяца (Южная Корея, при следовании в или из США, Канады, Японии, Австралии или Новой Зеландии с визой соответствующей страны). При этом у вас должен быть билет в следующую страну и ее виза, если гражданам России она нужна и не выдается на границе. При сложном перелете с несколькими пересадками подряд безопаснее будет сделать транзитные визы для всех этапов, кроме самого последнего — но это единственный подводный камень.

Если неохота ждать 30 дней открытия брунейской визы, просто купите билет Royal Brunei Airlines из одной соседней страны в другую с пересадкой в столице султаната: такие билеты дешевы и почти всегда позволяют бесплатный стоповер на те 3 дня, что вы можете находиться в Брунее без визы, а больше там все равно делать нечего.

Замена паспорта

Граждане большинства стран первого мира могут быстро получить в ближайшем консульстве новый паспорт взамен утраченного или закончившегося. Гражданам России ничего такого, разумеется, не светит. Единственное, что вы можете сделать, лишившись паспорта, — подать заявление в полицию и обменять полученную от них бумагу в российском консульстве на свидетельство на возвращение в РФ. Если же паспорт при вас, но истекает срок его действия или закончились страницы, надо будет вернуться в Россию делать новый документ; заявление на выдачу загранпаспорта в консульствах за границей принимают только у легальных резидентов страны, да и делается такой паспорт обычно страшно долго.

Занятия

Археологические экспедиции

Большинство мест с готовностью принимает на работу добровольцев, без различия пола и возраста. Обычно экспедиции работают в течение трех-восьми недель; для начала лучше провести там три-четыре: успеете научиться работать и подружитесь с коллегами, но еще не успеете их возненавидеть. Практически везде придется орудовать лопатой и совком, кое-где — мотыгой, а в некоторых случаях — зубной щеткой. (Последнее, на вкус многих, — занятие невыносимо скучное; обычно такие работы бывают при исследовании остатков человеческой деятельности каменного века.) Наиболее подготовленные к раскопкам люди — садоводы и огородники. Волонтеры живут, работают и развлекаются вместе со всеми. Никакой дискриминации по принципу «профессионал–непрофессионал» в экспедициях не существует. Как правило, добровольным участникам устраивают экскурсии, для них читают специальные лекции, хранят о них долгую и добрую память и приглашают приехать еще (со скидкой). И волонтеры едут — вплоть до 80-летних австралийских старушек, участвующих наравне с собственными внуками в нешуточных раскопках на Ближнем Востоке по три-четыре года подряд.


5 интересных экспедиций лета-2006
Египет Экспедиции Центра египтологических исследований РАН пригодятся художники, повара и дайверы.
www.cesras.ru/about/adres.htm
Чокола Пока не раскопанный город майя в Гватемале.
www.earthwatch.org/expeditions/kaplan.html
Тель-Дор Существовавший с бронзового века до римских времен порт на лучшем в Израиле пляже.
www.hum.huji.ac.il/dor
Байкал Международные раскопки (неолит) в красивом местечке Бугульдейка на западном берегу озера.
(3952) 24 36 55, baikal.arts.ualberta.ca, u002343@ic.isu.ru
Драстар Римско-византийский город в Болгарии.
www.sace-vir.org

 

Курсы и школы

Европейской зимой половина побережья бразильского штата Баия занято молодежью, изучающей капоэйру или игру на барабанах, от Тосканы до Сычуани процветают кулинарные школы, нет отбоя от желающих овладеть тайским массажем, буддийской медитацией и тантрическим сексом. Самое полезное для путешественника — все же язык, особенно если вы собираетесь путешествовать по той части света, где английский, а тем более русский, не в почете, зато существует свой язык межнационального общения: испанский в Латинской Америке, арабский на Ближнем Востоке, французский в Западной Африке, суахили — на побережье Африки Восточной, малайский — в Малайзии и Индонезии. В этих местах, как правило, есть языковые школы для путешественников (хотя французский все же лучше учить во Франции, а не в Буркина-Фасо). Пара недель на овладение лингвистическими начатками — это хорошее начало для путешествия; помимо языковой пользы это поможет освоиться на новом месте, а не метаться в поисках всяких глупостей, как это обычно происходит в первые дни путешествия. А потом уже можно переходить к тантрическому сексу и гастрономии.


Анатолий Комм
Шеф-повар, владелец и управляющий ресторана Anatoly Komm и сети ресторанов Green. До ресторанов занимался компьютерным, а затем — фэшн-бизнесом

В 1990-х годах я привозил в Москву вещи Версаче и других итальянских дизайнеров. Занятие это было не слишком хлопотным, и я располагал достаточным количеством свободного времени, чтобы каждый год по семь-девять месяцев проводить за границей. Я просто путешествовал в свое удовольствие, и поскольку меня интересовала гастрономия, все свои путешествия я выстраивал вокруг ресторанов. Если ресторан казался мне достойными внимания, я шефу делал предложение, от которого тот не мог отказаться, и нанимался к нему на десять дней работать поваренком. Я занимался этим лет десять: впитывал, набирался опыта. Причем делал все это не с целью потом открыть ресторан, нет. Просто я всегда был очень эстетствующим персонажем, в том числе и в том, что касается еды. И мне было просто вкуснее есть, если я понимал, как это сделано. Когда я потом открывал собственный ресторан, я выдумал несуществующий персонаж — Иисуса д’Эрвиля — и заявил, что это каталонский шеф, который меня консультирует. Ведь в том, что я вдруг бросил тусоваться и сам начал готовить, убедить людей было невозможно. Я до сих пор продолжаю путешествовать, минимум по три-четыре раза в году. Теперь мне это уже нужно в профессиональном плане. Искусство любого рода, от музыки до литературы — это всего лишь квинтэссенция твоего опыта, помноженная на твое мастерство. И ты должен постоянно скачивать информацию. Мир так быстро развивается, идет вперед, что если ты не держишь руку постоянно на пульсе, если ты не постоянно in, то ты вылетаешь из обоймы ментально.

Волонтеры

Эскапизм в форме трудотерапии: в Чехии добровольцы реставрируют замки, в Финляндии — фрегат, в Италии строят дороги, в Японии собирают яблоки, каждый год для карнавала в Кармо во Франции мастерят огромные движущиеся декорации из бумажных цветов. Но экологические, строительные проекты — это одно. Работа в Африке, где дети умирают от того, что нет элементарных лекарств, от плохой воды, от поноса, — совершенно другое. Здесь у каждого четвертого ВИЧ, лучшим способом его вылечить считается секс с девственницей, а волонтерам нужно ездить по деревням и рассказывать, зачем нужны презервативы. Еще можно возиться с детьми, очищать воду, обучать взрослых возделывать почву и шить одеяла. Чаще это делают в Кении: страна из благополучных, с развитой системой добровольческих лагерей. Выбирая путь самоотверженного волонтерства, помните, что Азия в этом отношении менее экстремальна, чем Африка. И, возможно, новичкам лучше начинать с нее. Причем добровольческие проекты существуют не только в Индии, например, или в Таиланде, но и в бывших союзных республиках. Обычный волонтерский проект — это 2 недели, а в долгосрочный сложно попасть без опыта: чаще всего нужны врачи и инженеры. Предстоит монотонная или тяжелая физическая работа бок о бок с зачастую не вполне адекватными людьми, как и вы, приехавшими по зову сердца, но, в отличие от вас, не нашедшими пока своего места в жизни. Расходы на перелет, визу, транспорт, карманные расходы на несколько месяцев в долгосрочном проекте вы берете на себя и платите регистрационный сбор (несколько сот долларов). Из России в другие страны едут добровольными помощниками около 200 человек в год.

Опасности

Погода

Выстроить продолжительное путешествие таким образом, чтобы погода благоприятствовала во всякой его точке, скорее всего, не получится. Более или менее предсказуемы лишь сезоны дождей в тропиках: в мае и ноябре льет вокруг Бенгальского залива и Андаманского моря (Шри-Ланка, Восточная Индия, Бангладеш, Бирма, западное побережье Таиланда), северным летом — в Карибском море, Мексиканском заливе (пик сезона ураганов обычно приходится на август-сентябрь) и по восточному побережью Азии от Японии до Тайваня, Филиппин и Таиланда, а зимой — в южной части Индийского океана и на западных берегах Австралии и Индонезии. Но каждый год муссоны приходят немного
по-разному, да и угрозу представляют только на островах — там действительно есть шанс оказаться отрезанным от цивилизации на несколько дней или недель — и побережье (тайфуны, ураганы).

Болезни

Универсальный набор прививок для тропиков включает вакцины от желтой лихорадки, гепатита А, столбняка и тифа, хотя последняя не так эффективна, как хотелось бы. Для некоторых стран стоит сделать прививки от гепатита B (Черная Африка, Амазония, почти вся Азия), менингита (Сахель в сухой сезон) и японского энцефалита (Индия и вся восточная Азия в сезон дождей). Вакцины нужно начинать делать заранее: курс может длиться несколько месяцев. Сертификат прививки от желтой лихорадки надо возить с собой: хотя на практике это правило не всегда выполняется, большинство стран теоретически требует предъявлять его на въезде или при получении визы, если вы в последние полгода побывали в Африке или Южной Америке (проверяется по паспорту).

Но на самом деле шансы заболеть дикими болезнями не очень высоки. Гораздо реальнее пищевые отравления, дизентерия и заболевания, передающиеся с укусами насекомых — особенно малярия. Риск малярии в тропиках существует почти в любой местности ниже 1 500 м над уровнем моря — особенно если эта местность сельская, а поблизости есть вода. Малярийные комары кормятся по ночам — после захода солнца придется максимально закрывать тело (носки, брюки вместо шорт, длинные рукава), а спать под москитной сеткой, обработанной репеллентом. Прививки от малярии нет, есть таблетки — разные, в зависимости от конкретной местности, но держитесь подальше от разрушающего психику лариама. Таблетки от малярии гораздо легче купить на месте, чем в России. Отпускники, приезжающие в тропики на пару недель, могут себе позволить принимать их регулярно. Но в долгом путешествии вы так запросто можете посадить себе печень. В местах, где риск малярии не очень велик, лучше вообще ничего не принимать до появления первых симптомов: посоветуйтесь с врачом.


Оксана Робски

Писательница. Раньше была газетным репортером, архивариусом в суде, издательницей журнала про собак «Себастьян», хозяйкой мебельных галерей

Я полгода прожила в Майами — хотелось уехать из России, подальше от проблем. Там тепло, и кажется, что это совсем другой мир, другой Бог. Мои друзья оставили мне на время свою квартиру на Палм-Айленд, это очень фешенебельное место. Очень много звезд, публичных людей. Мы вот устраивали вечеринку накануне Рождества, и Алек Болдуин собирался прийти, но не пришел, потому что в этот же день вечеринку устраивала Синди Кроуфорд, и он в последний момент пошел туда! Каждый вечер по тусовке рассылали факсы — где что будет на следующий день. И в это день все звезды были в каком-то определенном месте. Заходит туда, например, турист, и он в шоке — открыл место, где все тусуются! Зовет туда друзей, а назавтра там может спать, например, пара бомжей, а тусовка уже в другом месте.

У меня там мгновенно образовалось множество друзей, знакомых, там люди очень открытые вопреки расхожему мнению — в Нью-Йорке по-другому, конечно. Пока я там жила, у меня постоянно разрывался телефон: «Оксана, ты где, у тебя в Москве все горит!». Как раз в это время в Финляндии напечатали наконец журнал, которым я тогда занималась — «Себастьян», про собак. К моменту, когда я вернулась, дата на обложке была уже неактуальна. Тираж так и остался лежать на складе, я его потом продала как сток. Зато в Москву я вернулась совершенно другим человеком. Когда уезжаешь вот так куда-то далеко, есть ощущение, будто начинаешь все с чистого листа. Как в кино — человек просыпается и не помнит, что было раньше.

Страховки

Годовой полис с покрытием в $50 000–100 000, распространяющийся на весь мир, стоит $150–250. (Учтите только, что у российских страховщиков есть отдельно полисы для «всего мира» и отдельно — для «всего мира, включая США, Японию, Канаду и Австралию», — вам нужен второй вариант.) Если вы собираетесь путешествовать не только за границей, но и по России, уточните, включает ли «весь мир» в понимании страховщиков и РФ тоже: если включает, то полис зачастую начинает действовать только за пределами 90-километровой зоны от места вашего постоянного проживания. Обратите внимание на графу «Франшиза» — это сумма, в пределах которой все расходы вы несете сами; берите полис, в котором франшиза равна нулю. Если собираетесь заниматься тем или иным видом спорта, необходимо указать это в полисе (последний при этом сразу подорожает) — иначе лечение перелома, заработанного в физкультурном пылу, вам не оплатят. Речь не только об экстремальном спорте — даже если вы вдруг пострадали от обыкновенной игры в бадминтон, страховая компания обязана выделить деньги на лечение, если этот вид спорта был указан в полисе. Всегда обращайте внимание на ассистанс-компанию, которая будет организовывать вам помощь за границей. Лучше пользоваться той, которая имеет большую сеть по всему миру — Europ Assistance, Global Voyager и т.д.

Кроме того, стоит доплатить за включение юридической защиты — тогда вам помогут и оплатят все издержки в случае неприятностей с правоохранительными органами той или иной местности.

Ошибка в тексте
Отправить