Московская биеннале современного искусства Чего ждать от нового куратора
Куратором следующей Московской биеннале современного искусства станет Катрин де Зегер. «Афиша» попросила комиссара биеннале Иосифа Бакштейна и арт-критика Валентина Дьяконова объяснить, кто она такая и чего от нее ждать.
Куратором самого масштабного московского события в области современного искусства стала Катрин де Зегер — феминистка, критик, художественный руководитель Сиднейской биеннале-2012, приглашенный куратор нью-йоркского Музея современного искусства и Фонда Тапиеса в Барселоне. «Афиша» попросила экспертов объяснить, кто она такая и чего от нее ждать.
Иосиф Бакштейн
комиссар биеннале
«Мы знакомы с Катрин де Зегер много лет, с тех пор, когда она была директором выставочного центра в городе Кортрейк в Бельгии. Там в 92-м году была выставка Ильи Кабакова и Юло Соостера, которую я курировал, и с тех пор Катрин проделала большой творческий путь, работала в нескольких музеях и была директором такой важной институции в Нью-Йорке, как Drawing Centre (Центр рисунка). Потом работала еще в нескольких музеях, в том числе в Художественной галерее Онтарио в Канаде, и вот в июне открывается Сиднейская биеннале — она ее куратор, а потом она будет куратором австралийского павильона на Венецианской биеннале 2013 года. В моем представлении она одна из самых известных интернациональных кураторов, которые придерживаются феминистической идеологии.
И наш экспертный совет по этим соображениям сознательно сделал выбор такого рода. Я думаю, что в каком-то смысле многое понятно по тому, каким образом она сформировала Сиднейскую биеннале. Ее творческий путь отличается от пути, который прошли предыдущие кураторы Московской биеннале — Вайбель и Жан-Юбер Мартен. Она человек своего поколения, который хорошо знает международную художественную сцену, и дело даже не в ее феминизме, а в том, что у нее есть определенная последовательная идеология, которая проявляется в ее выставках, — с моим представлением о том, как должны строится подобные выставки, она согласуется. И с моим мнением о ее кураторской позиции было согласно большинство членов экспертного совета: все сошлись на том, что ее точка зрения — это актуальная точка зрения на происходящее на международной художественной сцене. Она выражается в определенном балансе визуального и актуального — и я думаю, что это будет нечто существенно отличное от самой сейчас обсуждаемой биеннале в Берлине — это не будет что-то тотально визуальное, ведь она отслеживает самые актуальные политические тенденции, в том числе тему равенства прав и те художественные практики, которые существуют на разных континентах. И она ищет художников, которые эту тему репрезентируют, но при этом она сохраняет акцент на визуальном качестве».
Валентин Дьяконов
арт-критик
«Это назначение вызывает осторожный оптимизм. Де Зегер — незасвеченный куратор. Мы знаем ее сферу интересов — это женщины-художницы, рисунок (вернее, линия в пространстве), феминизм в широком смысле слова. По описаниям выставка про графику и линию, которую она сокурировала в МоМА в 2010 году, выглядит очень интересной и разнообразной. При этом за ней не стоит каких-то больших идей, как за прошлыми кураторами Московской биеннале. Мы знали, что Мартен будет развивать постколониальную тему, Вайбель — тему медиа, они срослись со своими излюбленными направлениями. У де Зегер, насколько я знаю, нет в избранной ею сфере определяющих публикаций и выставок, она интеллектуал, но не на уровне Джудит Батлер или Линды Нохлин. Может быть, в Москве она сформулирует какую-то важную для себя «большую» идею. В любом случае интересно, как феминистский взгляд и огромное богатство идей в этом интеллектуальном направлении могут быть использованы в России, где феминизм, с одной стороны, почти ругательство, и при его употреблении даже феминистки и феминисты вынуждены извиняться, а с другой — проблемное поле, не до конца осмысленное местными интеллектуалами. Грубо говоря, война полов у нас происходит по каким-то особым правилам. Будем надеяться, что де Зегер предложит какую-нибудь интересную альтернативу местным порядкам или сущностный взгляд со стороны».