перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Московская биеннале современного искусства Чего ждать от нового куратора

Куратором следующей Московской биеннале современного искусства станет Катрин де Зегер. «Афиша» попросила комиссара биеннале Иосифа Бакштейна и арт-критика Валентина Дьяконова объяснить, кто она такая и чего от нее ждать.

архив

Куратором самого масштабного московского события в области современного искусства стала Катрин де Зегер — феминистка, критик, художественный руководитель Сиднейской биеннале-2012, приглашенный куратор нью-йоркского Музея современного искусства и Фонда Тапиеса в Барселоне. «Афиша» попросила экспертов объяснить, кто она такая и чего от нее ждать. 

 

Иосиф Бакштейн

комиссар биеннале

«Мы знакомы с Катрин де Зегер много лет, с тех пор, когда она была директором выставочного центра в городе Кортрейк в Бельгии. Там в 92-м году была выставка Ильи Кабакова и Юло Соостера, которую я курировал, и с тех пор Катрин проделала большой творческий путь, работала в нескольких музеях и была директором такой важной институции в Нью-Йорке, как Drawing Centre (Центр рисунка). Потом работала еще в нескольких музеях, в том числе в Художественной галерее Онтарио в Канаде, и вот в июне открывается Сиднейская биеннале — она ее куратор, а потом она будет куратором австралийского павильона на Венецианской биеннале 2013 года. В моем представлении она одна из самых известных интернациональных кураторов, которые придерживаются феминистической идеологии.

И наш экспертный совет по этим соображениям сознательно сделал выбор такого рода. Я думаю, что в каком-то смысле многое понятно по тому, каким образом она сформировала Сиднейскую биеннале. Ее творческий путь отличается от пути, который прошли предыдущие кураторы Московской биеннале — Вайбель и Жан-Юбер Мартен. Она человек своего поколения, который хорошо знает международную художественную сцену, и дело даже не в ее феминизме, а в том, что у нее есть определенная последовательная идеология, которая проявляется в ее выставках, — с моим представлением о том, как должны строится подобные выставки, она согласуется. И с моим мнением о ее кураторской позиции  было согласно большинство членов экспертного совета: все сошлись на том, что ее точка зрения — это актуальная точка зрения на происходящее на международной художественной сцене. Она выражается в определенном балансе визуального и актуального — и я думаю, что это будет нечто существенно отличное от самой сейчас обсуждаемой биеннале в Берлине — это не будет что-то тотально визуальное, ведь она отслеживает самые актуальные политические тенденции, в том числе тему равенства прав и те художественные практики, которые существуют на разных континентах. И она ищет художников, которые эту тему репрезентируют, но при этом она сохраняет акцент на визуальном качестве».

 

Валентин Дьяконов

арт-критик

«Это назначение вызывает осторожный оптимизм. Де Зегер — незасвеченный куратор. Мы знаем ее сферу интересов — это женщины-художницы, рисунок (вернее, линия в пространстве), феминизм в широком смысле слова. По описаниям выставка про графику и линию, которую она сокурировала в МоМА в 2010 году, выглядит очень интересной и разнообразной. При этом за ней не стоит каких-то больших идей, как за прошлыми кураторами Московской биеннале. Мы знали, что Мартен будет развивать постколониальную тему, Вайбель — тему медиа, они срослись со своими излюбленными направлениями. У де Зегер, насколько я знаю, нет в избранной ею сфере определяющих публикаций и выставок, она интеллектуал, но не на уровне Джудит Батлер или Линды Нохлин. Может быть, в Москве она сформулирует какую-то важную для себя «большую» идею. В любом случае интересно, как феминистский взгляд и огромное богатство идей в этом интеллектуальном направлении могут быть использованы в России, где феминизм, с одной стороны, почти ругательство, и при его употреблении даже феминистки и феминисты вынуждены извиняться, а с другой — проблемное поле, не до конца осмысленное местными интеллектуалами. Грубо говоря, война полов у нас происходит по каким-то особым правилам. Будем надеяться, что де Зегер предложит какую-нибудь интересную альтернативу местным порядкам или сущностный взгляд со стороны».

Котик «Афиши Daily» присылает ровно одну хорошую новость в день. Его всегда можно прогнать и отписаться.
Ошибка в тексте
Отправить