перейти на мобильную версию сайта
да
нет

Московская биеннале современного искусства Как и кем делается главное выставочное событие года

Пятая Московская биеннале современного искусства откроется 20 сентября на нескольких площадках города — с основной программой в Манеже. «Афиша» встретилась с командой, делающей биеннале, и выяснила, как проходит процесс подготовки к ней от и до.

архив

Сколько делается биеннале

 

«Наш цикл — это почти два года или чуть меньше, потому что когда заканчивается одна биеннале, какое-то время уходит на все отчеты, потом небольшой перерыв, а потом начинается фандрайзинг. Куратора выбирали весной — в марте-апреле 2013 года, 2 месяца ушло на обсуждение. В мае объявили, что это будет Катрин де Зегер, и все прошлое лето мы ей посылали портфолио русских художников, плюс свой ресерч она делала сама. Ровно год назад она приехала в Москву и знакомилась с художниками. В декабре у нас был финальный список художников. В этом году монтаж у нас займет 3 недели, а до монтажа делается огромная подготовительная работа. В Манеже очень плотное выставочное расписание, и мы долго согласовывали с ними даты на монтаж и демонтаж — 3 недели, чтобы смонтировать такой огромный проект, это не так много, обычно мы монтируемся больше месяца».

 

Как выбирали куратора

Катрин де Зегер

«Изначально хотелось, чтобы это была женщина, единоличного куратора-женщины на биеннале у нас еще не было. Куратора выбирает экспертный совет, в который входят Иосиф Бакштейн, Яра Бубнова, Жан-Юбер Мартен, Даниель Бирнбаум и Ханс-Ульрих Обрист. Всего в этот раз совет рассматривал 4 кандидатов. Все они присылали подробные заявки, эксперты созванивались и коллегиально обсуждали, кого выбрать. Кандидатура утверждается в Министерстве культуры, и мы по итогам конкурса рекомендовали назначить Катрин де Зегер. Ее заявка была максимально связана с местным контекстом, а остальные кандидаты предлагали что-то не слишком учитывающее нашу специфику. Катрин важно, что происходит здесь у нас. Она была директором Drawing Centre в Нью-Йорке, где хранится уникальная коллекция рисунков Малевича. Она с Кабаковым делала несколько выставок и чуть ли не в 87 году приезжала в Москву. Конечно, когда она начала работу над биеннале, знания современной русской сцены у нее не было, и мы ее вводили в курс российской специфики. Но ее заявка как раз изначально была ориентирована на работу с местной ситуацией».

 

Какие художники участвуют

«Особенность этой биеннале в отличие от предыдущих в том, что из примерно 80 участников половина делает работы специально к этой выставке. И ровно половина участников — женщины. Тут дело не только в том, что Катрин феминистка и поэтому выбирает женщин, просто такой у нее подход к искусству. Сознательная стратегия Катрин заключается в том, что биеннале прежде всего открывает новые имена и показывает тех, кто станет звездами завтра. Это не значит, что Катрин включила только молодых художников — на выставке будут Мона Хатум, Жюли Мерету, Эйя-Лииза Ахтила, Панамаренко, — но Катрин всегда старается показывать такой правильный микс из состоявшихся авторов и из молодых, для которых это может быть вообще первая биеннале в жизни. Она много времени провела в России, просмотрела портфолио пятисот русских художников, и 15 процентов участников будут местными авторами, в международных выставках примерно такой пропорции стараются обычно придерживаться. Она ездила и по регионам, которые ей не были знакомы, — по Средней Азии, Румынии, Восточной Европе, в Узбекистане была, хотела поехать в Казахстан, но не вышло. Съездила в Австралию, в Канаде и США тоже искала.

Мы принимали портфолио всех художников, которые нам писали, кроме того, мы связались с ведущими российскими художественными институциями и запросили портфолио художников у них. Среди малоизвестных авторов, которых Катрин нашла, будет, например, группа «Город Устинов» — это молодые ребята из Ижевска. Они так называются потому, что в 80-е Ижевск два или три года назывался Устиновым. Так что в паспорте в графе «место рождения» у низ записан город Устинов, и их как художников интересует этот парадокс — когда ты родился в месте, которого больше нет. Они как раз работают с темой времени и создания собственного времени, и Катрин пришла в восторг от их интерпретации. Одного якутского художника, Михаила Лукачевского, она увидела на кинофестивале в Канаде. Он совершенно не в тренде — в России его почти никто не знает, он больше работает с кино, но делает при этом совершеннейший видеоарт. Когда Катрин только назначили, все стали говорить «ну конечно, значит, будет много рисунков, она ведь была директором Drawing Centre». Но ничего подобного — это только один из медиумов, наряду с другими».

 

О чем будет выставка и где она будет проходить

Именно так выглядит Манеж без перегородок

«Больше света» — это в общем, в самом широком смысле разные интерпретации времени и пространства. В отличие от предыдущих кураторов Катрин название не комментирует — говорит, что каждый посетитель может его понимать по-своему. Кто-то, может, с погодой его будет связывать, а для кого-то это отсылка к Просвещению. Ей дико понравился Манеж, хотя пространство и сложное. Она, может быть, будет первым человеком, который использует его как следует и покажет его красоту — обычно там просто ставят перегородки, а она задействует весь зал и будет играть на протяженности его стен — никаких поперечных перегородок не будет. Кроме того, она работает с естественным освещением, использует тот солнечный свет, который проникает в пространство Манежа через окна. И работы в основном пространстве все будут связаны со светом, там будет все светлое и радостное, а в подвальном этаже все будет затемненное, много видео и инсталляций, связанных с более мрачными элементами. Получается такое противодействие света и тьмы.

У нее есть четкое понимание нарратива — все работы связаны между собой по смыслу. Она полагается на способность людей мыслить ассоциативно и считывать смысл на подсознательном уровне, она даже от этикеток хотела изначально отказаться, чтобы дать максимальную свободу восприятию. Катрин предпочитает, чтобы все тексты оставались в каталоге — на экспозиции текст будет минимизирован. На выставке будет много рефлексий на темы коренных народов, их интеграции в современное общество. Она берет австралийских аборигенов, канадских индейцев, будет работа, посвященная якутам в России. Будут работы про положение женщин в традиционном обществе; например, есть узбекская художница, которая с этим вопросом работает. Отдельная тема — проблема отсутствия у современного человека времени, это ресурс, которого мы лишены. Катрин говорит, что транснациональные корпорации захватывают наше время и отдельная группа работ для этой выставки посвящена тому, как время освобождать».

 

Как это все организовано

«Раньше правительство Москвы просто было соорганизатором, деньги они нам дают в первый раз. То, что биеннале пройдет в Манеже, — это инициатива правительства Москвы, Иосифа Бакштейна и Марины Лошак. Все предыдущие биеннале проходили на разных площадках, но сейчас обсуждается, что биеннале закрепится на одном месте, и, возможно, это будет Манеж.

Министерство культуры России выделило на проведение выставки около 53 миллионов рублей. Около 10 миллионов рублей перечислило впервые участвующее в проекте финансово правительство Москвы. Оставшаяся часть суммы будет собрана из средств спонсоров и членов наблюдательного совета биеннале.

На этой биеннале работает много волонтеров. На первых трех биеннале волонтеров не было — но тогда не производилось столько работ специально для выставки. На эту биеннале приезжает беспрецедентное количество художников, около пятидесяти, и многие из них будут создавать работы специально для пространства Манежа. На третьей биеннале самая затратная часть была транспортировка — работы везли из Африки и Австралии, а на прошлой значительная часть бюджета ушла на застройку пространства, потому что Artplay представлял собой просто два заброшенных этажа. В этот раз застройка и транспортировка требуют куда меньших расходов и больше денег можно потратить на продакшен. Как правило, в волонтеры идут студенты художественных и околохудожественных вузов или просто люди, которым хочется пообщаться с художниками, — многие дальше дружат, продолжают общаться. В этом году нам нужно очень много людей, у нас около 10 инсталляций и на каждую из них нужно порядка 10 людей; мы просим волонтеров заполнять анкеты, чтобы понять, кто что может, чтобы подобрать правильного человека к правильному художнику.

У нас есть постоянная команда и есть люди которые приходят на проект. Много приходится заниматься поиском странных предметов для монтажа инсталляций. Работы делаются на месте, художник дает указания, и мы ищем материалы — например, сейчас собираем советские санки, лыжи, чемоданы. Привезем ракушки из Австралии. Если в прошлую биеннале вся Москва знала, что мы втыкаем спички, то в этот раз все знают, что мы ищем санки. Но вообще спички Вайбеля стоят всех сложностей на этой биеннале — тогда надо было 350000 дырок проделать и столько же спичек воткнуть. Нам вся Москва помогала. Кто на час приходил, кто на целый день. Потом мы всех звали на сжигание».

 

Параллельные и специальные проекты

«У нас есть несколько программ — параллельная, специальная и «Специальные гости». Спецгости — это по традиции звезды. Большую выставку Эрвина Вурма делает «Винзавод» совместно с галереей «Риджина», там же, на «Винзаводе», пройдет совместная с ГЦСИ выставка Мирослава Балки в Мультимедиа-арт-музее будет Кабаков с Лисицким, Джон Балдессари в «Гараже», и еще специальный проект делает Вадим Захаров на верхнем этаже ЦУМа. Это будет такая многочастная, сложная и очень ироничная инсталляция, которая называется «Пляска мертвых языков/осенняя коллекция одежды». Это, с одной стороны, ирония над популярной модной индустрией — проект сделан специально для ЦУМа, — а с другой, это будет история про новые странные языки: интернет-сленга и новых молодежных словечек. Инсталляция займет целый этаж, по которому будет ходить настоящая разряженная бабушка с настоящим гримом и скелеты, разряженные по последней моде, будут танцевать.

Раньше специальная программа рождалась спорадически, а в этом году была организована отборочная комиссия, в которую вошли искусствоведы Молок, Бакштейн, Обухова и Данилова. Они изучали заявки и составляли программу. Специальная программа — это большие кураторские проекты, групповые выставки, которые будут проходить на некоммерческих площадках. Кроме традиционных (ГЦСИ, ММСИ и ГТГ) будут необычные площадки, например, одна выставка пройдет в Планетарии и еще одна в Высшей школе экономики.

Что касается параллельной программы, то это на 80 процентов галерейные проекты: после долгого перерыва откроется галерея Гари Татинцяна в «Артхаусе» на Яузе, ну и групповые выставки юных экспериментаторов — пара экспозиций откроется на «Фабрике».

Ошибка в тексте
Отправить