![](https://img09.rl0.ru/afisha/e1500x600i/daily.afisha.ru/uploads/images/e/63/e63fb436879c4ec4931dacc4cebd897b.jpg)
Новое метро
Архитектор «Битцевского парка» о лесопарковых ужасах, ярких красках и Калатраве
«Город» продолжает выяснять, кто придумывает и строит новое московское метро. До конца года откроется станция «Битцевский парк» — удивительная конструкция с гигантским разноцветным панно. «Город» поговорил с ее архитектором Александром Некрасовым.
![Александр Некрасов](https://img.rl0.ru/afisha/c100x100/daily.afisha.ru/uploads/images/0/75/0756f67fb06e4b9eb11ef4827a279674.jpg)
Проектировал станции
метро «Печатники», «Братиславская», «Аннино», «Парк Победы», «Строгино», «Волоколамская»,
«Пятницкое шоссе», «Битцевский парк».
По данным генерального оператора строительства метро «Мосинжпроект», до конца 2013 года откроется три новых станции. К 2020 году в Москве будет построено более 160 км новых линий и 79 станций.
О «Битцевском парке»
«Это будет самая яркая станция московского метро. Все-таки восприятие Битцевского парка у нас сейчас немного мрачноватое в связи с известными событиями. Когда мы приезжаем на стройку, лес стоит такой трагической стеной. Думаю, мы исправим ситуацию.
«Битцевский парк» — продолжение Бутовской линии, поэтому она относится к легкому метро. Основное отличие легкого метро от обычного — размеры: там платформа 90 метров, у легкого метро — 162 метра. Станция от этого только выигрывает: нет такой монотонности и повторения. На «Битцевском парке» все попало в размер: и художники, и одностороннее освещение.
![Одна из главных особенностей новой станции — так называемый односторонне ориентированный свод и пол, переходящий в стену](https://img.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/5/e5/5e5f16b5ebba491497058e8b2334e067.jpg)
Одна из главных особенностей новой станции — так называемый односторонне ориентированный свод и пол, переходящий в стену
Оформление посвящено парку. На путевой стене, противоположной своду, будет совершенно чумовое панно, которое создает семья художников Бубновых. Они занимаются станковой живописью — это не камерное искусство, где каждый художник сам по себе работает, а такие большие полотна.
В советское время мы очень много с ними работали. Тогда был целый список допущенных мастеров, которых отбирала специальная комиссия. После перестройки профессия, можно сказать, погибает. Художники попросили нас дать им конструкцию станции — перспективу, материал — и дали волю фантазии. На панно — природа, радующиеся жизни люди, собаки, лошади (отсылка к конноспортивному комплексу «Битца». — Прим. ред.). Все это было тонко нарисовано, и в очень современной манере.
Возник вопрос: как расписать огромную площадь около 500
квадратных метров? Ручная работа — это очень дорого, просто сумасшедшие
средства. Потом нашли технологию: художники смоделировали панно на компьютере, потом
руками что-то поправляли. Панно еще не смонтировано, но мы уже видели некоторые
фрагменты — это цветная печать на стекле. Долго бились над
цветопередачей принтера, но сейчас все выглядит, как было задумано.
На месте нынешнего строительства находился выход с «Новоясеневской», который сейчас закрыт. Там располагался павильон, на крыше которого была установлена композиция «Ноев ковчег» гениального скульптора Леонида Берлина («Новоясеневская» в то время называлась «Битцевский парк». — Прим. ред.), чьи работы можно также найти на станции «Римской». Сейчас старый павильон снесли и сделали новый постамент. «Ноев ковчег» — это такая большая корабельная мачта с фигурами животных, которую мы впоследствии собираемся установить. Скорее всего, это произойдет в течение года после пуска станции.
Наземный вестибюль будет замыкать перспективу Новоясеневского проспекта. Сейчас там довольно уныло, проспект упирается в разворотную площадку и кафе восточной кухни «Принц». Кухня там хорошая, но сооружение чудовищное. Фасады павильона выполнены из стеклокерамики — довольно живой материал — и подчинены теме природы: к примеру, наклонные линии остекления там имитируют стволы деревьев.
![Так «Битцевский парк» выглядит на поверхности](https://img.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/5/45/54550001403d484ea9e203c4685274f9.jpg)
Так «Битцевский парк» выглядит на поверхности
О том, что Кремль, балет и метро — это наша визитная карточка
Архитекторы метро по-прежнему работают для народа, и это не пустой звук. Сейчас метро — это самый крупный некоммерческий объект в Москве на фоне всеобщей коммерциализации. В последнее время мы стали находить понимание у Департамента строительства, у правительства Москвы. Главному архитектору (Сергею Кузнецову. — Прим. ред.) сейчас не мешают, тогда как раньше главным архитектором Москвы был Юрий Михайлович Лужков. А для города все-таки лучше, когда этим занимается профессионал.
У нас есть Кремль, балет и метро — и это все, что знают о нашей стране по всему миру. И действительно, прихожу в Венскую оперу — балет никакой. А у нас — школа. Так и с метро. Мы начали с высоких стандартов и стараемся их поддерживать. Да, на Западе есть интересное и удобное метро, но все оно носит потребительский характер.
![](https://img.rl0.ru/afisha/720x-/daily.afisha.ru/uploads/images/c/fe/cfe84e58cedf461fbaeeb7f9469205b4.jpg)
О туалетах в метро
Менталитет у нас такой, что сделай туалет в метрополитене — и будет помойка. А мы все-таки привыкли, что в метро чисто и хорошо. Туалеты лучше организовывать на поверхности около станций. На случай чрезвычайных ситуаций при медпунктах в метро есть все необходимое. Под землей есть проблемы с вентиляцией, мы же не хотим, как Нью-Йорк, превратиться в помойку. Там же линии метро совместили со всеми коммуникациями, в том числе канализацией. Зайти туда — ниже человеческого достоинства.
Как-то мы были в Нью-Йорке в жаркую погоду. Хотели воспользоваться метро — проехать три станции до дома, где жил Джон Леннон. Спустились на полмарша, и я сказал: «Нет, пошли пешком». Такие получаются гримасы капитализма. Нам же пока удается сохранить социальную ориентированность.
О «Пятницком шоссе» и Калатраве
За рубежом, конечно, предпринимают много попыток улучшить внешний вид метро. Есть отдельные станции в Мадриде, где все функционально, но есть и помпезные станции. В Валенсии Сантьяго Калатраве дали построить одну станцию (метро и мост «Аламеда». — Прим. ред.). Но опять же это был такой посыл в коммерцию — чтобы привлечь туристов. В Валенсии ведь ничего нет — только пляжи и Калатрава.
В Вене метро встроено в структуру города, и его не видно. То есть вошел, проехал, вышел — все удобно. Там метро служебную функцию выполняет, может, это и хорошо. Мы же сейчас строим в таких районах, где стандартная застройка. Сейчас поставим вестибюль, который станет центром оси Новоясеневского проспекта, вокруг него появится благоустройство — и вот уже как-то выправляется градостроительная ситуация. Недавно ездил на «Пятницкое шоссе» (станция метро в районе Митино за МКАД. — Прим. ред.) Там построили станцию, павильоны, вестибюль наземный — и уже по-другому район воспринимается».