Модерн зародился на рубеже XIX и XX веков и просуществовал в России около полутора десятилетий. Он стал ответом на глобальные перемены: страна быстро урбанизировалась, города росли, появлялись не существовавшие прежде общественные пространства, такие как вокзалы или торговые пассажи. Для создания нового визуального языка использовались новые материалы: сталь, железобетон, стекло. Вместе с этим архитекторы обратились к природе и искали в ней отсутствующие в городской жизни плавность и целостность, создавая композиции с волнообразными, текучими формами.
Модерн захватил все страны Западной Европы: это и французский ар-нуво, и работы бельгийца Виктора Орта, и немецкий югендстиль, и Венский сецессион, но в Москве он носит свои оригинальные черты. Здесь универсальные элементы стиля переосмыслены согласно локальному контексту, в работы нередко вплетены мотивы русской архитектуры, а главными заказчиками были купцы и промышленники. В противовес более консервативным жителям Петербурга они были готовы рисковать — и заказывали смелые проекты у архитекторов, сделавших, как Федор Шехтель, свое имя синонимом модерна.
Гостиница «Метрополь»
Театральный пр., 2
«Метрополь» — пожалуй, один из самых известных памятников московского модерна. Номера отеля и ресторан на две тысячи персон должны были стать дополнениями к основному проекту — оперному театру и художественным галереям. Но ему не суждено было осуществиться в полной мере: идеей строительства дворца искусств загорелся промышленник и меценат Савва Мамонтов, но он обанкротился, и фокус был смещен на гостиницу.
Отель был открыт в 1905 году и сразу же стал местом проведения самых пышных в столице праздников. Для работы над проектом пригласили архитектора Вильяма Валькота, позже к нему присоединились Лев Кекушев и Николай Шевяков. Стеклянную крышу для зала ресторана спроектировал инженер Владимир Шухов, автор Шуховской башни. Над оформлением «Метрополя» трудилось сразу несколько художников: на фасаде можно увидеть майоликовое панно Михаила Врубеля «Принцесса Греза», пять больших панно Александра Головина и серию барельефов «Времена года» Николая Андреева. После революции гостиница превратилась в общежитие, а потом была передана организации «Интурист» для размещения иностранных гостей. Советская эпоха оставила след в облике здания: цитату Ницше«Опять старая история: когда выстроишь дом, то замечаешь, что научился кое-чему». на фасаде заменили словами Ленина«Только диктатура пролетариата сможет освободить человечество от гнета».. Только в XXI веке «Метрополь» вновь стал частной гостиницей.
Особняк Рябушинского
Малая Никитская, 6/2, стр. 5
Особняк на Малой Никитской — одно из главных произведений гения русского модерна Федора Шехтеля. Дом, заказанный банкиром и владельцем автомобильного завода Степаном Рябушинским, был завершен в 1903 году.
Динамика фасада повторяется в интерьере: он закручивается по спирали, как и центральная лестница. Здесь используется морская тематика, которая была одной из ключевых для модерна. В линиях оконных рам и узоре паркета можно увидеть мотив волны, в декоре — изображения черепах, медуз, морских коньков и ракушек. Все в доме подчинено общей теме: Шехтель продумал интерьер до мельчайших деталей.
После национализации здесь разместили наркомат иностранных дел, вскоре его сменил госиздат, а в 1921 году здание было отдано в ведомство Русского психоаналитического общества. В 1931 году особняк передали вернувшемуся из эмиграции писателю Максиму Горькому, сегодня здесь находится его музей.
Особняк Динга
3-я Рыбинская, 22, стр. 4
Особняк в Сокольниках был построен в 1902–1903 годах для промышленника, владельца нескольких фабрик в Замоскворечье и выходца из Гамбурга Иоганна-Леонарда Динга. Изначально он был задуман как административное здание при фабрике.
Автор проекта — архитектор Александр Калмыков, который также отвечал за строительство фабрики «Эйнем», впоследствии превратившейся в «Красный Октябрь». Здание включает несколько разных по высоте объемов. Типичные для модерна окна с плавными округлыми формами обрамлены рамами с лепниной, а стены украшены маскаронами и декором с геометрическими и флоральными мотивами. Под самой крышей можно увидеть майоликовые пейзажные панно.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Динг покинул Россию и продал фабрику. После революции предприятия были национализированы, но продолжили выпускать макаронные изделия, как и при первом владельце. В самом особняке был клуб, а после распада СССР — офисный центр. Сейчас это жилой дом.
Ярославский вокзал
Комсомольская пл., 5
Железная дорога в направлении Ярославля была заложена еще в 1859 году, а первый вокзал на Каланчевской (сейчас — Комсомольской) площади появился в 1862 году. К концу столетия его решено было перестроить. Новый проект разработал Федор Шехтель.
Здание вокзала стало романтическим переосмыслением мотивов архитектуры Русского Севера: его завершает шатровая башня, напоминающая кокошник, а ассиметричный фасад, украшенный глазурованной плиткой, декоративными панно и кружевными решетками, кажется одновременно строгим и пластичным.
Доходный дом Исакова
Пречистенка, 28
Шестиэтажный доходный дом был построен в 1905 году по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества. Позже он был продан купцу Ивану Исакову и остался в истории под его именем.
Автором проекта стал архитектор Лев Кекушев. Как и многие другие постройки эпохи, это здание сохраняет черты западноевропейского ар-нуво. Его фасад богато украшен декором и орнаментальными композициями, над окнами можно заметить женские и мужские маскароны, а в центральной части расположены две симметричные женские фигуры. Силуэт доходного дома с его плавными изгибами завершает выступающий волнообразный карниз, который вновь отсылает к теме непостоянства и изменчивости, динамики живого организма. По сей день это жилой дом.
Особняк Абрикосовых
Красносельская, 7, стр. 31
Как и в случае Динга, для купца Алексея Абрикосова новое здание на Малой Красносельской улице должно было стать одновременно управленческой конторой и жилым домом. Фабрика со множеством корпусов располагалась совсем близко, именно здесь изготавливали славившиеся на всю страну пастилу, глазированные фрукты, шоколадные конфеты и бисквиты. Проект по просьбе Абрикосова разработал архитектор Борис Шнауберт, автор псевдорусского особняка Цветкова на Пречистенской набережной. Здание возвели в 1902 году.
Благодаря прямым ассоциациям с кондитерской фабрикой сам дом с плавными органическими формами многим напоминал воздушный десерт. Принадлежность здания к модерну выдают скругленные линии, изогнутые кованые решетки и декор центрального эркера, обращенного к пересечению двух улиц.
Особняк Абрикосовых — тот самый дом с логотипа фабрики «Бабаевский». Новое имя она получила после революции. В советские годы и до последнего времени здесь размещались офисы и производственные помещения. Сейчас здание находится на реставрации: цвет фасада сменили с красно-кирпичного на исторический оливковый, а на потолок вернули восстановленный витражный плафон. Интерьеры также сохранили черты модерна: на второй этаж ведет изящная полувинтовая лестница, камин и портал над ним в одной из комнат украшены волнообразным декором, на полу лежат паркет и метлахская плитка. После окончания работ особняк будет открыт для посетителей.