Москва vs. Петербург: главные скандалы, интриги и победы культурной политики

14 декабря 2016 в 13:10
Фотография: Сергей Куликов/«Интерпресс»/PhotoXPress
Стерджес и Фабр, Райкин и Мединский, очереди на классиков и патриотические выставки: «Афиша Daily» вспоминает главные события и имена в мире искусства, которые потрясли в 2016 году культурную и обычную столицы.

Скандал года

Москва

Закрытие выставки Джока Стерджеса в Центре Люмьер

Попытка залить работы Стерджеса мочой. Автор перформанса — неназванный мужчина, который пришел на выставку с муниципальным депутатом Игорем Брумелем

Выставка американского фотографа спокойно себе работала в люмьеровском центре и стала скандальной только после того, как на нее обратила внимание блогер Елена Миро. «Зашла на «Афишу» выбрать, куда сходить», — возмутилась она. И поехало: последовали заявления депутата Мизулиной, матушки Анны Кузнецовой и руководителя организации «Офицеры России». В итоге закрытие стало самостоятельным решением администрации галереи, сотрудники которой испугались внезапной атаки и угроз со стороны обеспокоенной общественности. Тут градус мракобесия поднялся гораздо выше, чем при разгроме скульптур Сидура блогером Энтео в 2015 году. Стерджеса ругали те, кто выставку не видел, в качестве аргументов выступали работы, которые не привозили в Москву, ответственность за безопасность взяли на себя «Офицеры России», за духовные скрепы боролись с помощью нечистот. Стерджес оказался первой ласточкой осеннего обострения, пиком которого стало подброшенное в Музей ГУЛАГа чучело Александра Солженицына.

Петербург

Петиции с требованием закрыть выставку Яна Фабра

Не меньший шум наделала выставка заслуженного бельгийца Яна Фабра. Если суть обвинений Стерджесу заключалась в пропаганде педофилии (на его снимках — голые девочки), то Эрмитаж возненавидели за чучела. Ранее не замеченные в борьбе за права животных Елена Ваенга, Виталий Милонов, «Коммунисты России» и — снова здравствуйте — «Офицеры России» назвали художника живодером и запустили кампанию #позорэрмитажу в соцсетях. Пользователи с этим хэштегом активно негодовали по поводу «пропаганды не высокого искусства, а садистских наклонностей», прокуратура пообещала организовать проверку. Однако в итоге Эрмитаж отстоял свое право показывать проекты, которые некоторым не нравятся. Минкульт заявил, что не будет вмешиваться в выставочную политику музея. И уже неясно, в насмешку или всерьез, Михаил Пиотровский предложил в инстаграме защитить выставку хэштегом #кошкизафабра.

Беспокойство года

Москва

Объединенная структура «Росизо» — ГЦСИ как Росгоссоврискконтроль

В 2016 году трясло Государственный центр современного искусства — его соединили с организацией «Росизо», которую ранее возглавляла нынешний директор Третьяковки Зельфира Трегулова и которая занималась в основном экспортом выставок русского искусства. Слияние сопровождалось скандалами вокруг строительства филиалов ГЦСИ, обысками и допросом его бывшего директора Михаила Миндлина. В связи с возникшей после объединения конгломерацией ГЦСИ — «Росизо» многих смущает не только то, что это трудно выговорить, но также разный профиль организаций — сходство лишь в том, «что обе делают выставки». Кроме того, неясно, почему ГЦСИ с разветвленной системой филиалов теперь оказался в подчинении у «Росизо», а не наоборот. Управляет главным конвейером современного искусства страны ранее работавший в правительстве и Администрации президента Сергей Перов (на фотографии).

Петербург

Семен Михайловский как синоним слова «биеннале»

Если не считать зоологический скандал, то управление культурой в Петербурге происходит спокойнее. Куда более эфемерные тревоги тамошний арт-общественности связаны с укреплением позиций Семена Михайловского, ректора питерской Академии художеств, который теперь занимается российским павильоном не только на Венецианской архитектурной биеннале, но и на Биеннале современного искусства (назначен единым комиссаром до 2021 года). Михайловский также выступил в качестве куратора первой выставки, открывшейся в обновленном Манеже, — она также посвящена российским проектам в Венеции. И стал председателем экспертного совета Московской биеннале. При этом в данный момент Россия — единственная страна, еще не объвявившая о своих планах в Венеции. Но может быть, это новая стратегия Минульта: не объявлять вообще нечего — дескать, как скажем, так и будет.

Очередь года

Москва

Серов, конечно же

Несмотря на то что выставку Айвазовского посетило больше желающих прикоснуться к прекрасному, слово «очередь» плотно утвердилось в списке мемов года благодаря Валентину Серову. Третьяковская галерея столкнулась с рекордным наплывом посетителей, в азарте снесших двери, и в дальнейшем ввела почасовую запись на выставки-блокбастеры — «Roma Aeterna» и ретроспективу Айвазовского.

Петербург

Очередь на Фриду Кало

В первые же дни выставки художницы-коммунистки, больной полиомиелитом, перед Шуваловским дворцом выстраивается стометровая очередь. Все шутят, что очередь на Серова переехала в Питер, а сайты BBC и Slon.ru рассуждают об антропологических корнях построения гуськом за культурными ценностями и экономических предпосылках очередей.

Привоз года

Москва

Герхард Рихтер в Еврейском музее и «Шедевры Пинакотеки Ватикана» в ГТГ

Самые заметные импортные блокбастеры года камерные. Это небольшая выставка Герхарда Рихтера, величайшего абстракциониста современности, в Еврейском музее, а также 42 сокровища из Пинакотеки Ватикана в Третьяковской галерее. На Рихтера можно попасть свободно, а вот билеты в Третьяковку раскуплены до конца декабря, январские сеансы вот-вот поступят в продажу на сайте.

Петербург

Снова Фрида и Фабр — как ни крути, самые громкие имена года

Показателем успеха бельгийского художника в Эрмитаже можно считать скандал, учиненный ревнителями благочестия. А на популярности художницы Фриды Калло в России, чья выставка давно отгремела в Петербурге, во второй половине года решил поспекулировать проект «Ожившие полотна» с проекциями работ мексиканки. Их показывали с осени по декабрь аж в трех городах — Москве, Петербурге и Екатеринбурге с билетами по 400–650 рублей.

Заступник года

Москва

Константин Райкин как рупор борьбы за свободу искусства

Неожиданно для всех (и, вероятно, для самого себя) главным защитником современного искусства в России оказался руководитель московского театра «Сатирикон» Константин Райкин. Его выступления против цензуры на заседании Общественной палаты и в Союзе театральных деятелей заставили вспомнить пламенных революционеров из произведений Олеши и Джанни Родари. Инициативу Райкина подхватывает Михаил Пиотровский в Петербурге, и постановка сорокинского «Дня опричника» орденоносным Марком Захаровым в «Ленкоме» выглядит пощечиной цензорам.

Петербург

Дмитрий Озерков как защитник права художников на провокацию

Искусствовед и руководитель проекта «Эрмитаж 20/21» Дмитрий Озерков — проводник идеи Пиотровского представлять музей как современную институцию, способную конкурировать с Лувром и MOMA, а не как пыльный дворец с сокровищами. В истории с Фабром он вел активную просветительскую кампанию, не стеснялся лишний раз дать интервью, провести экскурсию — для Сергея Шнурова или стилиста Канье Уэста Верджила Абло. Он терпеливо объяснял, что Эрмитаж всегда показывал актуальное искусство, что выставка не имеет отношения к живодерству, а сложность необходима в любой культуре. Кроме того, летом было объявлено, что Озерков будет курировать филиал «Эрмитаж-Москва», который к 2020 году построит Хани Рашид на территории бывшего завода ЗИЛ.

Новое пространство года

Москва

Бывший Институт философии РАН становится филиалом Пушкинского музея

Усадьба Голицыных, где раньше размещался философский НИИ, станет Музеем импрессионизма после глобальной реконструкции Пушкинского в конце 2018 года. А пока работы не начались, в этом пространстве под присмотром куратора Ольги Шишко запустился заточенный под медиа-арт-проект «Дом впечатлений». Здесь показывают видео Виолы и Наумана и конструируют звуковой лабиринт Петра Айду. Выставки скромные, однако важность нового корпуса ГМИИ в том, что он обозначает амбиции музея в сфере современного искусства. Пушкинский оставляет себе место для экспериментов и молодых имен.

Петербург

Обновленный Манеж принимает самые разные события

Журналисты и фейсбук страшно любят вновь заработавшую Новую Голландию, однако если ее достижения в этом году касаются искусства, то исключительно садово-паркового. Для петербургской арт-жизни действительно важным открытием стал Манеж после реконструкции, превратившей его в более свободное и современное пространство. Конечно, тут творится много номенклатурных мероприятий, но за полгода его директор Павел Пригара успел показать тут выставку об участии России на Венецианской биеннале, в Манеже прошла церемония закрытия фестиваля «Послание к человеку», сюда перенесли из Москвы «Lexus Hybrid Art», здесь устраивали презентацию Comme de garçons. Недавно два Манежа — питерский и московский — подписали договор о сотрудничестве, и, возможно, это станет началом прекрасной дружбы.

Провал года

Москва

Выставка «Актуальная Россия»: заказная, плохо сделанная и неактуальная

Разочарований тоже было много. Выставка Виктора Пивоварова в ГМИИ оставила ощущение наспех сработанного проекта. Музей русского импрессионизма и вовсе явил частный апокриф в истории искусств, попытавшись раздуть целое новое направление (основатель музея — меценат Борис Минц — сказал, что трактует импрессионизм «по настроению»). Однако на фоне «Актуальной России» — выставки куратора Арсения Штейнера и Фонда развития современного искусства, которым руководит опытный патриот-аппаратчик Иван Демидов, — остальное меркнет. По замечанию арт-критика и куратора «Гаража» Валентина Дьяконова, в лучшем случае она должна заставить всех ненавидеть современное искусство: китч, мусор, Павел Пепперштейн и Мединский на открытии. Идет до 18 декабря.

Петербург

Тот же самый вектор, но на академический манер — в «Картине после живописи»

В Петербурге проявились тенденции, созвучные московским: реабилитировать советский официоз, запихнуть отношения с родиной в качестве программной темы и трактовать XX век как бесконфликтное поле разных течений. Самый стыдный пример тут — выставка «Картина после живописи».

Более современный проект в «Манеже» с участием рупора поколения 90-х — Дэвида Коупленда — оказался недешевой вампукой на тему будущего и технологий, только вместо аниматоров — художники и интеллектуалы.

Самый современный музей

Москва

По-прежнему «Гараж»

Сюда привозят восковые фигуры и скульптуры Урса Фишера размером со спичечный коробок, устраивают эталонную ретроспективу Пивоварова и показывают, вероятно, самый сильный кураторский проект года, в котором американский художник-неформал Роберт Лонго рифмуется с классиками прошлого — Эйзенштейном и Гойей.

Петербург

По-прежнему Эрмитаж

В Петербурге нет институции, которая бы фокусировалась исключительно на современном искусстве и по своим возможностям была бы соизмерима с «Гаражом» Дарьи Жуковой. Там эту функцию исполняет «Эрмитаж 20/21». Его проект «Реализмы», где были представлены художники, понимающие фигуративность уже в какой-то постпостмодернистской стадии, — Гриффитс, Маттелли и Шоу, — можно пожурить за навязчивую расположенность к Маттелли. Ведь год назад его показывали на юбилее Галереи Татинцяна в проекте Mutated Reality и на выставке «Мистификаторы» в ГЦСИ. И это его работа «Истерзанные» приведена на фотографии — хорошо, что ее не видел Милонов. Зато он видел Фабра, подготовленного специально для Эрмитажа и разнесенного на два здания. Безусловно, это экспозиция-хит, ради которой стоит совершить паломничество в Петербург.

Лучшее пространство для молодых и совсем юных художников

Москва

«Новое крыло» — маленькая, но амбициозная площадка при Доме Гоголя

В левом корпусе Дома Гоголя то представляют медиапоэзию на выставке «.txt», где тексты Гоголя переплавляют в звуковые инсталляции, то препарируют образ Николая Васильевича в проекте «Портрет». На праздники зовут молодых художников, чтобы придумать что-нибудь страшно увлекательное для детей. В прошлые новогодние каникулы это было «Заколдованное место» — с превращением «Нового крыла» в волшебный лес, а на этих вот-вот откроется выставка «Где собака кость зарыла», посвященная переживаниям детства. В общем — выдающийся пример того, как сделать мемориальный музей нескучными местом.

Петербург

Галерея «0+»: еще более крошечный проект для всех возрастов

У галереи Anna Nova образцовая репутация. Она существует с 2005 года, регулярно участвует в ярмарках, не ошибается в выборе достойных авторов (в этом году показывали заслуженные имена — например, Дашевского и Швецова) и остается главной выставочной площадкой города для тех, кому не исполнилось 35. Но пожалуй, самым обаятельным местом для молодых и юных в этом году оказалась галерея «0+», открытая в детском центре, который, впрочем, утверждает, что он не детский центр. Тут с порога отказываются от привычного понимания ювенильного досуга и заявляют все удивительное сразу: здесь и философское ателье для детей, и киноклуб для подростков, и кафе для родителей. На стенах в «0+» развешаны работы современных художников, проходят дискуссии, мастер-классы и прочие активности, прививающие детям способность к творческому самовыражению.

Третьяковская галерея vs. Русский музей

Москва

Третьяковка en masse

Фотография с выставки Гелия Коржева

Пожалуй, со времен прихода Капкова в парк Горького не было такой заметной смены курса ни у одной большой государственной институции после смены руководства. С Зельфирой Трегуловой у ГТГ случился ребрендинг, запуск фирменного метропоезда «Интенсив XX», посвященного коллекции на Крымском, 150-летие Кандинского, 200-летие Айвазовского, очередь на Серова и еще много чего. А с гастролями итальянской живописи в Лаврушенском переулке на ватиканской выставке кажется, что музей включился в соревнование с Пушкинским. Впрочем, они и сотрудничают: в следующем году представят сложносочиненный проект «Оттепель» (в нем также участвует Музей Москвы), а в 2019 году вместе покажут Фриду Кало и Диего Риверу. Возможно, в связи с наметившейся модой на слияния и поглощение двум московским музейным твердыням стоит подумать об объединении в сверхструктуру ГМИИ-ГТГ.

Петербург

Русский музей перебирает классиков

Петербургский музей национального искусства, кажется, действует по принципу «чем больше, тем лучше» и не выходит за общепринятое понимание деятельности федеральных учреждений культуры. Выставка «Круг Петрова-Водкина» получилась замечательной, а Кандинский — очень обстоятельным, но с иконами в первом зале и оформлением экспозиции цитатами, как это любили делать в нулевые. Впереди — огромный проект, посвященный Айвазовскому, который займет два крыла корпуса Бенуа и частично повторяет юбилейную экспозицию Третьяковки.

Стоит ли ходить в музеи города

Москва

Перетасовывание экспонатов из коллекции и активное участие в праздниках

Прорывов не случилось, но впереди — сотрудничество с Третьяковкой, ГМИИ и парком Горького в проекте «Оттепель». А также первые попытки выстроить постоянную экспозицию в Провиантских складах, предварительной репетицией которой можно считать «Азбуку музея». Зато с функцией общественного центра он справляется отлично, организовывая научные конференции зимой, фуд-маркеты и городские праздники во дворе летом.

Петербург

Внезапная удача

Музей истории города — преемник основанного Александром Бенуа в 1907 году Музея старого Петербурга. Сегодня он представляет собой комплекс из семи филиалов, флагман — в Петропавловской крепости. Осознанной стратегии у питерского музея нет, однако случаются неожиданно удачные и очень добротные выставки. Например, посвященная рекламе «Товар лицом — лицо товара» понравилась не только туристам, но и горожан заставила отправиться в Петропавловскую.

Стройки года

Москва

Идут вовсю

В этом смысле столица будто берет пример с Китая, где каждый год открывается под 400 новых музеев. У нас в первую очередь перестраивают старые: к 2019 году будет завершена первая очередь Музейного квартала ГМИИ и возведен депозитарий по проекту «Меганома»; новый корпус ГТГ в Лаврушинском откроют к концу 2018-го. Также идут работы над превращением электростанции ГЭС-2 на «Красном Октябре» в суперсовременное экспозиционное пространство, над которым работает соавтор Центра Помпиду Ренцо Пьяно, — его фонд V-A-C обещает представить к весне 2019-го. Филиал Эрмитажа на ЗИЛе работы Хани Рашида откроют в 2022 году. Наконец, в следующем году планируют начать работы по возведению нового здания ГЦСИ на Ходынке. Кажется, в 2020-е нас ждет какой-то бешеный расцвет нового искусства — не Гошей же Рубчинским это все придется заполнять.

Петербург

Ковши не шумят

Город слишком увлечен строительством стадиона «Зенита», и единственный арт-долгострой тут фондохранилище на Школьной по проекту любимого архитектора Михаила Пиотровского — Рема Колхаса. 13-этажный стеклянный куб, внутри которого, помимо прочего, разместятся библиотека на миллион фолиантов и выставочный зал, адаптирует к российским строительным реалиям ОАО «Трансмашпроект» (строит, например, Российский государственный архив в Москве и комплекс по производству электропоездов для ООО «Уральские локомотивы» в городе Верхняя Пышма). Колхасовское здание обещают завершить к концу 2018 года.

А что там в регионах?

Москва и Петербург

Показывать региональное искусство в столицах — одна из ключевых экспозиционных тенденций

Выставки региональных художников и провинциальных музеев в столицах отчасти феномен, продиктованный кризисом, с другой стороны, таким образом налаживается здоровый культурный обмен внутри страны, где, скажем, явно недооценивают уральское уличное искусство и в целом плохо представляют, что творится за пределами столиц. Андрей Сарабьянов в Еврейском музее собрал забытые шедевры авангарда из музеев со всей России. «Винзавод» показал художников Воронежа и объяснил, что происходит в Перми после Гельмана, ММОМА попытался представить художественную жизнь Уфы, а во время молодежной биеннале показывали искусство Ижевска. Питерская «Люда» тоже выставила молодой Воронеж, а «Эрарта» — тот самый недолюбленный Урал.

Патриотические выставки

Москва

Музеи научат вас родину любить

Их стало так много, что даже пречислить сложгно. На авансцене две ключевые площадки — покинутый Мариной Лошак Манеж (например, «Три цвета Крыма») и выставочный комплекс «Моя история» на ВДНХ. «Росизо» проводит выставки, где смешивает все — советское официальное, неофициальное и современное искусство. Еще в 2015-м было объявлено, что их павильном на ВДНХ займется обрусевший экс-худрук «Практики» и основатель «Золотой маски» Эдуард Бояков, прокурировавший спорный прошлогодний проект «Романтический реализм». Отдельно стоит отметить буйную деятельность Российского военно-исторического общества, которое помимо установки памятника Владимиру и проведения школьных экскурсий предложило вытереть ноги о Геббельса и Гозмана на выставке «Война и мифы».

Петербург

Пока разговоры — зато с размахом

На севере пока трудно разглядеть столь же мощное вмешательство пропагандистского фронта в повестку, однако показателен недавний Культурный форум. Там на каждом заседании была подчеркнута национальная тема. В частности, прошел круглый стол «Культурная традиция и идентичность в условиях глобализации», панельная дискуссия «Национальные и глобальные модели развития культуры в контексте суверенитета» и, наконец, пятичасовой интеллектуальный марафон «Национальное и глобальное в современном искусстве». А на секции «Духовная культура — доминанта мировоззрения обновляющейся России» приняли резолюцию с вот таким пунктом: «Международная конференция призывает Министерство культуры РФ, Совет по культуре при Президенте РФ в полной мере оценить величие и значимость инициативы президиума Всемирного форума духовной культуры о проведении Второго Всемирного форума духовной культуры в России, в Крыму, в Ливадийском дворце, и поддержать эту инициативу». Аминь и слава КПСС!


«Афиша Daily» благодарит Dom Boutique Hotel за помощь в подготовке материала.