Могли ли ловцы жемчуга и бедуины предположить в начале прошлого века, что Катар превратится из пустынного эмирата в одну из богатейших стран мира! Среди сверкающих небоскребов Дохи легко забыть, что почти вся остальная страна вне столицы — барханы и дюны. Понадобилось лишь три десятка лет, чтобы небольшие поселения у моря превратились в ультрасовременный центр притяжения на Аравийском полуострове.
Полюбить футбол еще больше
Футбольное безумие захватит маленькую страну в Персидском заливе уже совсем скоро — с 20 ноября по 18 декабря. Впервые в истории мировой кубок пройдет в зимние месяцы — все из‑за катарского климата: летом играть слишком уж жарко. Выбор страны-хозяйки удивил многих, но катарцы инвестировали в организацию чемпионата так много, что праздник обещает стать незабываемым.
Если вы один из 1,5 миллиона счастливчиков, которые приедут сюда с билетами на матчи чемпионата мира по футболу, то, вероятно, уже знаете, где будут играть 32 команды, попавшие в финальную сетку, как добраться до стадионов и где находятся фан-зоны, в которых соберутся болельщики со всего мира. Самая масштабная площадка ФИФА находится в парке Аль-Бидда. Другая фан-зона — у стадиона «Лусейл», где пройдет грандиозный финал: на главном бульваре и в марине размещены экраны и сцены, на которых будут греметь концерты и шоу. Веселье гарантировано и на набережной Корниш, где установили самый большой LED-экран в Дохе: на нем будут транслировать все матчи.
Из всех фан-зон будут ходить шатл-басы до стадионов. Всего их 8, и 6 из них возведены к мундиалю. Изящные линии трепещущих на ветру парусов традиционной лодки доу (на такой ловцы жемчуга выходили в море) вдохновило бюро Захи Хадид на проект стадиона «Аль Джануб». Арена «Аль Байт» по форме напоминает бедуинский шатер, а стадион «Аль Тумама» — традиционный арабский мужской головной убор, гафию. Спортивный объект под названием «974» и вовсе построили из морских грузовых контейнеров: внутри и раздевалки команд, и судейские комнаты, и гостевые лаунжи. После соревнований стадион разберут, и 974 контейнера отвезут обратно в морской порт.
Посмотреть матчи в Дохе можно будет практически повсюду: бары и рестораны, отели и клубы приготовили к мундиалю специальные предложения, повесили экраны и закупили побольше пивных кружек. Но несколько культовых мест все же рекомендуем: бар Champions с 47 экранами, Skybox 61, Hudson Tavern, Irish Harp, Shots, The Score, пляжный клуб 974.
Когда смолкнут фанфары, отгремят фейерверки, а золотой кубок будет вручен чемпионам, поп-ап-пространства разберут, но многое останется и после чемпионата. Спортивные арены переоборудуют в многофункциональные — Катар готов к самым разным ивентам.
Самый простой способ — такси, в Дохе оно совсем недорогое. До отдаленных районов можно добраться на метро, стоимость поездки всего 2 катарских реала в обычном вагоне, 10 катарских реалов в «золотом» бизнес-классе. По кварталам Мшейреб и Educational City ходят бесплатные трамваи.
Прикоснуться к истории Катара
На рынке рабов, куда их привозили с Занзибара, еще в самом начале прошлого века можно было купить хорошую прислугу за 1000 индийских рупий. Это важная веха из прошлого Катара, о которой любопытно узнать в музеях Мшейреба — нового умного района в Дохе. Всего музеев четыре, и в каждом рассказывают, чем жили катарцы раньше, как в 1929 году в пустыне нашли нефть и к чему все это привело. Путь от пустынных деревень до сверкающего ультрасовременного мегаполиса Катар прошел быстро — за каких‑то пятнадцать лет: первую высотку построили всего-то в 2007 году. Глядя на Доху, поверить в это сложно: панорама столичного Сити с десятками небоскребов самых невообразимых форм, открывающаяся с набережной Корниш, впечатлит любого.
Пока тянутся к небу высотки и открываются огромные торговые моллы, похожие на дворцы эмиров, бойкая торговля на рынке Сук-Вакиф идет как в старые добрые времена. Это восточная капсула времени: еще в XVIII веке тут можно было купить редкие специи, чеканную посуду, кофейник, четвероногого или пернатого питомца. Рынок работает с утра, и многие местные приходят позавтракать в любимые кафе и рестораны, но по-настоящему Сук-Вакиф оживает к вечеру. Суетятся извозчики, толкающие тачки с покупками за клиентами, зазывают посмотреть на горы фиников продавцы лавок. Скинув сандалии, курят кальян арабы в длинных, идеально выглаженных дишдашах, вальяжные гости громко обсуждают только что сыгранную партию в «даму» — игру вроде шашек в традиционном игровом клубе.
Один из кварталов Сук-Вакифа — соколиный рынок. Здесь покупатели ведут долгие беседы с продавцами. Покупка охотничьего сокола, способного слушаться хозяина, — дело престижа. Пернатому питомцу здесь же заказывают клобучокКлобукКожаная шапочка, закрывающая глаза сокола. и другие аксессуары, которые делают из кожи прямо на месте. Рядом работает и соколиный госпиталь, прием ведут десятки специалистов.
Посетить верблюжьи бега
Кроме сокола у настоящего катарца должны быть и верблюды — выносливые, беговые, способные одержать победу в многочисленных верблюжьих бегах. Они проходят в Катаре с октября по апрель — сейчас самый сезон! Например, соревнования можно наблюдать по пятницам на ипподроме Аль-Шахании, городка в 40 минутах езды от Дохи.
Самый престижный Кубок эмира с денежными призами разыгрывают ежегодно в конце сезона, в марте. В продолжение традиций возникают и новые правила: теперь вместо мальчишек-жокеев верблюдами управляют роботы с дистанционным управлением. На это стоит посмотреть!
Изучить архитектуру и искусство
Когда в пустыне выпадают дожди (редчайший случай!), вода моментально уходит глубоко в песок. Там образуются кристаллы гипса, похожие на лепестки роз. Бедуины называли такое явление «розой пустыни»: найденные кристаллы они хранили в качестве оберегов. Самая большая «пустынная роза», распустилась на набережной Корниш совсем недавно — необычные камни вдохновили Жана Нувеля на проект Национального музея Катара. Здание моментально стало одним из символов Дохи.
Пожалуй, главная архитектурная доминанта набережной Корниш — Музей исламского искусства. Здание похоже на пирамидку из кубиков и вынесено на искусственный остров. Это один из архитектурных шедевров модерниста Бэй Юймина, который до этого возвел несколько музеев в США, Франции и Японии. В витринах галерей представлена впечатляющая коллекция, собранная на трех континентах и охватывающая четырнадцать веков. За стеклом можно увидеть изящные украшения, керамику, более 800 древних рукописей — Голубой Коран Аббасидов, страницы из самого большого Корана в мире Байсунгура, — древние доспехи и оружие, текстиль, от ковров до одежды правителей исламского мира. С террасы музея открывается впечатляющая панорама столичного Сити с десятками небоскребов, каждый из которых был возведен известным проектным бюро.
Еще один архитектурный кластер в Дохе — район Educational City, где находятся кампусы многих мировых университетов, одна из самых инновационных библиотек в мире авторства Рема Колхаса и белоснежная мечеть, чьи 90-метровые минареты, расписанные каллиграфией, похожи на крылья. В «Образовательном городке» нельзя пропустить монументальные скульптуры Дэмиена Херста «Чудесное путешествие» — четырнадцать фигур, олицетворяющих процесс зарождения жизни, — и гигантского паука «Маман» Луизы Буржуа, которого можно увидеть в холле Национального конференц-центра.
Паблик-арта от известных мастеров в Дохе много. В парке MIA стоит стела «7» Ричарда Серры, его же инсталляция — в природном заповеднике Брук в пустыне к западу от города. На рынке Сук-Вакиф торчит золотой палец Сезара Бальдачинни, в культурной деревне Катара (Katara Village), где много граффити, рядом с амфитеатром можно увидеть «Три обезьяны Ганди» Субодха Гупты, а в парке марины Лусаил стоит композиция местной художницы Шук аль-Маны (Shouq Al Mana).
Устроить себе настоящее приключение
Главное развлечение за пределами Дохи — сафари по пустыне. Во время такой поездки совсем не ожидаешь увидеть воду — но тем и отличаются дюны Катара. Почти на границе с Саудовской Аравией, примерно в часе езды от Дохи находится одна из двух пустынь в мире, которая граничит с морем. Катарцы зовут его Хор-аль-Адаид — Внутреннее море. Для катарцев это большой автодром, любимая игровая площадка и место для уединения. Когда‑то здесь ходили караваны груженных товарами верблюдов, а сегодня сюда приезжают погонять на огромных внедорожниках. Катают и туристов, вызывая восторженные визги экстремальными трюками: почти вертикально скользят по песчаным склонам, как будто взлетая на вершину, водят с закрытыми глазами в кромешной темноте.
В багажнике любого джипа всегда есть пара сандбордов — специальных досок, на которых весело кататься с песчаных дюн и падать в мягкую кучу песка. А вот подниматься на дюну туда, где ты оставил обувь, уже сложнее. Поэтому даже бывалым сноубордистам вполне хватает нескольких попыток. В пустыню лучше приезжать после обеда, чтобы кататься по барханам до заката, а потом, усевшись на дюну, наблюдать, как огненный шар проваливается в пески. Темнота приходит в пустыню сразу, это время бедуинов, которые разворачивают шатры, включают лампы, выкапывают из песчаной ямы барана и ждут гостей. На побережье Sea Lion у подножия песчаных дюн есть несколько бедуинских кэмпов и глэмпингов, где, как и века назад, можно провести вечер за обильным ужином, крепким арабским кофе, разглядыванием ночного неба и разговорами.
Погонять интересно не только в пустыне. Можно прокатиться по самой длинной в мире непрерывной велосипедной дорожке протяженностью почти 33 км или промчаться на водном скутере по заливу. А на пляже Фувайрит-бич на севере Катара совсем недавно открылся курорт для серферов. Впрочем, некоторые приключения не подразумевают скорости: если взять каяк и уйти исследовать мангровые заросли Аль-Тахира, охраняемые ЮНЕСКО, то велик шанс увидеть стаи розовых фламинго, остановившихся в Катаре на зиму по пути из Европы в Африку.