21 марта в калифорнийском Купертино прошла очередная презентация Apple. Поклонники компании, конечно, ждали нового iPhone SE, который оказалась гибридом моделей 5s и 6s. Apple впервые сделала своеобразный шаг назад. «Афиша Daily» выясняла, с чем это связано и какое будущее ждет новинку.

Почему новый айфон маленький?

iPhone SE, представленный 21 марта 2016 года

Об iPhone SE до презентации ходило много слухов, большинство из которых в итоге подтвердились: смартфон обладает техническими характеристиками «шестерки» (за исключением функции 3D Touch) и при этом почти в точности повторяет дизайн выпущенного еще в 2013 году 4-дюймового 5S.

iPhone 5S, представленный 10 сентября 2013 года

Вице-президент Apple Грег Джосвяк, презентовавший новинку, объяснил решение касательно дизайна SE популярностью маленьких айфонов. Звучит не слишком убедительно, учитывая, что 4-дюймовые модели составили порядка 13% от общего объема продаж айфонов в прошлом финансовом году. Разгадка тайны «нового старого iPhone» заключается, скорее всего, в стремлении Apple подстегнуть объемы продаж смартфонов. Согласно прогнозам аналитиков в 2016 году будет продано примерно на 7% меньше айфонов, чем в 2015-м. И это притом что с момента выхода первой модели iPhone продажи телефонов неукоснительно росли год от года, а доходы от реализации айфонов составляют около 70% выручки Apple. Вполне естественно, что компания решает увеличить спрос на свою продукцию.
Тем более весной продажи Apple обычно падают — ведь какой смысл тратить деньги на телефон, если спустя полгода будет анонсирована новая модель iPhone 7 и купленный аппарат тут же устареет. Релиз iPhone SE должен помочь компании избежать этого традиционного сезонного снижения спроса.

Зачем возвращаться к пятой модели, если есть шестая?

iPhone 6s, представленный 9 сентября 2015 года

Прогнозируемое падение продаж айфонов в 2016 году эксперты связывают с тем, что шестая модель iPhone, выпущенная полтора года назад, не оправдала ожиданий поклонников «Яблока» — только 40% владельцев пятого айфона приобрели «шестерку». Для Apple это в некотором роде провал: как правило, большинство покупателей новых смартфонов компании — это обладатели предыдущих моделей.

По всей видимости, iPhone SE был сделан с расчетом именно на пользователей устаревшей «пятерки». Новинка сохраняет привычный им дизайн, но превосходит его по производительности в два раза и будет продаваться по весьма привлекательной цене. Подтверждением этой стратегии может служить и программа обмена старых девайсов на новые, запущенная Apple в прошлом году. Так компания всеми способами пытается заставить «яблочников» регулярно обновлять свои устройства.

Дешевый айфон выгоден для Apple?

Обычно новые модели айфонов стоят дороже предыдущих, но на сей раз Apple изменила этой традиции. Минимальная цена на iPhone SE установлена в размере 399, $ в то время как самая дешевая версия «шестерки» обойдется в 649. $ Ожидается, что сравнительно низкая стоимость нового устройства позволит привлечь покупателей из развивающихся стран. В этой связи вполне логичным выглядит и снижение цен на Apple Watch. Особенно Apple рассчитывает на стремительно растущие индийский и латиноамериканский рынки: доля айфонов там очень мала — так, в Индии она составляет всего 2%.

Недорогой iPhone SE также способен увеличить присутствие компании и на китайском рынке. Неслучайно в ходе презентации Грег Джосвяк сделал акцент на том, что в 2015 году самой продаваемой моделью iPhone в КНР была 4-дюймовая «пятерка». И дело тут, скорее всего, не в любви китайцев к маленьким девайсам, а в том, что iPhone 5 и 5s значительно дешевле «шестерок». Предлагаемый по приемлемой цене новый айфон должен обеспечить переход на «яблочную» сторону некоторых пользователей Android. Стоимость iPhone SE, конечно, значительно выше средней цены андроидофона, однако новинка, вероятно, сможет составить серьезную конкуренцию сравнительно дорогим флагманам Samsung, LG и Xiaomi.

Как был принят новый айфон?

Каждая презентация Apple — важное событие в мире технологий, и мартовское мероприятие в этом смысле не стало исключением, однако реакция на него была довольно сдержанной. Даже шуток про новые айфоны или привычных комментариев в духе «при Джобсе такого не было» на сей раз оказалось очень мало. Оно и понятно — Apple не представила ничего радикально нового или сенсационного, за исключением, может быть, CareKit, который, впрочем, куда интереснее специалистам, чем широкой публике. Но на сенсации никто и не рассчитывал — самые долгожданные устройства купертиновцы все равно должны показать только осенью.

iPhone SE хотя восторга не вызвал, но был принят весьма радушно. Отзывы о новом устройстве пока исключительно положительные. Так, отмечается, что это самый производительный 4-дюймовый смартфон из ныне существующих. SE определенно придется по вкусу любителям миниатюрных «яблочных» устройств — тем самым владельцам iPhone 5 и 5s, которые упорно отказывались переходить на огромные «шестерки».

Apple переманивает пользователей Android?

Цена на новый айфон назначена рекордно низкая. В условиях общей стагнации мирового рынка смартфонов Apple таким образом решила расширить круг потенциальных потребителей своей продукции и отвоевать у Android некоторую долю рынка. Удастся ли это «яблочникам», пока непонятно. Возможно, на их сторону перейдет некоторая часть пользователей Android в США, Индии и Китае, но на российском рынке перспективы нового айфона туманны.

Хотя стартовая цена iPhone SE в США составляет 399, $ в России минимальная стоимость новинки в официальном магазине — 37 990 рублей — получается, цена выставлена по курсу 95 рублей за доллар (и 77 за евро, если считать сумме 480 в европейской валюте). Так что айфон никак нельзя назвать дешевым. А те российские фанаты Apple, которым он окажется по карману, скорее всего, предпочтут дождаться осеннего релиза iPhone, в котором должно быть куда больше нового, чем в SE.

iPhone SE отражает значительные перемены в политике Apple. В этот раз для компании многое впервые: шаг назад в плане дизайна, снижение стоимости девайса по сравнению с предыдущей моделью, вступление в ценовые войны с Android. Кажется, купертиновцы готовы поступиться своим элитарным статусом ради того, чтобы не допустить снижения объемов продаж и укрепиться на развивающихся рынках. К чему приведут эти изменения, мы увидим совсем скоро: осенняя презентация Apple позволит точнее судить о том, в какую сторону движется компания.