15 марта стало известно, что в течение ближайших месяцев инстаграм откажется от хронологического порядка отображения постов в ленте — теперь их последовательность будет определять специальный алгоритм. «Афиша» разбиралась, чем продиктовано это решение и как оно повлияет на будущее приложения.

У инстаграма начались проблемы?

На самом деле у инстаграма все не так плохо. Сегодня это крупнейшая платформа, где люди делятся визуальным контентом. Сервисом пользуются более 400 миллионов человек, которые загружают 80 миллионов фотографий ежедневно. Последние исследования показывают, что к 2020 году аккаунт в инстаграме будет у каждого третьего американца. В среднем юзеры тратят 31 минуту в день на просмотр своей инстаграм-ленты.

Сервис называют «королем вовлеченности». Так, в начале 2015 года с постами в инстаграме взаимодействовали в среднем 4,8% пользователей, в твиттере — 0,25%, в фейсбуке — 0,72%. Но возможно, инстаграму скоро придется попрощаться с королевскими регалиями — уровень вовлеченности стабильно снижался на протяжении 2015 года и в декабре составил всего 3,1%. Конечно, это по-прежнему гораздо выше, чем на других социальных платформах, однако, если негативная тенденция сохранится, сервис через пару лет может сравняться с ними и потерять конкурентное преимущество в борьбе за деньги рекламодателей.

Почему вовлеченность снижается?

Такое снижение показателей может быть связано с увеличением аудитории сервиса. Средний пользователь теперь подписан на куда большее количество аккаунтов, чем раньше. Постов в его ленте так много, что он не успевает реагировать на все и взаимодействует только с наиболее понравившимися. По данным инстаграма, юзеры пропускают около 70% публикаций. Пользователю не хватает времени следить за теми аккаунтами, на которые он уже подписан, и потому он гораздо менее охотно фолловит новые — в 2015 году темпы роста числа подписчиков упали с 21 до 16%.

В таком контексте переход на алгоритмический порядок формирования ленты кажется логичным. Чтобы самые интересные и важные снимки не затерялись среди сотен других, они будут отображаться первыми. В официальном блоге инстаграма обновление преподносится как забота об удобстве пользователей. Однако скорее всего, решение связано со стремлением руководства сервиса остановить падение среднего уровня вовлеченности — в топе будут те публикации, которые человек лайкнет или прокомментирует с наибольшей вероятностью, также теперь станет проще обратить внимание юзера на рекламные посты.

Как инстаграм поддерживает свою привлекательность?

В 2015 году разработчики инстаграма представили множество нововведений, среди них —приложения Layout для создания фотоколлажей и Boomerang для коротких зацикленных полувидео-полугифов. Также разработчики дали более широкие возможности редактирования снимков и сняли ограничения на формат фотографий. Однако большинство новинок ориентированы в первую очередь не на пользователей, а на потенциальных рекламодателей. Среди них возможность добавления видеороликов длительностью до 60 секунд (обычные пользовательские видео ограничены 15 секундами), запуск рекламных объявлений формата «карусель» и, главное, расширение географии показов рекламы на 30 стран и значительное увеличение частоты появления спонсорских публикаций. С сентября 2015 года рекламные записи у большинства юзеров появляются через каждые 6 постов. Переход на алгоритмический порядок отображения снимков — закономерное продолжение этой серии обновлений.

Пользователей раздражает реклама в инстаграме?

Увеличение числа рекламных публикаций пользователи фотосервиса встретили, мягко говоря, холодно. Согласно одному из опросов это вызвало недовольство 58,3% постоянных юзеров. После того как спонсорские посты стали мелькать в ленте каждые 5–6 снимков, количество низких оценок приложения выросло на 180%. Объявление о введении алгоритмического порядка показа публикаций было также встречено массой негативных комментариев, несмотря на заверения руководства сервиса о том, что переход на новую систему будет плавным и задумывался в интересах пользователей.

Многие ценят инстаграм за то, что он позволяет увидеть, чем заняты интересные им люди в определенный момент, а отказ от хронологического порядка публикаций лишит сервис этого преимущества. В этом одна из причин негативной реакции со стороны юзеров. Другая причина состоит в том, что пользователи сами хотят решать, что им интересно, а новая система делегирует право определения важных публикаций алгоритму.

Все нововведения из-за жадности фейсбука?

В 2012 году Facebook купил Instagram за миллиард долларов. По всей видимости, нововведения, направленные на привлечение рекламодателей, продиктованы желанием фейсбука наконец компенсировать затраты на покупку фотосервиса. Данных о том, сколько фейсбук уже заработал за счет «младшего брата», пока нет. Но согласно подсчетам аналитиков выручка от продажи рекламы в инстаграме за 2016 год составит порядка 3,2 миллиардов долларов.

Напомним, что первым алгоритмический порядок показа публикаций ввел именно фейсбук в 2009 году. Это вызвало недовольство пользователей, однако им пришлось смириться с новым форматом своих лент. Видимо, руководство фейсбука считает, что может без существенных потерь диктовать свои условия и юзерам инстаграма.

Есть ли альтернативы инстаграму?

Фейсбуку раз за разом удается навязывать пользователям изменения, которые им не нравятся, потому что достаточно мощной альтернативы самой массовой социальной сети просто не существует. По крайней мере у западных пользователей. Учитывая негатив, с которым юзеры инстаграма встретили ориентированные на рекламодателей изменения, они вполне могут начать отказываться от него в пользу других приложений. Правда, достойных аналогов у фотосервиса сейчас также практически нет, что странно, учитывая наличие в нем многочисленных раздражающих недоработок.

Среди потенциальных альтернатив инстаграму можно выделить Snapchat, но у него совсем другая концепция, и он заточен под непосредственное взаимодействие пользователей. Недавно Samsung запустил бета-версию платформы Waffle, которая позволяет юзерам совместно создавать коллажи из фотографий. Перспективы сервиса пока туманны, непонятно, будет ли выпущена версия для iOS. И это, опять же, не совсем инстаграм — приложение подразумевает коммуникацию знакомых друг с другом людей, в то время как инстаграм позволяет просматривать фото незнакомцев со всего мира, и отчасти его любят именно за эту возможность заглянуть в личную жизнь других людей.

Фейсбук и инстаграм не единственные, кто переходит на алгоритмический порядок формирования пользовательской ленты. Это планировал сделать и твиттер, однако, столкнувшись с резко отрицательной реакцией пользователей, руководство социальной сети сделало переключение на новую систему опциональным. Но разработчики инстаграма вряд ли поведут себя аналогичным образом: сервис контролируется фейсбуком, известным своей непреклонностью в плане нововведений. И даже петиция на Change.org, стремительно набирающая подписи, едва ли поможет делу. Как это все скажется на популярности инстаграма, во многом зависит от того, появятся ли у приложения в ближайшее время серьезные конкуренты.