На разработку и усовершенствование оружия ежегодно тратятся миллиарды долларов, но не всегда то, что получилось в итоге, применяется на практике. Одни изобретения оказываются недостаточно эффективными, другие, наоборот, чересчур. «Афиша Daily» вместе с Discovery Channel вспоминает 6 ярких примеров.

Нелепый танк A7V

Это был первый серийный танк Германской империи — в 1917–1918 годах их выпустили всего 20 штук (у Англии и Франции на тот момент насчитывалось уже по несколько тысяч танков). Зато у каждой из этих устрашающего вида машин было свое собственное имя — «Мефисто», «Зигфрид», «Геркулес» и «Старый Фриц». Тридцатитонные A7V, сильно напоминающие железнодорожные вагоны, вмещали до 18 человек и обладали мощной броней. Но минусов у них было больше, чем плюсов. Из-за тяжести и размера танки застревали посреди дороги и частенько переворачивались даже на небольшом склоне, из-за того что центр тяжести был расположен в верхней части машины. Также из-за плохой вентиляции температура в танке порой поднималась до 60 градусов, так что A7V напоминал передвижную сауну. В итоге жизнь первой партии немецких танков была короткой — они либо застряли в пути и были захвачены противником, либо пошли на металлолом в 1918–1919 годах.

Огромный «Маус», спроектированный Порше

Опыт с A7V будто бы ничему не научил немцев. В 1945 году в Третьем рейхе был создан сверхтяжелый танк Panzerkampfwagen VIII Maus («Мышь»), боевая масса которого составляла почти 189 тонн. За три года работы над проектом были построены всего две такие машины. Любопытно, что технические характеристики для «грызуна» задал сам Адольф Гитлер, который хотел увидеть полностью непробиваемую технику. Возможно, дело увенчалось бы успехом, если бы конструктор автомобилей и бронетанковой техники Фердинанд Порше не затянул выполнение задачи.

В начале 1943 года, когда Гитлер уже ожидал увидеть настоящий работающий танк, Порше смог предоставить ему только деревянный макет будущей машины, а тестовый запуск настоящей «Мыши» (правда, с грузом вместо башни) произошел только через год. Полностью танк удалось доделать только осенью 1944 года, но к тому моменту у фюрера сдали нервы, и он закрыл проект. Тем не менее сегодня каждый желающий может увидеть Maus — одна из двух уникальных машин находится в Бронетанковом музее в городе Кубинке.

Советская «Царь-бомба» (АН602)

После того как в 1953 году успешно прошла испытания знаменитая бомба Сахарова (первая в мире водородная бомба огромной мощности, которая помещалась в бомбардировщик), эксперименты с термоядерным оружием в СССР не прекратились. Уже в 1961 году была создана термоядерная авиабомба АН602, сразу после испытания прозванная «Царь-бомбой» за свою разрушительную силу. Бомба, при помощи которой планировалось «показать Америке кузькину мать», создавалась около 6 лет группой физиков-ядерщиков под руководством академика И.В.Курчатова. По подсчетам академиков, полная энергия взрыва составляла от 100 до 120 мегатонн в тротиловом эквиваленте, поэтому тесты решили проводить с образцом, мощность которого была в два раза ниже.

Испытания супероружия проходили над ядерным полигоном «Сухой Нос» (Новая Земля): АН602 на парашюте сбросили с высоты 10,5 км, и на высоте 4 км от земли, как и планировалось, произошел взрыв. Мощность «Царь-бомбы-младшей» удивила даже ученых, которые над ней трудились, — взрывная волна обогнула Землю трижды, а ядерный гриб поднялся в небо на 64 км. Для лучшего понимания стоит отметить, что детали самолета, улетевшего от места взрыва почти на 40 км, частично оплавились, а вспышку было видно в Скандинавии и даже на Аляске. К счастью, старшая сестра, мощностью 100 мегатонн, так и не была произведена.

Бесполезная самоходная установка M247 Sergeant York

Элвин Каллам Йорк был солдатом Первой мировой войны. После гибели старших офицеров он взял на себя командование отрядом пехотинцев, разгромил целый отряд немцев и получил за это массу орденов и повышение по службе. Именно в честь этого героя была названа зенитная самоходная установка. Работа над «Сержантом Йорком», который должен был сбивать вертолеты и низколетящие самолеты, началась еще в 1970-е — американцы увидели, что в ходе 18-дневной «войны Судного дня» на Ближнем Востоке активно использовалась советская ЗСУ «Шилка» и ей не были страшны ни погодные условия, ни противотанковые управляемые ракеты. После первых тестовых «Йорков» выпустили с 25-миллиметровыми автоматическими пушками, но они оказались неэффективны, и в 1977 году американская армия провела конкурс на создание бронированной самоходной зенитной системы.

Из пяти проектов, предложенных известными производителями военной техники, были выбраны два, с пушками на 35 мм и 40 мм. На создание тестовых образцов ушло несколько лет, но во время испытаний в 1980 году обе установки провалили испытания. Еще через пять лет армия все-таки предпочла ЗСУ фирмы «Форд», хотя причины такого выбора были неочевидны, поскольку установка была чересчур тяжелой и не работала на морозе. В итоге военные поняли, что имя героя не спасет зенитку, и аннулировали программу производства. Кстати, у США до сих пор нет всепогодной самоходной установки, которой можно было бы управлять автономно.

Вакуумные бомбы: «мама и папа всех бомб»

На данный момент MOAB, которую иначе называют «матерью всех бомб», считается одной из самых мощных неатомных бомб в мире — снаряд длиной более 9 метров и весом почти в 10 тонн на 90% состоит из мощных взрывчатых веществ, которые в 1,5 раза мощнее тротила. Американская авиабомба оснащена системой спутникового наведения и обладает огромной силой взрыва, а радиус поражения составляет около 140 метров. Разработку тестовой «мамы» начали в 2002 году, а уже в марте 2003-го бомба прошла испытания на полигоне ВВС во Флориде. Сегодня США владеют 15 такими бомбами, и ни одна из них, к счастью, пока что не использовалась в ходе военных действий.

Известно, что в ответ американцам российские военные обзавелись тяжелым снарядом с неофициальным названием «Папа всех бомб». По сравнению с американским аналогом российская бомба меньше, но по некоторым оценкам она может быть даже мощнее. Из-за секретности настоящее обозначение боеприпаса неизвестно, как не известны ни разработчик с производителем, ни количество выпущенных единиц.

Boeing с боевым лазером

Всего каких-то 20 лет назад фразу «боевой самолет с лазером, уничтожающим вражеские объекты на расстоянии 400 км» можно было встретить только в комиксах. Но к XXI веку такой аппарат стал реальностью — Агентство противоракетной обороны США запустило проект Airborne Laser на базе самолета Boeing 747-400 °F. На установку лазера и перепланировку салона ушло 5 млрд долларов, а работа над проектом заняла более полутора миллионов человеко-часов. Самолет пришлось перебрать почти полностью. В носовой части боинга была установлена семитонная турель со сложной оптической системой из зеркал и линз, фокусирующих мощный лазерный луч. Салон самолета был разделен газонепроницаемыми перегородками и частично обшит титановыми листами.

Над созданием боевой машины трудились сразу три серьезные авиастроительные компании — Northrop Grumman, Lockheed Martin и Boeing. В 2010 году экспериментальный самолет, который предназначался для перехвата ядерных ракет (причем в самом начале траектории их полета), с успехом прошел испытания, сбив две баллистические ракеты. Первой под лазер попала ракета с жидкостным двигателем — сенсоры инфракрасного излучения обнаружили ее уже через несколько секунд после запуска. Затем YAL-1 успешно обнаружил и почти что уничтожил снаряд на твердом топливе (в последний момент лазер отключили вручную, посчитав, что самолет и без того справился со своей задачей). В общем, всем казалось, что программа оказалась более чем успешной, но через год, когда мощность лазера смогли довести до мегаватта, проект закрыли из-за сокращения военного бюджета, а сам боинг утилизировали в 2014 году.


Смотрите второй сезон программы «Техногеника» c 18 февраля по субботам в 15:00 на Discovery Channel.