Миллиардер Билл Гейтс предложил обложить роботов, которые крадут работу у людей, налогами. Согласно его идее, деньги, которые будут взиматься с этих налогоплательщиков, будут направлены на создание других рабочих мест, помощь малоимущим, пожилым, детям с ограниченными возможностями. Но неужели эта проблема актуальна?
Конечно, эти роботы не антропоморфны и не похожи на тех, что мы привыкли видеть в кино. Их внешний вид обусловлен функциональностью. С начала года технологические издания о различных дронах с новыми возможностями. Один из них робот-носильщик — 60-сантиметровый барабан под названием Gita, который катится за хозяином по тротуару и несет его покупки.
Дронами также все чаще используют профессионалы: археологи, риелторы, горняки, строители, пожарные, спасатели. Пока индустрия только развивается, но к 2020 году число проданных дронов вырастет с 2,5 до 7 миллионов штук: на любительские придется 4,3 миллиона, на профессиональные — 2,7 миллиона. Похоже, распространение дронов серьезно изменит нашу жизнь и работу.
Контроллер, специалист по проверке оборудования
Дроны не уничтожают профессии, но меняют их суть. Например, есть такая профессия — специалист, контролирующий промышленные объекты: он отправляет рабочих с инфракрасными камерами, чтобы найти утечку на газопроводе, спускается в трубы на тросе, строит временные леса, чтобы осмотреть котлы на электростанции, включает подъемник, чтобы проверить самолет в аэропорту. С дроном работа изменится: он поднимет коптер и найдет утечку, изучит целостность трубы изнутри и осмотрит фюзеляж самолета. Это быстрее (осмотр самолета займет 15 минут вместо двух часов), дешевле, безопаснее и для людей, и для оборудования. Но проверяющему достанется другая работа — он займется анализом видео. Другим профессиям повезет меньше.
Работник склада
Рабочие принимают товар, проверяют, вручную сканируют и регистрируют. Это требует много времени и сил. А один дрон, который летает между ящиками и считывает этикетки, может за день сделать столько работы, сколько люди закончат только за месяц. С лета прошлого года Walmart тестирует складских дронов, и если система окажется эффективной, то число рабочих на складах сократится.
Сапер
В 2015 году из-за противопехотных мин пострадал 6451 человек (за последние 17 лет — больше 100 тысяч). В земле остаются десятки миллионов неразорвавшихся мин: в 1999 году их число оценивали в 110 миллионов, за последние пять лет разминировали только 1,3 миллиона. Выросший в Кабуле Массуд Хассани планирует сохранять жизни людей и детонировать мины с помощью дрона. Его прототип летает над полем, ищет мины металлоискателем и помечает GPS-координатами, потом к дрону приделывают другую насадку, с помощью которой он их подрывает. Дрон разминирует быстрее и дешевле, чем сапер и тралы. У прототипа есть проблемы с точностью и поиском глубоких мин, но его улучшат на собранные деньги.
Военный летчик
Боевые дроны давно заменяют военных летчиков в армии США. В 2005 году американские военные нанесли в Пакистане три воздушных удара с дронов и убили 16 человек (от пяти до 11 были гражданскими). Через пять лет число налетов в Пакистане выросло до 128, были убиты 755–1108 человек, из которых 89–197 были гражданскими. Еще через четыре года США нанесли в Афганистане 1072 воздушных удара: убиты 1388–1597 человек, среди которых гражданских — 64–105. Дроны каждый год нападают на боевиков в Афганистане, Пакистане, Йемене и Сомали.
Атаки дронов критикуют за неточность и большой урон, который они наносят мирному населению. Дело в том, что военные не всегда понимают, кто именно находился в зоне поражения. Военные специалисты предполагают, что от дронов страдает больше мирного населения, чем от военных самолетов. Но точных данных нет: смертность во время пилотируемых и беспилотных миссий либо считается вместе, либо засекречена, либо сильно отличается в зависимости от источника.
Дроны также наносят удар по психике операторов, которые с ними работали. Режиссер Соня Кеннебек в документальном фильме «National Bird» рассказывает о бывших операторах, которые страдают от того, чем занимались. Один за два года выявил 121 тысячу целей и теперь ездит в Афганистан — помогать людям из чувства вины. Другой не знает, сколько людей погибло из-за его работы, и не может найти психотерапевта, поскольку работал на секретной программе.
Но военные только продолжают развивать это направление. Беспилотники научились обходить противоракетную оборону, выслеживать врага с высоты в шесть километров, защищать авианосец от внезапных атак и доставлять технику на поле боя.
Фермер
Сельское хозяйство — второй потребитель рынка дронов (после строительной сферы). В прошлом году на него пришлась половина всех заявок на регистрацию коптеров в США, к 2021 году рынок фермерских дронов вырастет в 4,4 раза, до 2,9 миллиарда долларов. Дроны с инфракрасными камерами и лазерными радарами делают выращивание растений эффективнее и экономичнее: летающие машины без потерь засеют поле, равномерно польют и удобрят, найдут больные растения и вредителей. Кроме того, они поставляют фермеру огромный массив данных. Вместо того чтобы заказывать дорогую съемку с вертолета или спутника, теперь достаточно несколько раз в неделю поднимать дрон, чтобы узнать о всех проблемах в поле. Возможно, в будущем фермеру придется только контролировать дроны и автономные тракторы и анализировать данные.
Водитель катера
Зачем вейкбордисту катер, если можно кататься за коптером? Пока в своем большинстве дроны либо слишком слабые, чтобы прокатить сноубордиста на хорошей скорости, либо слишком дорогие (Freefly Alta 8, который способен тянуть взрослого серфера, стоит $17,5 тыс.). Со временем коптеры станут дешевле, а значит, специальные мощные модели для спорта — дронбординга и дронсерфинга — будут доступнее.
Курьер
Профессия, которая первой исчезнет из-за дронов. О курьерских беспилотниках говорят чаще всего, поскольку ими занимаются большие компании: у Amazon есть план доставлять покупки к порогу, у Google — отправлять быстрые дроны-самолеты в сельскую местность, а Rakuten экспериментирует с доставкой напитков и мячей игрокам в гольф.
Компании провели тестовые испытания, но открыть доставку им мешают ограничения летного законодательства (в США его обещают изменить к 2018 году).
Некоторые страны относятся к дронам-курьерам спокойнее и сами инициируют испытания: в Канаде тестируют доставку в пределах одного городка, во Франции почтовые посылки доставляют на 15-километровом участке, в Австралии дронами отправляют посылки с ограниченным сроком годности, в Новой Зеландии разрешена доставка пиццы.
В России за доставку пиццы в Сыктывкаре компанию оштрафовали на 50 тысяч рублей. Но с другой стороны, к дронам присматривается «Почта России» — весной она собирается провести первые испытания.
Доставка дронами может перевернуть нашу модель потребления. «Если бы мы перешли от общества собственности к обществу доступа, где нет необходимости владеть вещью, но можно получить ее, когда нужно, мир изменился бы волшебным образом», — говорит глава лаборатории экспериментальных технологий Google Астро Теллер. Каждый хранит дома вещи, которыми пользуется очень редко: пачки батареек, электродрель, молоток. Люди покупают их на один раз или впрок, чтобы не ходить в магазин несколько раз. Но если можно получить вещь к порогу, то необходимость покупать про запас отпадет.
Раньше других началась доставка медикаментов — в Руанде с прошлого года дроны развозят в больницы кровь. В стране плохие дороги, которые сильно размывает во время ливней, а в врачам часто недостает крови. Из больницы отправляется сообщение, а через 15 минут дрон сбрасывает контейнер с кровью.
Пока регуляторы не разрешили доставку по воздуху, шанс есть у наземных дронов. Например, в Вашингтоне тестируют доставку еды на шестиколесных роботах. Они медленные, работают в пределах пяти километров, зато на них проще получить разрешение.
Моряк
На морские пути приходится 90% торговых перевозок. В ближайшие десять лет в моря должны выйти автономные судна без команды, а работа моряка сильно изменится. Грузовому судну без команды не нужны жилые отсеки, отопление, водопровод и вентиляция, оно потребляет меньше энергии, а также намного легче. Разработкой таких морских дронов занимаются Rolls-Royce и голландская компания DNV GL. У последней есть концепт судна ReVolt, которое несет 100 морских контейнеров (существующие контейнеровозы вмещают от 260 до 20 тысяч контейнеров в зависимости от размера) и разгоняется всего до 6 узлов (11 км/ч). Пока международные правила запрещают отправлять суда без команды, но когда-нибудь все изменится. Капитаны перестанут подниматься на мостики, но будут руководить флотом морских беспилотников с суши.
Носильщик
Аэропортам и вокзалам нужны не только роботы, которые подсказывают пассажирам, куда идти, но и роботы, которые отнесут их вещи. В прошлом году в аэропорту Женевы испытали робота Leo. Он принимал сумки перед входом, тут же сканировал их, ставил бирки и отправлял в багажную зону. И пассажирам не приходилось просить у кого-то помощи.
Патрульный
Мотоциклист вырвал у прохожего сумку и мчится прочь, полицейский поднимает дрон в воздух и следит за его передвижениями. Так дроны хотят использовать в Лондоне и Уэльсе. Полицейские автомобильные погони опасны, но если преследовать нарушителя с дрона, то все может обойтись.
К дронам также присматриваются силовые структуры разных стран: в Париже купили беспилотники к чемпионату Европы по футболу, в Лос-Анджелесе собираются использовать их при захвате заложников. Когда-нибудь на дрон повесят электрошокер или даже огнестрельное оружие — так из наблюдателя его можно превратить в настоящего патрульного. Долго ждать не придется — Северная Дакота уже разрешила ставить на дроны газовые баллоны и пушки с резиновыми пулями.
Спасатель
В экстремальной ситуации, например если человек тонет в море, выгодно послать дрон с первой помощью, чтобы пострадавший продержался до прибытия спасателей. Дроны, которые летают над водой со спасательными кругами, тестировали на Каспии и в Германии.
В Австралии другая проблема — на купающихся часто нападают акулы. Местный тестовый спасательный дрон несет надувной плот, медикаменты и отпугиватель — все это оператор сбрасывает в воду, когда видит акулу рядом с человеком. По такой же схеме дрон может работать в зоне наводнения или на горном курорте.
Автоинспектор
У коптера есть несколько преимуществ перед автоинспектором. Он наблюдает с высоты и анализирует ситуацию на нескольких участках дороги одновременно. Так, в китайской провинции Сычуань дроны использовали, чтобы справиться со страшными пробками в период отпусков.
Также дрон способен следить за теми дорогами, которые требуют особого внимания только в определенные периоды. Например, в Голландии с их помощью регулировали движение по дороге к фестивалю у моря, которая обычно пустая. Дрон способен не только регулировать, но и наказывать: в Мумбае и в Ставропольском крае аппарат выписывал штрафы нарушителям ПДД.
Но у коптеров есть и свои недостатки: они плохо работают в дождь, недолго держатся в воздухе, недалеко видят. Когда-нибудь эти проблемы решат, и, возможно, в будущем с дорожными заторами будет разбираться зависший над трассой дрон.
Охранник
Двое руферов забрались на строящийся небоскреб, чтобы сделать фотографии ночного города для инстагрма. Стройка большая, а охранников мало — руферы знают, что проблем не будет. Вдруг перед ними появляется большой дрон, который направляет прожектор и сообщает: «Проход запрещен, сотрудники службы безопасности предупреждены и скоро будут здесь». Выглядит как сцена из фантастического фильма. Но это реальность. Такие дроны разрабатывает американский стартап Aptonomy, в котором считают, что люди неэффективны, когда патрулируют промышленные объекты. Aptonomy повесила на октокоптер для съемки DJI S1000 камеру ночного видения, громкоговоритель, прожектор и превратила его в охранника будущего. Руферы наткнулись на него только из-за того, что попали под датчик движения. Один нефтеперерабатывающий завод в США уже заказал аппарат на тестирование.