На прошлой неделе компании Sony и LG официально заявили о прекращении выпуска новых 3D-телевизоров, на афишах кинотеатров все реже встречается пометка 3D. Становится явно, что некогда популярный формат переживает упадок. «Афиша Daily» разобралась в причинах падения спроса.

Падение в числах

К сегодняшнему дню стало ясно, что пик популярности 3D-формата остался в прошлом, — об этом говорят бездушные цифры. Во-первых, самого контента с каждым годом становится все меньше. Крупнейшие американские телекомпании DirectTV и ESPN закрыли вещание своих 3D-каналов еще в 2013 году. Процент мировых трехмерных кинорелизов также неуклонно падает: если в 2011 году 7,8% от числа всех вышедших фильмов были в 3D (этот год можно считать вершиной расцвета популярности), то с тех пор производство медленно, но верно снижается. Согласно европейским социологическим исследованиям, еще в 2010 году около 70% зрителей предпочли бы сходить в 3D-кинотеатр, но уже спустя 3 года их число уменьшилось более чем вдвое. Число телезрителей, предпочитающих 3D-формат, которое было посчитано американскими телекомпаниями, вообще смехотворно. В 2014 году оно не превышало 120 000 человек (это примерно 0,04% от населения страны).

Все это мы уже проходили

Несмотря на бум 3D в нулевых и продвижение формата как чего-то нового и прорывного, стереокино было популярно еще в первой половине XX века. Например, 94-летний автор комиксов Стэн Ли рассказывал, как он смотрел 3D-фильмы, еще будучи подростком. Первый прокатный 3D-фильм «Сила любви» вышел в 1922 году и был немым. А в 1934 году Луи Люмьер даже выпустил стереографическую версию своего легендарного «Прибытия поезда» 1895 года выпуска — так что идея трехмерного ремейка тоже далеко не нова. Стереоформат правил бал в американских кинотеатрах 50-х годов. В то же время появляется и первая 3D-эротика. Но в итоге в конце 1950-х 3D уступил место широкоэкранному формату. В последовавшие десятилетия производились неоднократные попытки возвращения к стереокино. В 1975 году начались первые попытки приспособить к стереографии телепроизводство в СССР, — впрочем, идея серьезного отклика не нашла.

От 3D кружится голова и тошнит

Серьезный недостаток 3D — это реакция на него человеческого организма. Если верить американским исследованиям, примерно 20% смотрящих трехмерное кино чувствуют тошноту, излишнее напряжение глаз и головокружение. Дело в том, что мозгу зрителя приходится постоянно совмещать две картинки, на которых фокусируется каждый глаз. Особенный дискомфорт происходит, когда наш мозг пытается обработать и распознать картинку, невозможную или редкую в реальной жизни, или же наблюдать перепутанные ракурсы — когда картинка для правого глаза идет на левый и наоборот. Но хуже всего приходится, если владельцы кинозала экономят на проекторах и очках (что для российских кинотеатров более чем привычное дело).

Восприятие трехмерной картинки также зависит от индивидуальных особенностей зрения. Некоторые люди вовсе не способны заметить разницу между двухмерным и трехмерным изображением на экране, название этой болезни — стереослепота. А о неудобстве, испытываемом людьми, носящими очки, и говорить нечего.

Кстати, все те же проблемы наблюдаются и при использовании VR-устройств, набирающих популярность.

Подробности по теме
Виртуальная реальность
24 развлечения для тех, кто хочет превратить свой смартфон в VR-очки
24 развлечения для тех, кто хочет превратить свой смартфон в VR-очки

Цена вопроса

Съемки трехмерного кино дороже — это однозначный факт. Насколько дороже — уже зависит от конкретной ситуации. Основная причина дополнительных затрат — не потребность в определенной технике или специальных камерах. Огромные суммы уходят на дополнительный персонал, необходимый для работы с 3D. Причем речь идет не про операторов, а про специалистов, занимающихся постобработкой. Стереограферы и монтажеры 3D-спецэффектов — это отдельная каста в мире кинопроизводства. Кроме того, нередка ситуация, когда фильм снимается в привычном 2D и затем конвертируется в 3D. Такое происходит даже с крупнобюджетными блокбастерами, яркий пример — прошлогоднее «Пробуждение Силы».

По словам канадского продюсера Брэда Фокса, стоимость постобработки 3D-спецэффектов для современного фильма категории «A» в среднем колеблется в пределах 75 000 долларов за минуту. Учитывая спад интереса к трехмерным фильмам, не удивительно, что многие студии сейчас не готовы влезать в эти дополнительные расходы.

Взлет и спад

«Аватар» (2009) официально признан самым кассовым фильмом в истории кинематографа

© Двадцатый Век Фокс СНГ 1 / 6

Станислав Зельвенский: «В идеале «Битву Титанов» следовало бы показывать не на большом экране и уж тем более не в 3D, а исключительно по телевизору, желательно днем, — где с любого фильма спадает маркетинговая спесь»

© Каро Премьер 2 / 6

В начале 2000-х люди перестали покупать билеты в кино и индустрия забила в набат. Тут очень кстати оказались 3D-фильмы, которые, как выяснилось, могут быть по-настоящему зрелищными. Была организована мощнейшая пиар-кампания, мотивировавшая владельцев кинотеатров переоборудовать залы для показа 3D. Люди стали возвращаться в кинотеатры.

По-настоящему встряхнул индустрию «Аватар» Джеймса Кэмерона, вышедший в 2009 году, который стал и остается одним из самых кассовых фильмов в истории кинематографа. Его успех вдохновил еще много проектов, разной степени удачливости. Следующей крупной картиной стала «Алиса в Стране чудес» Тима Бертона, преодолевшая кассовый рубеж в миллиард долларов. Но о многом говорит тот факт, что прошлогодний сиквел «Алисы» стал величайшим провалом. Убытки «Диснея» от фильма составили 65 миллионов долларов.

Показательны неудачи 3D-кино и в поле критики — как любительской, так и профессиональной. Особенно если речь идет о ремейках культовых фильмов. Средний рейтинг еле окупившегося фильма «Челюсти 3D» не превышает 3,5 из 10, а «Дети шпионов 4D», делавшие ставку не только на объемное изображение, но и на всевозможные дополнительные эффекты вроде запахов, могут похвастаться только 37 баллами из 100 на «Метакритике». Кошмарные отзывы критиков и публики получила «Битва титанов» 2010 года, продюсеры которой решили конвертировать фильм в 3D-формат буквально за несколько недель до релиза. В этот ряд провалов можно пополнять бесконечно: «Повелитель стихий», «47 ронинов», «Пираньи 3DD» и др.

Почему провалились 3D-телевизоры

1 / 2
2 / 2

После триумфа «Аватара», производители телевизоров бросили все свои инженерные и маркетинговые силы на разработку и продвижение 3D-моделей. Но 7 лет спустя компании признали, что технологию так не удалось адаптировать для домашних условий, и наличие 3D не стало ключевым фактором при выборе телевизора. Так LG и Sony вслед за Vizio, Sharp и TCL приостановили выпуск 3D-телевизоров.

Скорее всего, причина в недостаточном количестве контента. Крупных телеканалов, вещающих в таком формате, практически не осталось, а заводить 3D-телевизор, чтобы крутить на репите «Аватар» и «Гравитацию» смысла мало. Да и найти диск с трехмерным фильмом в BluRay-формате теперь вовсе невозможно.

Наконец, самое главное — это цена. 3D-телевизоры стоят значительно дороже. Также зачастую не идет в комплекте достаточное количество очков, которые придется покупать отдельно (цена на них доходит до $100). Но даже те, кто решился на покупку 3D-телевизора, признаются, что практически не пользуются им.

Теперь индустрия сосредоточена на производстве телевизоров c 4K, HDR и функциями Smart TV. Эксперты считают, что провал 3D-ТВ должен стать предупреждением для других набирающих обороты индустрий — VR и AR. Если сегодня вокруг них много шума, а на рынок выбрасываются все новые VR-гарнитуры и игры с дополненной реальностью, это вовсе не значит, что потребитель охотно будет их покупать.