Как и зачем Илон Маск хочет построить город на Марсе

28 сентября 2016 в 21:02
На Международном конгрессе астронавтики в Гвадалахаре 27 сентября Илон Маск рассказал о своем плане по колонизации Марса. «Афиша Daily» объясняет, как он устроен, поясняет особенности и недостатки.

Что именно задумал Илон Маск

Инженер, предприниматель, основатель SpaceX, стоявший у истоков PayPal, глава совета директоров Tesla Motors объявил о сногсшибательных планах по завоеванию Марса. Он предложил перейти от разведывательных миссий к постройке полноценного города на Красной планете. В основе плана Маска лежит создание огромного космического корабля многоразового использования, который позволит сделать полет до Марса доступным каждому американцу.

По задумке, огромное космическое судно с сотней колонистов на борту будет запущено на орбиту на огромной ракете-носителе, которая потом вернется на стартовую площадку. Там на ракету закрепят еще один корабль, но уже не с людьми, а с топливом. Второй корабль выйдет на орбиту и заправит первый, затем опять вернется на Землю. И носитель, и танкер будут использовать в дальнейших запусках — такая схема должна удешевить запуск и облегчить нагрузку носителя.

Носитель из углеродного волокна, который пока неофициально называют Big Fucking Rocket (отсылка к игре Doom), больше ракеты Falcon 9, которую сейчас запускает SpaceX, и даже тяжелой ракеты Saturn V, на которой отправляли миссии программы «Аполлон». Big Fucking Rocket имеет высоту 120 метров и дает тягу на старте в 128 меганьютонов (для сравнения — первая ступень Saturn V обеспечивала тягу в 35 меганьютонов, а Falcon 9 — только в 7,5 меганьютона). Огромная ракета работает на 42 двигателях Raptor, прототип которых испытали в начале года, и жидком метане. Он дешевле керосина и может добываться на Марсе.

Космическое судно, у которого пока нет названия (Маску нравится Heart of Gold из «Автостопом по Галактике»), запустит двигатели на орбите и развернет солнечные батареи мощностью 20 киловатт-час и направится к Марсу. Путешествие займет от 90 до 150 дней при условии, что Земля и Марс будут наиболее близки друг к другу, а судно наберет скорость до 100 000 километров в час. В презентационном ролике Heart of Gold не крутится вокруг своей оси (как корабль из фильма «Интерстеллар»), значит, на нем не предусмотрена искусственная гравитация. Поэтому колонистам придется каждый день тренироваться, чтобы предотвратить атрофию мышечных и костных тканей.

Когда Маск обещает полет к Марсу

В 2018 году должны стартовать корабли с техникой и автоматическими комплексами (основные среди них — для добычи топлива). Первые люди отправятся в 2024 году. После этого корабли со специалистами и припасами должны отправляться каждые два года, чтобы поддерживать и развивать колонию. Но известно, что Маск постоянно срывает сроки, которые сам же обещает: ранее он хотел начать отправку людей в космос в 2014 году, но сделает это только к концу 2018-го, хотел запустить производство Model S в 2010 году, а начал в 2012-м.

Что будет происходить на Марсе

Важно посадить корабль на Марс в целости и сохранности. Для этого Heart of Gold включит в атмосфере планеты двигатель и замедлит падение (примерно как ракета Falcon 9, которая возвращается на Землю). Но неизвестно, получится ли сделать мягкую посадку тяжелого корабля в разреженной атмосфере Марса, плотность которой в 110 раз меньше земной.

Самое впечатляющее в проекте Маска, что это не научная миссия на несколько человек, а самодостаточное поселение для тысяч людей. На презентации он обошел все аспекты жизни колонистов: в чем они будут жить, что есть, как защищаться от радиации и справляться со стрессом. Но он признает, что первые полеты будут опасными, поэтому колонисты должны быть готовы к смерти. Также они не смогут заводить детей — это слишком рискованно.

Первые десятилетия колония будет зависима от посылок с Земли, но частично научится обеспечивать себя. Люди будут заняты на местных производствах, например, по выращиванию продуктов и выработке топлива изо льда и углекислого газа. Последнее нужно, чтобы отправлять суда обратно на Землю и использовать их повторно. Космический транспорт достаточно дорогой, чтобы бросать его на другой планете, считает Маск, а топлива для взлета с Марса нужно меньше, чем на Земле (опять же, из-за низкой плотности атмосферы).

Чтобы из колонии выросла маленькая цивилизация, должно пройти 40–100 лет, в течение которых к Марсу каждые два года будут прилетать корабли с новыми людьми. Со временем стоимость полета уменьшится и составит, по предположениям Маска, около 200 тысяч долларов на человека. Марсианский проект он сравнивает с трансконтинентальной железной дорогой в США: когда ее строили, в Калифорнии было очень мало людей, а сейчас штат стал технологическим и культурным центром.

Сколько это стоит

Стоимость марсианской программы никто не подсчитывал, но это огромные деньги. НАСА тратит около 700 миллионов долларов в год на поддержку и разработку марсоходов и автономных комплексов. Отправка нескольких людей по одним оценкам обойдется в 200–400 миллиардов долларов, по другим — в 1,5 триллиона долларов. По подсчетам Маска, на одного человека нужно потратить 10 миллиардов долларов (для сравнения: бюджет НАСА на 2016 год составлял 19,2 миллиарда долларов). Но если послать сразу сотню, то стоимость значительно упадет.

Как проект будет финансироваться, неизвестно. По словам Маска, работа и в Tesla Motors, и в SpaceX, и в солнечной энергетике нужна только для того, чтобы развивать марсианский план. Но этих денег все равно не хватит. Возможно, он хочет привлечь внимание НАСА или другого космического агентства.

Где Маск найдет столько людей

Чтобы поддерживать и развивать колонию, Маск собирается отправлять в нее по 100 человек каждые два года. Где он найдет столько подготовленных добровольцев — неизвестно. Для сравнения — во всем мире есть только 102 космонавта и астронавта (не считая кандидатов): 45 — в США, 32 — в России, 16 — в Европе, семеро — в Японии и двое — в Канаде. SpaceX рассчитывает на быстрые тренировки, которые подготовят человека за несколько дней.

Зачем вообще нужна колонизация Марса

Чтобы обеспечить выживание человечества, считает Маск. Если сегодня на Земле случится глобальный катаклизм, то люди вымрут, но существование самостоятельных цивилизаций на двух планетах повышает шансы человечества. Тянуть тоже нельзя. Переселяться нужно как можно быстрее: возможно, времени у людей еще много, но катастрофа может произойти в любой момент.

Почему именно Марс

Это ближайшая к Земле планета, на которой не очень жарко, но и не слишком холодно (по сравнению с другими планетами Солнечной системы), а сутки длятся почти столько же, сколько на Земле (24 часа 39 минут). Венеру Маск назвал «кислотной ванной с супервысоким давлением», от спутников Юпитера и Сатурна отказался, поскольку они слишком далеко от Солнца, а от Луны — из-за того, что она маленькая, не имеет атмосферы и не так богата ресурсами.

Есть ли альтернативные программы покорения Марса

Наиболее реалистичный план высадки людей на Марс — у НАСА. Американское агентство давно над ним работает: изучало длительное влияние невесомости на человека на примере Михаила Корниенко и Скотта Келли, которые провели на МКС целый год, поддерживало эксперимент по имитации жизни в марсианской колонии и разработало аппарат для посадки грузов на планету. Высадка на Марс запланирована на 2030-е годы. Также планы есть у Роскосмоса и проекта Mars One. Но первый пока не называл примерных сроков, а у второго нет серьезных технических разработок.

Что SpaceX уже сделала для космоса

C 2014 года ракеты Falcon 9 доставляют для НАСА грузы на МКС. К 2018-му компания должна спроектировать корабль Dragon для пилотируемых полетов и впервые отправить человека на космическую станцию. SpaceX пытается удешевить полеты в космос. Во-первых, она разработала ракету, которая возвращается на Землю после отправки груза. После этого ее ремонтируют, заправляют и используют еще раз. Во-вторых, пытается сажать такие ракеты на плавающие платформы в океане. Они нужны, чтобы перехватывать носители, которые нельзя посадить на стартовую площадку из-за высокой скорости.

«Илон Маск уже далеко не первый раз выступает с громкими заявлениями о своих планах, и комментировать их — дело неблагодарное. Всякий раз, вникая в детали амбициозных прожектов и выявляя их слабые места, рискуешь столкнуться со следующим прожектом, который будет еще более впечатляющим. Поэтому я бы посоветовал читателям относиться к Маску примерно так же, как к руководству СССР, которое на протяжении десятилетий декларировало совершенно утопичные цели и в то же время строило эффективное общество и сильное государство. Не так важно, что Маск говорит, важно то, что он делает. Под его руководством медленно, но верно разрабатываются технологии, которые могут в корне изменить облик космической индустрии будущего.

Я бы рискнул прибегнуть к следующей аналогии. Вместо болидов «Формулы-1» Маск строит утилитарные внедорожники — пусть не обладающие столь впечатляющими характеристиками, зато массовые, надежные и экономически целесообразные. При этом обещая землянам на армаде этих внедорожников въехать в рай — пусть не земной, а марсианский. Поэтому совершенно бессмысленно сейчас обсуждать, чем будут питаться марсианские колонисты и как будут прятаться от радиации. Такие технологии наверняка появятся в будущем, но сейчас решаются совершенно другие задачи. И если Маску и его последователям удастся радикально снизить стоимость входного билета в космос, то наряду со множеством очень значительных последствий для нашей жизни на Земле когда-то могут появиться и марсианские колонии — почему бы и нет.

Что до сроков, то, конечно, к 2020 году ничего радикально не изменится. Однако это не значит, что Маска будет легко уличить в обмане доверчивой публики: когда придет срок, он просто назовет очередной технологический эксперимент SpaceX отработкой элементов полетов на Марс. Собственно, эта отработка уже началась».