В Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» выступил с лекцией Трэвис Каланик, визионер, сооснователь одного из самых успешных стартапов поколения. «Афиша Daily» задала предпринимателю несколько вопросов и законспектировала главное.

О том, как придумали Uber и какие задачи он решает

Концепция Uber родилась в Париже, когда сооснователь (Гарретт Кэмп. — Прим. ред) сказал: «Я хочу нажать на кнопку и поехать». Идея была проста, и вначале в проекте участвовали я и мои друзья. Мы попытались реализовать его в Сан-Франциско и поняли, какие серьезные проблемы нам предстоит преодолеть.

Десятки миллионов людей застряли в современной транспортной системе — и в мире насчитывается миллиард автомобилей. Откуда они взялись? Говорят, что Америка — это автомобильная страна и автомобильная революция началась именно там. Но дело не только в американцах и в их любви к машинам. И европейцы любят машины, и москвичи тоже. В Москве каждый день на дорогах появляются 600 новых автомобилей. И мы ощущаем это, потому что каждый день проводим в пробках. В среднем москвич тратит на дорогу до работы по 1,5 часа в день. Представляете, если кто-то вернул бы вам эти три часа времени? За неделю накопился бы еще один день! Это же серьезные общественные затраты. В России теряется 7% от ВВП просто потому, что люди сидят в пробках. А это 4,5 трлн рублей в год. Плюс ко всему на автомобили приходится до 20% от общего загрязнения атмосферы.

В среднем автолюбитель использует свою машину всего 4% времени, при этом остальные 96% времени автомобиль просто стоит без дела. Мы храним эти груды металла в наших городах — они занимают до 30% наших территорий.

Об альтернативе общественному транспорту

Конечно, города принимают меры, тратят миллиарды долларов на общественный транспорт: автобусы, трамваи, метро. Тем не менее пробки никуда не исчезают. Почему? Потому что нет такого транспорта, который быстро доставлял бы вас от двери до двери. Поэтому, например, в Лондоне Uber больше всего популярен в тех районах, где не так хорошо развит общественный транспорт и где живут не самые богатые люди. Uber перекрывает проблему нехватки общественного транспорта. Пик пользования сервисом приходится на поздний вечер, ближе к полуночи. Потому что общественный транспорт в это время, как правило, не работает. Конечно же, это здорово еще и потому, что на улицах становится меньше пьяных водителей и сокращается количество аварий.

© Иван Гущин

О превращении частных авто в общее благо

Совместное пользование автомобилями — это старая идея, которая никогда не работала, потому что были серьезные препятствия. На улице в Лос-Анджелесе, где я вырос, изо дня в день в одно и то же время утром из гаража каждого однотипного дома выезжал автомобиль. И конечно, многие из них направлялись в одно и то же место, но технологически оптимизировать эту деятельность было невозможно. Не было способа, позволяющего всех этих людей соединить. Также у людей не было стимула, чтобы подвозить соседа. Теперь у нас есть и технология, мотивация людей.

В какой-то момент в Сан-Франциско мы стали настолько популярны, что задались вопросом: а что если несколько людей, которым по пути, доедут каждый до своей точки на одном автомобиле? Мы подумали, если это сработает, то расходы уменьшатся вдвое и количество машин на дорогах сократится. В итоге эффект от новой опции, получившей название uberPOOL, был очень положительным: скорость трафика увеличилась и на дорогах стало меньше машин. Сегодня 40% всех наших машин в Сан-Франциско — это uberPOOL. За первые 8 месяцев благодаря проекту машины проехали меньше на 7,9 млн миль, а количество выбросов двуокиси углерода сократилось на 14 тыс. тонн. В Китае масштабы поистине потрясающие: там совершается 30 млн поездок в месяц. И уже через считанные месяцы с помощью uberPOOL мы сможем доставлять тысячи людей и сократить трафик вдвое, если не больше.

uberPOOL будет запущен здесь, когда мы наберем определенное количество поездок. Если их слишком мало, то система не сработает. Но в Москве рост весьма значительный, и мы в ближайшие месяцы подойдем к тому порогу, который будет приемлем для uberPOOL. Я не могу сказать, когда это произойдет точно, но это займет меньше года.

О честности как способе сделать города лучше

Первая и главная идея в Uber — это делать города лучше. Но делается это не только с помощью транспорта, но и благодаря налогам, которые мы платим. Подумайте о такси. Как обычно в них расплачиваются? Наличными. Как вы думаете, какая часть идет на налоги с этих наличных? В Uber вы платите картой, и спрятать эту выручку невозможно. Водители с этих денег и банковских переводов платят налоги. Поэтому мы работаем с правительствами по всему миру и вовлекаем в эту систему водителей, потому что она полностью белая, легальная. Поэтому я думаю, что Uber в этом плане хорош.

© Иван Гущин

О целях стартапа и об отношении к огромным инвестициям

Обычно стартапы — маленькие и бедные. И большую часть своего предпринимательского времени я был маленький и бедный (Uber — это моя четвертая компания). Но когда у тебя нет денег, но есть идея, в которую ты веришь, — в этом есть что-то волшебное. Возможность сделать то, во что никто не верит, заставляет тебя двигаться вперед. Когда ты маленький, то ты наполнен страстью к своему делу, и твои цели больше, чем ты сам. Дело не в том, что мы сейчас такие большие и богатые, а все дело в возможностях, в целеполаганиях и в том, как ты решаешь проблемы.

В связи с последним крупным вложением в компанию, в Лас-Вегас мы, конечно, не поедем. Главный смысл и задача в том, что мы хотим обслуживать максимальное количество людей максимально быстро.

О природе предпринимательской натуры

Я не думаю, что предпринимателями рождаются. Нет такого годовалого ребенка, который скажет: «Мама, я хочу продавать лимонад, делать это выгодно», но я думаю, что в жизни происходят иногда такие события, которые настраивают на предпринимательство. И предприниматель всегда обращает внимание на то, что остальным кажется невозможным. Расстояние между восприятием и реальностью — это поле деятельности для инноватора, именно там лежат все возможности. Будущий предприниматель — это ребенок, который много времени проводит, размышляя, например: «А в чем мама права, а в чем папа неправ?» Такие дети вырастают предпринимателями.

© Иван Гущин

О личном опыте пользования Uber

Я передвигаюсь с Uber по городу со своего аккаунта. Не только потому что я мониторю качество сервиса, но это еще и удобно. В 50% случаев мне попадается безумный водитель. Либо он очень нервничает, что в машину сел я, или очень хочет поговорить со мной о бизнесе. Например, «Эй, привет, у меня еще есть идея. Может быть, ты мне кредит дашь? Мне очень надо». И когда он говорит о бизнесе, обязательно пропускает поворот, и поэтому я добираюсь до офиса только после заключения с ним сделки.

Мой пользовательский рейтинг в приложении был 5 баллов, а потом стало 4,9. Не помню, как это произошло. Может быть, попался таксист, с которым не хотелось поддерживать разговор.

Об автономных машинах и будущем индустрии

Каждый день люди гибнут в бессмысленных автомобильных авариях. Ни одна проблема из заголовков газет не сравнится с этим миллионом смертей в год. И это не считая тех, кто на всю жизнь остается инвалидом. Но машины могут стать безопаснее и намного эффективнее. Технологии развиваются, и не только Google работает над автономными машинами — и Apple, и Tesla, и практически каждый крупный производитель.

Куда денутся все водители? Вспомните, когда для соединения телефонного звонка телефонист вставлял провода. Теперь все наши телефоны стали цифровыми, мир стал лучше — и было создано много других рабочих мест. Обычных автомобилей вряд ли скоро станет намного меньше. Автономные машины будут набирать обороты постепенно. Но с течением времени водители, которые зарабатывают извозом, переориентируются на другие профессии.

Мы тестируем автономные машины, но пока рано говорить о каких-либо результатах. Главный вопрос, требующий решения, — безопасность этих автомобилей. На первых этапах во всех машинах так или иначе присутствуют водители. Мы пока в самом начале пути. Выделить кого-то из производителей автономных машин сложно, но, я думаю, все рано или поздно займутся их производством. Uber готов к партнерству со всеми этими компаниями.

Непонятно, будут ли сервисы типа Uber владеть автономными машинами. Я бы этого не хотел. Вероятно, будут отдельные владельцы автономных машин, также найдутся и те, кто будет сдавать их в аренду, пока они ими не пользуется. Возможно, будут компании, которые возьмутся содержать и обслуживать целый флот таких машин.