«Блогеры ничего не пишут сами»: Катя Конасова — о том, как устроен инфобизнес

24 мая 2023 в 18:30
Фото: Пресс-архив
Блогеры-миллионники часто не имеют никакого отношения к контенту курсов, которые они продают, — за них все пишут агентства, которые нередко повторяют информацию в продуктах для разных заказчиков. Это в своем последнем расследовании выяснила ютуб-инфлюэнсер Катя Конасова. «Афиша Daily» поговорила с ней о том, как на самом деле устроен инфобизнес.

— Вы уже несколько лет занимаетесь темой инфобизнеса. Чем вас смогло удивить последнее расследование?

— Несмотря на то, что я давно снимаю разоблачения марафонов и догадывалась, что все прогревы — постанова, а блогеры не пишут курсы сами, у меня все равно не было прямых доказательств. И даже оставалась призрачная надежда, что блогеры вкладывают в марафоны время и экспертность. Но то, как цинично продюсеры описывали работу блогеров, меня поразило до глубины души. Любимые инфлюэнсеры рыдают на камеру, читают по бумажке подготовленный другими людьми материал, обходят налоги.

Чего не сделаешь ради суммы в 100 миллионов. Легкий заработок!

Типичная схема создания популярного курса выглядит так: к блогеру стучится команда молодых «продюсеров» с готовым курсом. Они все уже написали — блогер может внести в эту работу свою лепту, но делают это далеко не все. В схему также могут включить некоего эксперта-микроблогера, который делает вид, что разбирается в вопросе. Тема должна быть прибыльной, лучше всего рилсмейкерство или продюсирование. Сейчас бум на это, потому что люди не понимают, что это за профессии и как в них зарабатывают.

— Вы и раньше замечали совпадения в контенте блогеров и даже спрашивали об этом Ксению Собчак. Вы понимали, что за этим контентом стоят одни и те же люди?

— За похожим контентом блогеров стоят разные команды продюсеров, разного качества и уровня профессионализма. Они берут нарезки из интернета, книг, нанимают копирайтеров, адаптируют информацию — хорошо или плохо. Был забавный случай, когда копирайтер писал курс и ему не говорили, для какой известной личности готовится этот текст. Не только из соображений конфиденциальности, но и чтобы не запросил большую оплату. Такую историю скинули мне коллеги.

Больше всего совпадений прямо по фразам я обнаружила в марафонах Лерчек (Валерии Чекалиной) и Гусейна Гасанова. На одном из созвонов инфопродюсер высказал предположение, что над этими курсами работала одна команда.

В целом вся мотивационная часть у тех курсов, которые я проходила, — это один и тот же текст, пересказанный разными словами.

Например, топовая фраза: «Надень маску сначала на себя, потом на ребенка». То ли она просто расхожая, то ли все инфобизнесмены ее обожают. Про «маску» говорили в курсах и Собчак, и Самойловой, и даже Блиновской.

Ксения Собчак, Надин Серовски, Яна Левенцева, Айза, Алина Левда (Ботановна), Антон Теляков, Елена Темникова: за всеми ними, по утверждению Конасовой, стоят одни и те же «команды продавцов воздуха, которые с нуля пишут блогерам и сценарии прогревов, и выходы в эфир, и даже сами курсы». Причем часто не являясь экспертами в освещаемой теме, а просто собирая информацию из открытых источников. Более того, эти же команды помогают обходить налоги с многомиллионных заработков.

— Люди, которые создают курсы блогерам, — кто они? Почему у них получается зарабатывать такие большие деньги?

— В большинстве своем это молодые ребята, которые подхватили тему на волне. Это несостоявшиеся блогеры или бизнесмены, выходцы из инфотренингов, заряженные идеей успешного успеха. Зарабатывай! Неважно как!

Они легко рискуют и реально верят, что делают крутое дело. Им не кажется, что они продают некачественный материал и обманывают людей театром в лице блогера. По неопытности и молодости они еще и финансово неграмотны, никогда не строили реальный бизнес, поэтому горят на налогах. Они не умеют справляться с негативом и сливаются, если покупатели подают жалобы. Но законодательство плохо защищает права покупателя инфопродуктов, поэтому у таких продюсеров все в шоколаде.

— Почему блогеры соглашаются на такое сотрудничество?

— У блогера, запускающего курс, чаще всего нет собственного бизнеса, например, производства косметики или одежды. У него очень мало рекламы от брендов, которую к тому же делать долго, тяжело и порой не очень прибыльно. А тут к нему приходят какие‑то ребята и говорят: «Ты месяц поиграешь в сторис. Мы профессионалы: дадим готовый курс, все организуем. Поделим кассу в 40 миллионов. Ты в деле?» Конечно, блогер соглашается.

Мое отношение к этому уже философское. Вопрос только: почему они не проверяют то, что продают и с кем работают? Не проверяют то, что читают по бумажке? Одинаковые тексты в прогревах — это вообще стыд. Можно хоть немного потрудиться ради тех самых 100 миллионов?

Но самыми интересными я считаю матерых инфокурсеров-миллионников, которые поставили это на масштабный поток: Лерчек, Надин Серовски, Ботановна и другие. У них уже слаженная команда и безумная касса. Но даже таких «профи» спалили продюсеры. Это я про историю Надин, которая вышла в сторис с испорченными бровями от горе-мастера, плакала на камеру, а потом запустила собственное обучение. Оказалось, что ни к какому мастеру она не ходила, а просто нарисовала себе брови углем.

— Как вы думаете, почему инфобизнес в России смог достичь таких небывалых масштабов и баснословных заработков?

— Блогеры-миллионеры создают видимость, что они просто поменяли мышление и начали зарабатывать, трудиться не надо. А легкий заработок очень манит, особенно когда инфобизнесмены давят на боли населения. Это у нас низкая зарплата, работа в офисе с днем сурка, постоянная серость в жизни без ярких впечатлений. И тут дают затравку: всего 5–10 тыс. рублей и шанс стать богатым. Почему бы и не попробовать?

— Вам много пишут люди, пострадавшие из‑за инфобизнеса. Какие истории они рассказывают? Что их толкает на покупку курсов?

— Я часто рассказываю историю про девушку, которая после курса Блиновской посадила дерево, исполняющее мечты. Всем рассказывала, что дерево растет — значит, мечты сбываются. Но на самом деле дерево засохло. Пока она не видела, муж посадил новое, чтобы жена не расстраивалась. Это скорее забавно, но были и совсем грустные эпизоды. Например, когда девушка в тяжелой жизненной ситуации купила курс Блиновской. Заряда позитива хватило на неделю, все испарилось. У нее диагностировали клиническую депрессию, из которой помогли выйти только психологи и психотерапевты с реальным лечением. Она пожалела, что потратила время и затянула с лечением. Другая и вовсе подсела на курсы, постоянно покупала один за другим, откладывая реальную жизнь и работу. Этакая иллюзия полезности и деятельности, когда на самом деле ты никак не двигаешься.

— Вы работаете в этой теме довольно давно, что вас подтолкнуло начать ею заниматься? Изменилось ли за это время ваше отношение к инфобизнесу?

— Разоблачение инфобизнеса сначала казалось забавным, потому что я хотела в шуточной форме показать людям, какую ерунду продают блогеры. Со временем я поняла масштаб заработков и обмана и очень сильно разочаровалась.

— В этом бизнесе завязаны большие деньги — не думали ли вы, что разоблачения могут обернуться для вас опасностью? Не получали ли вы угрозы?

— Я не удивлюсь, если мне будут поступать угрозы и судебные иски после этого расследования, мой канал постоянно атакуют. Все началось с разоблачения косметики, которую делали в подвалах и продавали в соцсетях. Я выяснила, что в сыворотку «ФемФаталь» добавили антибиотик, чтобы обмануть девочек, которые хотели вылечить акне, это разбирательство длилось годами. Сейчас я сужусь с врачом-мракобесом, который лечит онкологию альтернативными методами. Он требует у меня 10 миллионов — это вообще за гранью добра и зла.

— Вы утверждаете, что эпоха инфобизнеса закончилась. Это действительно так? Как изменится эта сфера?

— Конечно, инфобизнес как явление не умрет сразу, но его популярность идет на спад. Так в свое время органично отвалились гивыКоллаборация бизнеса, блогеров и профессиональных организаторов конкурсов. Совместное проведение розыгрыша подарков в социальных сетях для привлечения новой аудитории.. Сейчас это редкое явление, потому что люди перестали на них вестись.

Теперь и на курсах нельзя будет заработать большие деньги.

Хороший маркер — смена деятельности блогеров. Например, Ольга Нечаева (Акуна Матата) сместила акцент с курсов на бизнес по продаже косметики. Она прекрасно понимает, что курсы — это не вечный источник денег. Александра Митрошина объявила о закрытии «Инсталогии» и желании уйти в живой бизнес и консультации. И это тоже не зря: она понимает, что хайпу пришел конец. Рынок перенасытился курсами, и люди перестают их покупать. Явление умирает в том числе и благодаря деятельности разоблачителей курсов. Возможно, нас ждет новый виток развода. Каким он будет, пока предсказать сложно.

Расскажите друзьям