— Вы уже несколько лет занимаетесь темой инфобизнеса. Чем вас смогло удивить последнее расследование?
— Несмотря на то, что я давно снимаю разоблачения марафонов и догадывалась, что все прогревы — постанова, а блогеры не пишут курсы сами, у меня все равно не было прямых доказательств. И даже оставалась призрачная надежда, что блогеры вкладывают в марафоны время и экспертность. Но то, как цинично продюсеры описывали работу блогеров, меня поразило до глубины души. Любимые инфлюэнсеры рыдают на камеру, читают по бумажке подготовленный другими людьми материал, обходят налоги.
Типичная схема создания популярного курса выглядит так: к блогеру стучится команда молодых «продюсеров» с готовым курсом. Они все уже написали — блогер может внести в эту работу свою лепту, но делают это далеко не все. В схему также могут включить некоего эксперта-микроблогера, который делает вид, что разбирается в вопросе. Тема должна быть прибыльной, лучше всего рилсмейкерство или продюсирование. Сейчас бум на это, потому что люди не понимают, что это за профессии и как в них зарабатывают.
— Вы и раньше замечали совпадения в контенте блогеров и даже спрашивали об этом Ксению Собчак. Вы понимали, что за этим контентом стоят одни и те же люди?
— За похожим контентом блогеров стоят разные команды продюсеров, разного качества и уровня профессионализма. Они берут нарезки из интернета, книг, нанимают копирайтеров, адаптируют информацию — хорошо или плохо. Был забавный случай, когда копирайтер писал курс и ему не говорили, для какой известной личности готовится этот текст. Не только из соображений конфиденциальности, но и чтобы не запросил большую оплату. Такую историю скинули мне коллеги.
Больше всего совпадений прямо по фразам я обнаружила в марафонах Лерчек (Валерии Чекалиной) и Гусейна Гасанова. На одном из созвонов инфопродюсер высказал предположение, что над этими курсами работала одна команда.
Например, топовая фраза: «Надень маску сначала на себя, потом на ребенка». То ли она просто расхожая, то ли все инфобизнесмены ее обожают. Про «маску» говорили в курсах и Собчак, и Самойловой, и даже Блиновской.
— Люди, которые создают курсы блогерам, — кто они? Почему у них получается зарабатывать такие большие деньги?
— В большинстве своем это молодые ребята, которые подхватили тему на волне. Это несостоявшиеся блогеры или бизнесмены, выходцы из инфотренингов, заряженные идеей успешного успеха. Зарабатывай! Неважно как!
Они легко рискуют и реально верят, что делают крутое дело. Им не кажется, что они продают некачественный материал и обманывают людей театром в лице блогера. По неопытности и молодости они еще и финансово неграмотны, никогда не строили реальный бизнес, поэтому горят на налогах. Они не умеют справляться с негативом и сливаются, если покупатели подают жалобы. Но законодательство плохо защищает права покупателя инфопродуктов, поэтому у таких продюсеров все в шоколаде.
— Почему блогеры соглашаются на такое сотрудничество?
— У блогера, запускающего курс, чаще всего нет собственного бизнеса, например, производства косметики или одежды. У него очень мало рекламы от брендов, которую к тому же делать долго, тяжело и порой не очень прибыльно. А тут к нему приходят какие‑то ребята и говорят: «Ты месяц поиграешь в сторис. Мы профессионалы: дадим готовый курс, все организуем. Поделим кассу в 40 миллионов. Ты в деле?» Конечно, блогер соглашается.
Мое отношение к этому уже философское. Вопрос только: почему они не проверяют то, что продают и с кем работают? Не проверяют то, что читают по бумажке? Одинаковые тексты в прогревах — это вообще стыд. Можно хоть немного потрудиться ради тех самых 100 миллионов?
Но самыми интересными я считаю матерых инфокурсеров-миллионников, которые поставили это на масштабный поток: Лерчек, Надин Серовски, Ботановна и другие. У них уже слаженная команда и безумная касса. Но даже таких «профи» спалили продюсеры. Это я про историю Надин, которая вышла в сторис с испорченными бровями от горе-мастера, плакала на камеру, а потом запустила собственное обучение. Оказалось, что ни к какому мастеру она не ходила, а просто нарисовала себе брови углем.
— Как вы думаете, почему инфобизнес в России смог достичь таких небывалых масштабов и баснословных заработков?
— Блогеры-миллионеры создают видимость, что они просто поменяли мышление и начали зарабатывать, трудиться не надо. А легкий заработок очень манит, особенно когда инфобизнесмены давят на боли населения. Это у нас низкая зарплата, работа в офисе с днем сурка, постоянная серость в жизни без ярких впечатлений. И тут дают затравку: всего 5–10 тыс. рублей и шанс стать богатым. Почему бы и не попробовать?
— Вам много пишут люди, пострадавшие из‑за инфобизнеса. Какие истории они рассказывают? Что их толкает на покупку курсов?
— Я часто рассказываю историю про девушку, которая после курса Блиновской посадила дерево, исполняющее мечты. Всем рассказывала, что дерево растет — значит, мечты сбываются. Но на самом деле дерево засохло. Пока она не видела, муж посадил новое, чтобы жена не расстраивалась. Это скорее забавно, но были и совсем грустные эпизоды. Например, когда девушка в тяжелой жизненной ситуации купила курс Блиновской. Заряда позитива хватило на неделю, все испарилось. У нее диагностировали клиническую депрессию, из которой помогли выйти только психологи и психотерапевты с реальным лечением. Она пожалела, что потратила время и затянула с лечением. Другая и вовсе подсела на курсы, постоянно покупала один за другим, откладывая реальную жизнь и работу. Этакая иллюзия полезности и деятельности, когда на самом деле ты никак не двигаешься.
— Вы работаете в этой теме довольно давно, что вас подтолкнуло начать ею заниматься? Изменилось ли за это время ваше отношение к инфобизнесу?
— Разоблачение инфобизнеса сначала казалось забавным, потому что я хотела в шуточной форме показать людям, какую ерунду продают блогеры. Со временем я поняла масштаб заработков и обмана и очень сильно разочаровалась.
— В этом бизнесе завязаны большие деньги — не думали ли вы, что разоблачения могут обернуться для вас опасностью? Не получали ли вы угрозы?
— Я не удивлюсь, если мне будут поступать угрозы и судебные иски после этого расследования, мой канал постоянно атакуют. Все началось с разоблачения косметики, которую делали в подвалах и продавали в соцсетях. Я выяснила, что в сыворотку «ФемФаталь» добавили антибиотик, чтобы обмануть девочек, которые хотели вылечить акне, это разбирательство длилось годами. Сейчас я сужусь с врачом-мракобесом, который лечит онкологию альтернативными методами. Он требует у меня 10 миллионов — это вообще за гранью добра и зла.
— Вы утверждаете, что эпоха инфобизнеса закончилась. Это действительно так? Как изменится эта сфера?
— Конечно, инфобизнес как явление не умрет сразу, но его популярность идет на спад. Так в свое время органично отвалились гивыКоллаборация бизнеса, блогеров и профессиональных организаторов конкурсов. Совместное проведение розыгрыша подарков в социальных сетях для привлечения новой аудитории.. Сейчас это редкое явление, потому что люди перестали на них вестись.
Хороший маркер — смена деятельности блогеров. Например, Ольга Нечаева (Акуна Матата) сместила акцент с курсов на бизнес по продаже косметики. Она прекрасно понимает, что курсы — это не вечный источник денег. Александра Митрошина объявила о закрытии «Инсталогии» и желании уйти в живой бизнес и консультации. И это тоже не зря: она понимает, что хайпу пришел конец. Рынок перенасытился курсами, и люди перестают их покупать. Явление умирает в том числе и благодаря деятельности разоблачителей курсов. Возможно, нас ждет новый виток развода. Каким он будет, пока предсказать сложно.