Как мастерская High Lab Decor оформляет выставки-блокбастеры

8 мая 2023 в 15:22
На выставке «Первая позиция. Русский балет» работает специальная зона «Афиши». Ее оформлением занималась High Lab Decor, эта же мастерская создавала инсталляцию «Афиши» для выставки «Балабанов». Мы поговорили с ее основателем об этих и других проектах, процессе создания выставочных декораций и важности погружения зрителя в экспозицию.
Алексей Мельник

художник-постановщик в кино, основатель художественной мастерской High Lab Decor

Инсталляция «Афиши» на выставке «Первая позиция. Русский балет»

Петербургский Манеж

В петербургском Манеже сейчас показывают костюмы, эскизы декораций, личные вещи и фрагменты постановок, рассказывая об эволюции балета через историю страны. Среди многочисленных инсталляций, в которых бюро Planet 9 воссоздает антураж знаменитых постановок, знакомит с историей балетного костюма и образования, появилась зона «Афиши». Специально для нашего издания мастерская High Lab Decor создала три стилизованных афишных тумбы. Это своего рода точка притяжения для посетителей, которая сочетает функции фотозоны и книги с отзывами.

Алексей Мельник: «Сейчас люди стали воспринимать информацию короткими шотами, поэтому важно их вовлекать с помощью иммерсивности; превращать музейные экспонаты в единый арт-объект. И дети, и взрослые могут вынести гораздо больше информации за счет громких триггерных привязок, созданных с помощью цвета, звука и антуража. Вот, например, Эрмитаж прекрасен, это просто кладезь истории, но не каждый может пройти его за один день. Туристов можно привлекать какими‑то громкими погружающими выставками. И мы в нашей художественной мастерской как раз занимаемся реализацией таких проектов: оформлением музейных пространств, созданием инсталляций и арт-объектов, а также изготовлением декораций для театров, кино и конференций».

Инсталляция «Афиши» на выставке «Балабанов»

«Севкабель Порт»

На выставке «Балабанов», которая проходила с октября по март в «Севкабель Порту», за полное погружение в киновселенную тоже отвечало бюро Planet 9. Однако после прохождения большого и местами эмоционально сложного маршрута по всем семнадцати фильмам Алексея Балабанова посетителей встречала еще одна инсталляция — интерактивный сайнс-арт-объект от нашего издания, разработанный High Lab Decor. После просмотра экспозиции выставки мы предложили посетителям ответить себе на вопрос «Что такое счастье?». В инсталляции можно было почитать высказывания известных личностей об этом понятии, оставить маркером свое мнение и выбрать пластину того цвета, с которым ассоциируется счастье.

Алексей Мельник: «Понятие счастья у Балабанова гипертрофированное. Абстрагировавшись от повседневных мыслей, люди проходили выставку с достаточно сложным бэкграундом и выходили в интересном эмоциональном состоянии. Этим я и решил воспользоваться. В конце каждого дня мы загружали в нейросеть фотоотчет и получали уникальные по форме и расположению цветовых пятен пиксельные панно. На основании этой статистики я хочу создать в контексте какой‑нибудь другой выставки современного искусства стоп-моушен-дизайн. И показать, как менялось восприятие людей в зависимости от дня и времени, потому что выставка шла достаточно долго — пять месяцев».

Оформление выставки «Модерн в Семенцах»

Музей «Разночинный Петербург»

Небольшая выставка проходила в августе–сентябре 2022 года и была посвящена образу петербургского дома эпохи модерна. Его мастера на рубеже XIX–XX веков пропагандировали идею «красивой жизни в красивом доме». Ее и воссоздали на выставке с помощью объемных инсталляций, передав архитектурный облик исторического района города, некогда называвшегося Семенцы.

Алексей Мельник: «Мы достаточно часто работаем с этим музеем и за несколько лет немножко сломали их восприятие выставок. Года четыре назад у них была обычная развеска, а мы начали придумывать варианты погружения, и за счет этого поток зрителей у музея вырос. Например, на выставке „Модерн в Семенцах“ все стены мы оформили в виде чертежей модерновых фасадов — фантазии условного художника, который придумывает модерн. Люди сначала проходят мимо этих зарисовок, рядом с которыми экспонированы предметы, и постепенно поднимаются на мансарду — в мастерскую художника».

Оформление выставки «The Bounty Killart. Взгляд из будущего: раскопки луккского храма XXI века»

Музей «Эрарта»

The Bounty Killart — итальянский дуэт, известный ироничными скульптурами в античной стилистике на злободневные темы. Для своей первой в России выставки, которая проходила осенью 2021 года в музее «Эрарта», художники придумали легенду: в будущем, в 3115 году, археологи раскопали храм 2020-х годов и обнаружили в нем скульптуры из гипса, синтетической смолы, бронзы и искусственной керамики. Блуждая по руинам этого храма в выставочном пространстве, можно было взглянуть на современность глазами человека XXXII века.

Алексей Мельник: «Здесь основная привязка была задана художниками, нам нужно было поддержать скульптуры антуражным оформлением пространства и создать у зрителя ощущение древности через несколько тысяч лет. Поэтому мы сочетали стилистику античности — колоннады, развалины арок, сломанные валяющиеся колонны — и фантазийные элементы».

Оформление выставки «В главных ролях. Кукольные эксперименты „Союзмультфильма“»

Галерея Name Gallery

На выставке, проходящей в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума в конце 2018 года, впервые показывали настоящих Чебурашку и крокодила Гену, удава, слоненка и мартышку и других легендарных персонажей кукольных фильмов киностудии «Союзмультфильм». А также наброски, макеты, каркасы, съемочные декорации и инсталляции о секретах создания мультфильмов.

Алексей Мельник: «Наша основная задача была сделать акцент на самих экспонатах. Поэтому мы создали монохромное пространство в приятных серых цветах, задействуя подсветку и деревянные элементы, в котором куклы выглядели яркими пятнами. Также мы оформили стенд, где были представлены этапы создания игрушки. С помощью музейных экспонатов и дополнительных элементов в линейном повествовании можно было проследить, как на каркас из проволоки начинает прилепляться объем и в результате получается герой мультфильма».


— Как вы обычно придумываете свои инсталляции, арт-объекты, чем вдохновляетесь?

— При работе с выставочными проектами у нас всегда есть заданная тематика и триггерное слово от заказчика, как, например, с «Балабановым» — «счастье». Дальше мы думаем, как его визуализировать и взаимодействовать с другим контентом, представленным на выставке. Или как с выставкой «Модерн в Семенцах» — тут уже есть точная привязка к модерну, и мы уже начинаем изучать архивы, эскизы, чертежи и на базе этого придумываем визуальный образ. Когда нужно создать именно эффект погружения в эпоху, я размышляют о теме и ищу, как превратить ее в форму. Например, мы делали выставку для Разночинного музея «Хорошо в стране советской жить». И я решил создать декорацию в виде советского универмага: мраморные колонны и деление пространства на сегменты, от игрушек до бытовой техники.

— Как не переборщить с оформлением, чтобы не затмить сами экспонаты?

— Первостепенная важность всегда у экспонатов. И существуют моменты, которые довольно сложно экспонировать. Например, если нужно показать внутреннее устройство сцены театра, не обойтись без интерактивных инсталляций. И чередование их с музейными экспонатами как раз и дает это ощущение погружения.

— Как устроен процесс создания: из каких частей состоит, сколько человек в нем участвует?

— По молодости я допускал грубую ошибку, когда визуализировал что‑то красивое, а потом ломал голову, как это вообще реализовать. Набравшись опыта, я начал рисовать, уже думая и о технической составляющей. Команда, которая у нас отвечает за идею, состоит из трех человек: я и два моих партнера — театральный художник Артем Агапов и технический директор Дома радио Саша Пушкин. Втроем мы сразу и придумаем, и просчитаем, и разработаем техническую документацию. Еще у нас есть замечательный сотрудник Татьяна — театральный технолог по образованию, она параллельно с обсуждением превращает эскизы и скетчап-модели в чертежи для изготовления и передает их в нашу мастерскую.

Там у нас с годами сложился полный цикл производства, который позволяет нам ни от кого не зависеть. У нас есть фрезерные и лазерные станки, станок вакуумной формовки, сварочный и столярный цеха. И своя лаборатория 3D-печати. Мы пришли к этому в процессе работы, когда столкнулись с тем, что для создания инсталляции нужны какие‑то элементы, которых в природе нет, и просто начали печатать их под себя. На производстве работает пять постоянных прекрасных мастеров: Максим Новиков, Женя Кулакли, Даниил Худяков, Владимир Макеевский, Костя Башлыков. В зависимости от проекта привлекаем еще дополнительных людей. И у нас есть две монтажных группы: петербургская и московская.

В работе мы опираемся на компиляцию разных направлений искусства и современных технологий. Основной посыл наших проектов — сделать так, чтобы зритель и участник оформленного пространства чувствовал себя вовлеченным и становился частью этого объекта.

— Как вы продумываете интерактивное взаимодействие между зрителем и инсталляцией?

— Мы всегда создаем некий аватар зрителя в зависимости от того, к какой группе людей он относится. Когда оформляем конференции, например, это люди с определенным складом ума, которые приехали с определенной целью. И ввиду их занятости здесь хороший вариант разбросать по пространству триггерные точки, которые будут привлекать за счет инноваций — 3D-иллюзий, взаимодействия с экранами и движущихся инсталляций. Что касается выставочных пространств, здесь можно определить основной срез зрителя по возрасту или, наоборот, попытаться заинтересовать как можно больше сегментов аудитории. Так было с выставкой «Балабанов», которая охватывала разные социальные группы. И нам хотелось взаимодействовать со всеми: и с детьми, которые даже если не прочитают, смогут покрутить детали инсталляции, и со взрослыми, которые, если не хотят оставлять свое мнение, могут просто читать и разрядиться после выставки, и с активной группой людей, которые готовы выразить свои мысли после просмотра.

Расскажите друзьям