На Воробьевых горах впервые за 40 лет заработала эскалаторная галерея. Почему это важно

13 марта 2023 в 18:00
Фото: PastVu/Guaglione
В самом конце прошлого года в Москве открылась историческая эскалаторная галерея, которая закрылась в начале 1980-х, а потом долгие годы разрушалась. Проезд на ней сделали бесплатным. «Афиша Daily» рассказывает, почему это важно.

Эскалаторная галерея расположена в 150 метрах от южного вестибюля станции метро «Воробьевы горы». С ее помощью можно за полторы минуты добраться на улицу Косыгина. Теперь попасть в парковую зону, горнолыжный комплекс и на смотровую площадку на возвышенности гораздо легче. Высота подъема составляет 34 метра, что сопоставимо с десятиэтажным домом. Работает галерея по тому же графику, что и метро.

Эту модернистскую конструкцию возвели по проекту архитекторов столичной подземки Нины Алешиной и Александра Стрелкова и открыли 23 июля 1959 года — через полгода после начала работы станции «Воробьевы горы». Ею пользовались студенты МГУ, учащиеся Дворца пионеров, дети с ледянками и туристы. Вход был свободным.

Кадр из фильма «Подсолнухи» Витторио Де Сика, 1970 год. В центре — Софи Лорен (в коричневом)

В начале 1980-х под станцией метро и галереей произошло смещение грунтов, и в зданиях появились трещины. В 1983 году их закрыли на реконструкцию, но из‑за нехватки финансирования активная фаза работ началась только в 1999 году, а открыли «Воробьевы горы» в 2002-м. К тому моменту эскалаторная галерея пришла в аварийное состояние и была почти полностью разрушена, ремонтировать ее не стали. Посмотреть, как она выглядела в 2011 году, можно здесь. Долгие годы горожанам приходилось подниматься вверх пешком, что для многих было сложно, а для части людей с инвалидностью — невозможно.

О планах отремонтировать объект говорили еще в 2000-х, но тогда от них отказались «в связи со сложностью, особыми условиями и высокой стоимостью». Снова вспомнили о галерее в 2018 году, тогда Сергей Собянин заявил, что ее все же восстановят. Но, строго говоря, восстанавливать к тому моменту было уже нечего — поэтому стеклянные вестибюли, цитирующие своих предшественников, были выстроены заново. «Мы постарались максимально придерживаться того исторического проекта, который здесь был, но так как он был не совсем удачным с точки зрения реализации, мы вынуждены были пересмотреть все конструкторские и технологические решения», — отметил заместитель мэра Максим Ликсутов. Главная трудность была связана со сложной геологией и обводненной почвой. Для укрепления склона Воробьевых гор в землю вбили семь сотен свай длиной от 30 до 36 метров.

Эскалаторная галерея в 1959 году

Внутри двухэтажные здания вестибюлей облицованы мрамором и гранитом. На крыше верхнего вестибюля появилась смотровая площадка с видом на Москву-реку, стадион «Лужники» и центр города. В начале 2023 года прилегающую к галерее территорию благоустроят.

Павел Гнилорыбов

Историк города, автор канала «Архитектурные излишества»

Эскалаторная галерея на Воробьевых горах — наверное, первая в Москве попытка транспортного комплекса повернуться лицом к человеку. Если в сороковых Ленинские горы еще не были столь посещаемы, то в 1950-е годы ситуация изменилась: здесь открыли университет, спортивный кластер, Дворец пионеров на улице Косыгина, появилась смотровая площадка. Строились кварталы Юго-Запада, куда переезжали преподаватели и научные работники. На месте огородов с капустой появлялись огромные дома. Поток пассажиров увеличивался, поэтому при строительстве станции метро «Ленинские горы» (первое название станции «Воробьевы горы» — Прим. ред.) решили добавить крытую эскалаторную галерею, которая соединила бы общественные пространства с набережной. Это произошло в 1959 году.

Однако в дальнейшем, когда денег стало уже не так много, галерею забросили. Станция метро почти двадцать лет, с 1983 по 2002 год, была закрыта для пассажиров, шла реконструкция. Тема обновления и ремонта галереи витала в воздухе и будоражила медиа раз в несколько лет.

С одной стороны, уже выросло два поколения людей, в памяти которых эскалаторная галерея на Воробьевых — исключительно заброшенный объект. Все, кто мог, взяли в руки палки для шведской ходьбы, изучили тропинки лесопарка, начали пользоваться велосипедами. Однако маломобильных пассажиров возрождение галереи действительно спасает. Плюс на верхней площадке заработает ресторан со смотровой площадкой — тоже объект притяжения. Конечно, настораживает заметное оживление этого места, у меня Воробьевы всегда ассоциировались с шуршащей листвой, небольшим количеством прохожих и полутемными аллеями, а не с условным парком Горького.