Декабрь 2009 года. Сборная под руководством Гуса Хиддинка только что проиграла в стыковых матчах за право сыграть на чемпионате мира, и в телеэфире появилось расследование программы «Человек и закон», которое моментально превратило звездных тогда Аршавина, Жиркова, Акинфеева и компанию в самых ужасных людей страны. Кажется, именно тогда наш футбол начал путь по наклонной вниз.
За год до этого в РПЛ начал действовать ужесточенный вариант лимита на легионеров — на поле могли одновременно выходить только шесть иностранцев. Еще через два года чемпионат перейдет на систему «осень-весна», чем спустя какое‑то время фактически убьет футбол в провинции, — клубам станет сложнее планировать бюджет.
Даже успех на ЧМ-2018 был скорее вопреки, чем благодаря. И один из главных показателей — только один футболист из той команды перешел в топовый европейский чемпионат. Те игроки одновременно уже давно не тянули зарубежный уровень футбола и получали несоизмеримо больше своих европейских коллег.
В какой‑то момент (вплоть до сезона 2019/2020, когда заиграли) в России еще и перестали появляться молодые качественные футболисты, а сборная и клубы с трудом обновлялись. Результаты в еврокубках тоже с каждым годом ухудшались, а в нашем футболе в целом стало меньше денег — отсюда и снижение уровня легионеров, а вместе с ним и всей лиги. Даже многие центральные матчи перестали оправдывать ожидания и давать настоящее зрелище.
Действительно, как болельщику поддерживать свою команду, если сегодня она есть, а в следующем сезоне она перестает существовать? Или если она играет домашние матчи в другом городе, как это было совсем недавно с «Тамбовом», который базировался где угодно, но только не в Тамбове?
Отсутствие внятной стратегии развития самого футбола и интереса к нему привело его туда, где он есть сегодня. Даже если бы наши клубы не отстранили от еврокубков, им бы пришлось играть в отборочных раундах с командами отнюдь не слабее. И если не так давно мы метили на шестое место в таблице коэффициентов УЕФАОпределяет количество клубов, представляющих страну, и начало их выступления в еврокубках., то сегодня мы уже пропустили вперед Австрию и Шотландию, а в этом сезоне (даже участвуя в матчах) — скорее всего, упали бы еще ниже и оказались бы позади уже Чехии и Норвегии. Поэтому даже без отстранения мест в еврокубках становилось бы все меньше, соперники — все сильнее, а результаты — хуже.
Нашим футболом уже давно движут лозунги, а не внятные и аргументированные действия. И тут нельзя обойти стороной Fan ID — меру, которая не только убрала с трибун главных потребителей — фанатов, — но и сделала практически невозможным поход на футбол в качестве досуга.
Но даже без паспорта болельщика зрителей не то чтобы прибавлялось. На стадионах нет сопутствующих атрибутов: разнообразия еды на фуд-кортах, внятной развлекательной программы до матча и комфортных условий — зимой могут не пустить на трибуну со стаканом только что купленного в буфете чая. Да и уровень не тот, чтобы терпеть ради него все это.
Можно сколько угодно говорить, что наш футбол изменился и деградировал после 24 февраля, но дело не в отстранении клубов и сборной и не в массовом отъезде легионеров — мы давно катились по наклонной и, кажется, достигли дна. Сможем ли мы от него оттолкнуться — вот главная интрига.