Судье Чеботареву разбили лицо за спорный пенальти
Самый громкий и известный скандал, связанный с действиями арбитра, случился 24 марта 1996 года. «Динамо» принимало в Москве действующего чемпиона, «Аланию».
Бело-голубые вели 1:0, но на 45-й минуте арбитр Юрий Чеботарев назначил в ворота «Динамо» пенальти, хотя явного нарушения со стороны защитника не было. «Алания» забила с точки, и матч завершился вничью. Но все самое главное происходило уже после финального свистка.
По разным версиям, Чеботарева ударил либо врач команды, либо кто‑то из активных болельщиков, присутствовавших в раздевалке.
Толстых рассказывал, что еще в перерыве матча обращался к арбитру по поводу назначенного пенальти, на что Чеботарев ответил: «Николай Александрович, моя ошибка. Не волнуйтесь, во втором тайме обеспечу вам нужный результат». В 2019 в интервью он назовет тот матч договорным: «Договорились на 1:1. Я помог „Алании“, и за это меня побили? Нет. Во-первых, сыграли вничью. Во-вторых, после матча люди из „Алании“ рассказали: футболистам „Динамо“ дали бабки. Не всей команде — нескольким игрокам. Толстых предвидел такое, предупреждал своих перед игрой: не дай бог. Не углядел. А крайним оказался я».
Матч «Дин-Газа» и ЦСКА собирались переиграть, разбирательства дошли даже до ФИФА
25 мая 1995 года в шестом туре «Динамо-Газовик» принимал ЦСКА. В обоюдоострой игре преуспел тюменский клуб — 2:0. Матч же запомнился двумя незасчитанными голами ЦСКА и громким скандалом.
Сначала Владимир Лебедь забил из пределов штрафной, но мяч не засчитали из‑за офсайда. Уже во втором тайме все тот же Лебедь снова отличился, но гол снова не засчитали. Игроки ЦСКА окружили линейного арбитра и даже выбили у него из рук флажок, но тщетно.
После матча ЦСКА договорился посмотреть спорные эпизоды с инспектором матча. «Моменты оказались слишком спорными, и (редкий случай) инспектор вместе с арбитрами отправился в местную телекомпанию „Паралакс“, дабы рассмотреть эпизоды на профессиональной аппаратуре. После долгих прокруток видеозаписи пришли к мнению, что в первом случае положения „вне игры“ не было, а во втором Лебедь все же находился в офсайде», — так об этом писал «Спорт-Экспресс».
Просматривали, кстати, не телевизионную съемку — второй гол Лебедя на нее вообще не попал — а пленку, снятую видеооператором «армейцев».
После матча ЦСКА подал протест на судейство и выдвинул требование переиграть встречу. Судейский комитет признал, что оба гола Владимира Лебедя были забиты по правилам, но в переигровке отказал.
Повторный матч назначили на 8 июля, но от него пришлось отказаться — вмешалась ФИФА. Тогдашний генсек организации Йозеф Блаттер писал в РФС: «Даже если одна из команд очевидно была поставлена в проигрышное положение из‑за ошибочных действий судей на линиях, этот аргумент никак не может служить основанием для аннулирования результата матча. Вы должны понять, что ФИФА никогда не потерпит никаких переигровок, за исключением совершенно специфических ситуаций, вызванных причинами иного порядка».
Результат остался в силе, а вот арбитров того матча пожизненно отстранили от работы.
В Первой лиге судью били прямо на поле — добивались нужного решения
12 мая 1997 года в Элисте местный «Уралан» играл против читинского «Локомотива». После сильного удара вратаря «железнодорожников» мяч оказывается в противоположной штрафной и после нескольких рикошетов оказывается в воротах.
Главный арбитр показывает на центр, но игроки «Уралана» просят посоветоваться с лайнсменом. После столпотворения на бровке, в котором принимали участие уже и стражи правопорядка, взятие ворот все же отменили.
Через некоторое время Трубников назначает пенальти в ворота «Локомотива». Читинские футболисты уже знают, как действовать против арбитра, поэтому устремляются в погоню за ним, отвешивая на ходу тумаки. После акцентированного удара по голове от кого‑то из «железнодорожников» Трубников отменяет пенальти — от ворот.
Любопытно, что все решения принимались в пользу гостевой команды, а «Уралан» все равно выиграл — 2:1.