Разбор

Ад, о котором мечтают велосипедисты: где и зачем смотреть легендарную гонку Париж — Рубе

15 апреля 2022 в 15:54
В воскресенье пройдет 119-я в истории велогонка Париж — Рубе. Главный редактор Gruppetto.ru Салим Макеев рассказал, почему гонка считается легендарной, а победить на ней мечтает каждый велогонщик.

Тур де Франс длиною в день

Наверняка почти все слышали о Тур де Франс — самой престижной велогонке мира. Тур де Франс — один из трех гранд-туров. Гранд-тур — веломногодневка, которая продолжается 21 этап и проходит больше трех недель. Но в шоссейном велоспорте есть еще одна категория гонок, которая пользуется почти такой же популярностью, как гранд-туры. Это так называемые монументальные классики.

Монументальные классики — самые престижные однодневные гонки мира. Всего их пять, самая популярная из них Париж — Рубе. Можно считать, что Париж — Рубе — аналог Тур де Франс, тем более обе гонки проходят в одной стране. Париж — Рубе в один из воскресных дней апреля, Тур де Франс продолжается почти весь июль.

В чем вся суть?

Брусчатые участки — главная особенность Париж — Рубе, сделавшая гонку исключительной. Во Франции эти участки брусчатки называют pave (паве).

Современная версия гонки продолжается около 250 километров. Первая половина дистанции проходит почти полностью по асфальту, все самое интересное начинается потом. На второй части пути участникам необходимо преодолеть около 30 участков паве. В общей сложности гонщики преодолевают по брусчатке примерно 50 километров.

Брусчатка встречается и на других велогонках, но на Париж — Рубе она уникальная. Камни крупные, между ними большие зазоры, ехать очень тяжело и неудобно.

В соседней Бельгии много гонок с брусчаткой, но они стали популярны за счет брусчатых холмов. Во Франции брусчатка более разбитая и сложная, зато преодолевается по равнине.

Гонка стартует в северном пригороде Парижа Компьене, а финиширует на велотреке «Велодром Андрэ-Петрио», который был открыт в 1936 году. Победителю вручают приз в виде статуэтки с гигантским булыжником.

Брусчатку оценивают, как гостиницы и рестораны

Брусчатка в Аренбергском лесу

У гостиниц есть привычный рейтинг (бывают пятизвездочными, четырехзвездочными и т. д.), та же система оценки действует и на Париж — Рубе. Организаторы ранжируют каждый участок паве по степени сложности. Самые сложные получают пять звезд, чуть более простые четыре и т. д.

Учитываются два главных критерия: протяженность участка и состояние брусчатки на нем. Сейчас на Париж — Рубе три максимально сложных сектора, которые получили пять звезд: Аренберг, Монс-ан-Певель и Карфур де л’Арбр. Это длинные участки, на которых брусчатка самого низкого качества, с большими зазорами между булыжниками, ехать по ней на шоссейном велосипеде максимально сложно.

Северный ад

Париж — Рубе имеет множество прозвищ, самые популярные из них: Северный ад и Королева классик. Со вторым прозвищем все понятно без лишних слов, а вот с первым чуть сложнее.

Многие считают, что гонку называют Северным адом из‑за тяжелых условий, в которых она проходит. На брусчатке участников сильно трясет, поднимается пыль, которая оседает на велоформе и коже. На финиш в Рубе гонщики добираются грязными.

Париж — Рубе действительно очень тяжелая гонка, но прозвище Северный ад она получила не совсем за это.

В 1919 году, когда закончилась Первая мировая война, организаторы классики и журналисты решили проехать гонку, чтобы проверить, насколько ее маршрут пострадал из‑за боевых действий. Картина оказалась настолько ужасной, что ее сравнили с адом. После этого Париж — Рубе и стали называть Северным адом. Это прозвище закрепилось на многие десятилетия и актуально в наши дни.

Как зарождалась легенда

Первая Париж — Рубе состоялась в 1896 году. Не удивляйтесь, почти все самые престижные велогонки имеют многолетнюю историю, некоторые из них появились еще в XIX веке.

В 1895-м два предпринимателя-текстильщика Теодор Вьенн и Морис Перес построили велосипедный трек в городе Рубе, на северо-востоке Франции, практически на границе с Бельгией. После этого Вьенн и Перес загорелись идеей проведения велогонки, которая начнется в Париже, а закончится на их треке в Рубе.

Париж — Рубе, 1900 год

Полностью взять организацию в свои руки Вьенн и Перес не могли, поэтому они обратились за помощью в газету Le Velo — крупнейшее спортивное издание Франции тех лет.

Предприниматели написали письмо директору Le Velo Полю Руссо, в котором предложили маршрут в 280 километров и гарантированный гонорар победителю в тысячу франков. Гонку планировалось провести в день католической Пасхи, за четыре недели до велогонки Бордо — Париж, появившейся на пять лет раньше Париж — Рубе.

Идея новой гонки понравилась Руссо. Директор Le Velo поручил работу над проектом редактору раздела велоспорта Виктору Брейеру. Он добрался до Амьена на автомобиле, а потом пересел на велосипед и поехал в Рубе. До приграничного города Брейер добрался очень уставшим и вымотанным. Ему показалось, что дистанция с многочисленными брусчатыми дорогами окажется слишком сложной для велогонщиков, но во время вечернего застолья Вьен и Перес убедили его в обратном.

В день Пасхи первую Париж — Рубе провести не удалось. Точная причина неизвестна, но большинство историков считают, что против была католическая церковь.

Первая Париж — Рубе прошла 19 апреля 1896 года, через две недели после Пасхи. Выиграл гонку немец Йозеф Фишер. В следующий раз другой гонщик из Германии победит на «Королеве классик» через 119 лет. В 1897 году гонку все-таки сумели организовать в день Пасхи.

Гонка вовсе могла исчезнуть

Брусчатка в маршруте гонки изначально не была оригинальной идеей организаторов. Просто в конце XIX — начале XX века добраться из Парижа в Рубе по асфальту было невозможно, такова была специфика дорог в то время.

После окончания Второй мировой войны началось массовое асфальтирование дорог в Европе. Организаторы Париж — Рубе столкнулись с проблемой — без паве маршрут мог стать слишком простым, а гонка могла потерять свою популярность.

На замену старым участкам, которые оказались асфальтированными, приходилось искать новые. Активно мешали этому мэры мелких городов, которые считали личным оскорблением тот факт, что маршрут Париж — Рубе проходит по территориям их населенных пунктов. Для них это означало, что они не справляются со своими обязанностями.

Легендарный участок в аренбергском лесу попал в маршрут гонки благодаря знаменитому французскому велогонщику Жану Стаблински. После завершения карьеры Стаблински работал шахтером на местной шахте, поэтому прекрасно знал этот сектор паве.

Пятизвездочный Карфур де л’Арбр для гонки нашел директор организации Les Amis de Paris–Roubaix Ален Бернар. «Друзья Париж — Рубе» (так в переводе с французского звучит название организации) занимается охраной брусчатых участков и ежегодно готовит их к гонке. Так, чтобы маршрут оставался сложным, но при этом пригодным для участников.

Раньше Les de Amis de Paris приходилось даже защищать паве от мародеров. Бельгийские болельщики часто забирали с собой камни с брусчатых участков просто в качестве сувениров.

В настоящее время спасать Северный ад уже не нужно. Руководители местных муниципалитетов прекрасно понимают, какое значение имеют сектора брусчатки для болельщиков всего мира. Речи об их асфальтировании никто не ведет.

Женская Париж — Рубе

В прошлом году случилось историческое событие — впервые прошла женская версия Париж — Рубе. Участницы проехали 116 километров, брусчатки у них тоже было меньше, чем у мужчин, но этого хватило, чтобы прочувствовать все прелести Северного ада. Гонку выиграла британка Элизабет Дейгнан, которая проехала в одиночестве почти все секторы паве.

В последние годы Международный союз велосипедистов (UCI) наконец начал активно развивать женский шоссейный велоспорт. Появляются женские версии знаменитых гонок, которые ранее были только мужскими, а трансляции чаще показывают по ТВ.

Знаменитая душевая на велотреке в Рубе. На стенах кабинок установлены таблички с именами победителей гонки

Скандалы и трагедия Париж — Рубе

За более чем столетнюю историю Париж — Рубе на гонке произошло большое количество скандалов, неоднозначных событий и судейских решений. В одном из случаев отметился даже один из российских гонщиков.

В 2006 году на последних километрах лидировал знаменитый швейцарский гонщик Фабиан Канчеллара, а его ближайшими преследователями были бельгийцы Лейф Хосте, Петер ван Петегем и россиянин Владимир Гусев.

Примерно за 10 километров до финиша гонщики пересекали железнодорожные пути. Канчеллара успел проскочить до того момента, как опустился шлагбаум, а вот Хосте, ван Петегему и Гусеву повезло меньше. Они приехали к путям в тот момент, когда шлагбаум уже преградил дорогу, но поезд все еще не появился. Тройка преследователей решила на обращать внимание на шлагбаум и все-таки пересекла железную дорогу. Канчеллару так и не догнали, Гусев финишировал четвертым, но его дисквалифицировали вместе с Хосте и ван Петегемом.

В самой ситуации нет ничего удивительного: маршрут Париж — Рубе пересекает железнодорожные пути, но обычно это происходит задолго до финиша, и участники дисциплинированно останавливаются.

Чего не случалось на Северном аду, так это трагических случаев… Не случалось более 120 лет, до 2018 года.

Четыре года назад прямо во время гонки у молодого бельгийца Михаэля Голартса остановилось сердце, он не вписался в поворот и рухнул на землю. Голартса доставили в больницу, но спасти ему жизнь не удалось.

В дождь гонка еще эпичнее

С особенным интересом болельщики велоспорта ждут дождевых версий Париж — Рубе. В таких условиях гонка становится еще интереснее.

В XXI веке Северный ад проходил под дождем всего два раза. В 2002 году убедительную победу одержал бельгийский гонщик Йохан Мюзеув. За четыре года до этого гонщик упал на секторе паве в Аренбергском лесу и получил тяжелейшую травму, речь даже шла о возможной ампутации ноги.

Третьим на той дождевой Париж — Рубе финишировал совсем молодой Том Бонен, который в дальнейшем победит на этой классике четыре раза.

Следующую дождевую Королеву классик пришлось ждать аж 19 лет. В 2021 году из‑за пандемии гонку сдвинули на 3 октября. В этот день шел дождь, который подарил всем зрителям непередаваемые эмоции. Париж — Рубе получилась особенно драматичной: долгое время лидировал итальянец Джанни Москон, но в решающий момент ему сначала понадобилась замена велосипеда, а потом он просто не справился с тяжелой дистанцией и упал. Победу же одержал итальянец Сонни Колбрелли, который вел себя невероятно эмоционально после финиша — сначала поднял над головой велосипед, а потом долго лежал на газоне в середине трека в Рубе.

Лотерея, в которой хочется участвовать

Из года в год многие гонщики негодуют из‑за того, что большое значение на Париж — Рубе имеет элемент случайности. Кто‑то из участников может быть в очень хорошей форме, но многочисленные проколы колес и другие механические проблемы способны испортить им гонку. Проколы на Париж — Рубе случаются из‑за слишком разбитой брусчатки.

Из‑за статусности и легендарности гонки участникам приходится мириться с тем, что на Париж — Рубе им может не везти. Все равно они с большим удовольствием приезжают на брусчатку северо-востока Франции.

Легендарными стали слова голландца Тео де Роя, сказанные в 1985 году. Де Рой имел хорошие шансы на высокое место, но упал и сошел с гонки. Весь покрытый грязью он сел в машину, когда к нему подошел журналист.

«Эта гонка — полный бред. Ты работаешь, как животное. У тебя нет времени, чтобы остановиться, приходится мочиться в велоформу. Едешь вот так по грязи, скользишь. Это полное дерьмо», — сказал гонщик.

После этого журналист спросил у де Роя, собирается ли он вернуться на Париж — Рубе в следующем году. Де Рой сразу же ответил: «Конечно, это самая красивая гонка в мире».

Бельгийцы в топе

Самые успешные гонщики в истории Париж — Рубе — бельгийцы. Это связано с тем, что в Бельгии безумно популярны именно однодневные гонки, которые для местных болельщиков важнее многодневок. Особенно это касается Фландрии — той части Бельгии, которая говорит на нидерландском языке.

Том Бонен, четырехкратный победитель Париж — Рубе

Бельгийские гонщики выиграли 57 гонок «Париж — Рубе» из 118. Французы побеждали 28 раз, итальянцы — 14.

По четыре раза побеждали бельгийцы Роже де Фламинк и Том Бонен. По три раза первыми финишировали бельгийцы Гастон Ребри, Рик ван Лой, Эдди Меркс, Йохан Мюзеув, француз Октав Лапиз, итальянец Франческо Мозер и швейцарец Фабиан Канчеллара.

Гонщики из России поднимались на пьедестал всего один раз. В 2003 году третьим на трек в Рубе приехал трехкратный олимпийский чемпион и нынешний президент Федерации велосипедного спорта России Вячеслав Екимов.

Тур де Франс пользуется славой Париж — Рубе

Однодневная гонка стала настолько популярной, что в XXI веке в маршрут Тур де Франс стали довольно часто включать этапы с брусчатыми участками Париж — Рубе.

В 2014 году этап с брусчаткой имел большое значение в распределении мест в общем зачете. Действующий победитель гонки Крис Фрум упал и сошел с гонки, а вот итальянский гонщик Винченцо Нибали выступил на участках паве просто великолепно: на брусчатке он получил большое преимущество над своими основными соперниками и в дальнейшем одержал уверенную победу в общем зачете.

В 2022-м на одном из этапов Тура снова используют брусчатку. Гонщики ждут этот день с тревогой, а болельщики с нетерпением.

Испытание не только для гонщиков

Северный ад — испытание не только для участников, но и для их велосипедов. Каждая команда гордится тем, что ее гонщики проехали дистанцию без большого количества поломок и проколов. Об этом обязательно сообщается в социальных сетях.

Проехать Париж — Рубе без серьезных приключений — гордость для любого велобренда. Можно считать, что гонка является своеобразной ярмаркой велосипедов и компонентов к ним, особенно покрышек. Местом для оригинальных технических решений.

Одна из крупнейших компаний, которая производит велосипеды, даже назвала линейку своих байков Roubaix.

Почему Париж — Рубе стала такой популярной?

Формула успеха Париж — Рубе очень проста. Гонка стала легендарной и будет еще долго оставаться такой благодаря своему уникальному маршруту. Ни одного тяжелого подъема по пути из Парижа в Рубе участники не преодолевают, но они и не нужны. Все дело в брусчатке.

Правильным и дальновидным оказалось решение находить новые участки брусчатки на смену старым, принятое несколько десятилетий назад. Если бы Париж — Рубе стала гонкой, которая идет только по асфальту, у нее бы сейчас не было такой славы.

По всей Европе организаторы ищут свою оригинальную фишку, которая позволит выстрелить новой однодневной гонке, идя по стопам Северного ада. Большие перспективы в этом плане у итальянской Страде Бьянке, на которой вместо брусчатки есть несколько сложных гравийных секторов.

Выиграть Париж — Рубе — значит навсегда вписать свое имя в историю велоспорта. Около 250 километров, 30 участков брусчатки, шесть часов, и ты — легенда.

За кем следить?

Победить на Париж — Рубе может практически любой сильный гонщик, но основных фаворитов в этом году три: Матье ван дер Пул, Ваут ван Арт и Мадс Педерсен.

Нидерландец Матье ван дер Пул — четырехкратный чемпион мира по велокроссу, успешно выступающий и на шоссе. В этом году он уже становился победителем еще одной престижной однодневки — Тура Фландрии. Бельгиец Ваут ван Арт трижды становился чемпионом мира по велокроссу, а также завоевал серебро на Олимпиаде в Токио в шоссейной групповой гонке. Датчанин Мадс Педерсен — чемпион мира на шоссе 2019 года.

Матье ван дер Пул

Где и как смотреть?

Гонка пройдет в воскресенье 17 апреля, старт — в 12:15 по московскому времени. На преодоление 257 километров гонщикам понадобится около 6 часов.

После ухода Eurosport с российского рынка официальной трансляции с комментариями на русском языке не будет. Но посмотреть гонку можно, если у вас есть оплаченная подписка на Eurosport Player (например, если вы платили на год вперед).

Бесплатно посмотреть Париж — Рубе можно на австралийском канале SBS (для этого понадобится VPN-сервис с австралийским IP-адресом) и бельгийском Sporza (для этого понадобится VPN-сервис с бельгийским IP-адресом).

В Москве гонку можно будет посмотреть в баре «Сосна и Липа» с 15:00.

Расскажите друзьям
Читайте также