Документальный фильм «Королева баскетбола» победил в номинации «Лучший документальный короткометражный фильм». В центре истории — баскетболистка Люси Харрис-Стюарт. Рассказываем подробнее о фильме и феноменальной спортсменке.

Сорок пять лет назад в доме баскетболистки Люси Харрис зазвонил телефон. Голос на другом конце провода сообщил, что она будет выбрана на драфте НБА и сможет присоединиться к клубу «Нью-Орлеан Джаз» (ныне «Юта Джаз» — Прим. ред.). Этот звонок мог изменить историю баскетбола.

«Многие никогда не слышали о ней. Почему, несмотря на удивительные достижения, мы не знаем ее истории? Наверное, потому, что это афроамериканка из глубинки в Миссисипи, — говорит режиссер картины Бен Праудфут. — Этот фильм должен помочь каждому американцу узнать ее имя».

Интервью спортсменки длилось одиннадцать часов, а в итоге стало оскароносным 22-минутным фильмом.

Была звездой в колледже, ей принадлежит уникальное достижение на Олимпиаде

Люси выросла на ферме в Миссисипи вместе с десятью братьями и сестрами. После занятий в школе они всей семьей собирали хлопок, чтобы заработать на жизнь.

Харрис любила баскетбол с ранних лет. «Когда я ложилась спать, то накрывала себя одеялом вместе с телевизором и смотрела, как играют Билл Расселл, Уилт Чемберлен, Карим [Абдул-Джаббар] и мой любимый Оскар Робертсон. Мама постоянно говорила: „Ложись спать, тебе рано вставать в школу“. — „Окей, мама“, — говорила я и смотрела дальше», — рассказывает баскетболистка о своем детстве.

Люси делала первые успехи в баскетболе уже в школе — неоднократно признавалась лучшим игроком штата и конференции.

«Однажды я набрала за матч 40 очков — больше, чем вся команда соперников», — вспоминает она.

После школы Харрис поступила в скромный Университет Дельты, где под руководством «матери женского баскетбола» Маргарет Уэйд стала звездой национального масштаба. С ее помощью команда «Леди Стейтсмен» трижды подряд — с 1975 по 1977 год включительно — становилась чемпионом США среди университетов. Домашние матчи команды регулярно посещали 4500 зрителей, а на выездные игры девушки (в отличие от мужчин) отправлялись на самолете.

У Харрис феноменальная статистика: за четыре года она выиграла 109 матчей, проиграв всего в шести.

Люси принадлежат пятнадцать рекордов университета, а в сезоне 1977 года она стала первой обладательницей Кубка Хонды-Бродерика — награды лучшей спортсменке-студентке США.

В 1976 году Харрис была в составе сборной США на первом в истории женском баскетбольном турнире на Олимпиаде. Ей же принадлежит уникальное достижение: она забросила первый мяч в истории женских олимпийских турниров. «Это рекорд, который никогда не будет побит», — говорит она в фильме. Сборная тогда завоевала серебряную медаль, уступив в финале команде СССР.

Не сыграла в НБА из‑за беременности и страдала биполярным расстройством

10 июня 1977 года Люси Харрис была выбрана на драфте НБА клубом «Нью-Орлеан Джаз» и стала первой женщиной, которая могла сыграть в лиге. За восемь лет до этого «Сан-Франциско Уорриорз» (ныне «Голден Стейт Уорриорз». — Прим. ред.) приглашал Дениз Лонг, но лига заблокировала переход, поэтому первой женщиной в НБА стала именно Харрис.

Люси выбрали под 137-м номером, позади нее оказались 33 игрока-мужчины, а на две позиции выше — Кейтлин (в то время Брюс) Дженнер, олимпийский чемпион 1976 года в двоеборье, не игравший в баскетбол со времен старшей школы.

На момент приглашения в мужскую профессиональную команду Харрис только вышла замуж и якобы ждала ребенка — именно поэтому отказалась присоединиться к «Джазу». В фильме же она говорит, что подозревала, что вся эта история не больше чем пиар. В этом в том числе признавался и генеральный менеджер «Джаза» Льюис Шаффель.

Еще одна возможная причина — нежелание соревноваться с мужчинами. Дело в том, что в то время не существовало женской профессиональной лиги, поэтому единственным выходом продолжить карьеру была игра в клубе НБА против мужчин. «Мне казалось, что я недостаточно хороша для этого», — говорит она в фильме. Однако те, кто помнит баскетбол того времени, говорят, что «Джаз» в то время был настолько плох, что Люси вполне могла принести пользу той команде.

Блестящая студенческая карьера Харрис, к сожалению, не получила продолжения на профессиональном уровне. Люси столкнулась и с ментальными проблемами.

«У меня биполярное расстройство. Оно не проявлялась до тех пор, пока я не перестала играть», — внезапно говорит она в фильме.

«Я поняла, что у меня нет работы и мне нужно как‑то зарабатывать на жизнь. Я решила стать тренером», — продолжает Люси. Все это происходило в Техасе: сначала она отыграла один сезон за «Хьюстон Энджелс» в новообразованной WBA, а затем тренировала команду Университета Южного Техаса. «Но я поняла, что не хочу быть там, и решила вернуться домой», — говорит Харрис. После этого она работала в своей родной школе в Миссисипи.

В 1992 году Люси Харрис вместе с Нерой Уайт стали первыми женщинами, включенными в Зал славы баскетбола.

У Люси четверо детей, она говорит, что они и являются причиной, почему она не жалеет, что не продолжила профессиональную карьеру.

«Я прошла большой путь в баскетболе. Возможно, если бы я продолжила играть, мир бы узнал мое имя. Если бы я была мужчиной, мне бы было легче сделать карьеру в баскетболе, я бы добилась большего», — говорит она.

Харрис скоропостижно скончалась 18 января этого года в возрасте 66 лет в родном Миссисипи.

Подробности по теме
«Среди слышащих мне становится одиноко»: на «Оскар» номинирован фильм о глухом футболисте
«Среди слышащих мне становится одиноко»: на «Оскар» номинирован фильм о глухом футболисте