Комментатор «Матч ТВ»
Как в ближайшем будущем изменятся спортивные трансляции?
Прямо сейчас не так много предпосылок для того, чтобы спортивные трансляции как‑то серьезно изменились. Если взять обозримое прошлое, например, 20 лет, то мы увидим, что спортивные трансляции и репортажи системно не претерпели фактически никаких изменений. Все-таки это довольно консервативный жанр.
Что касается ближайшего будущего, то уже набирают ход две основные тенденции. Первая — просмотр футбола в виде стрима. Такое уже можно наблюдать на ютьюб-канале Василия Уткина: люди собираются и в прямом эфире просто болтают под матч. Это делают площадки, у которых нет возможности показывать картинку. У «Матч Премьер» сейчас есть похожий формат: ведущий с гостями в студии смотрят матч и постоянно звонят кому‑то еще, чтобы обменяться мнениями. Сам матч при этом идет как некий фон.
Вторая тенденция, о которой уже много раз говорили, — что в спортивные и, в частности, футбольные комментаторы придут люди, которые с футболом мало связаны и которые не будут рассказывать про тактику, которые не будут знать футболистов, их бэкграунд, статистику и так далее, а будут просто развлекать.
Даже тот факт, что Дмитрий Губерниев, не являясь футбольным комментатором, а просто таким спортивным шоуменом, стал самым цитируемым спортивным журналистом 2021 года, наверное, о чем‑то говорит. Более того, большинство из его цитат как раз о футболе.
В будущем зрителю вообще нужен будет комментатор?
Да. Самое распространенное заблуждение, что профессия комментатора умрет. Комментатор нужен не как носитель информации, а как собеседник, как человек, с которым зритель заочно спорит.
Поэтому информация от комментаторов в проброс — статистическая или историческая — это нормальная миссия, которая тоже укладывается в режим диалога со зрителем. Профессионализм комментатора будет состоять в том числе в балансе между этой информацией, отсылками к истории и умением общаться со зрителем, провоцировать его где‑то, спорить с ним заочно. Okko ввел режим просмотра матча без комментатора, и им пользуются не больше 2% зрителей. То есть те люди, которые в комментариях пишут: «Я выключил звук, да сколько уже можно слушать этого идиота», — лукавят.
Социальные сети в будущем будут участвовать в показе спорта?
Американские лиги уже сейчас задают тон: в тиктоке и инстаграме уже есть нарезки лучших моментов игрового дня в баскетболе или хоккее. В будущем в социальных сетях еще больше будет дробиться спортивный контент, можно будет обратиться к матчу в интересующих ракурсах. Например, вот вы включили матч по ходу первого тайма и хотите быстро узнать, какие моменты вы упустили, — у вас будет такая возможность. Но бродкастеры и люди, которые непосредственно управляют трансляциями, должны быть готовы к тому, что аудитория будет повышать запросы к этой фрагментарности контента. Придется создавать его в режиме реального времени и максимально быстро.
Уже давно ходят разговоры, что молодежь не смотрит футбол все 90 минут и нужно что‑то менять. Это так?
Какие‑то социологические опросы наверняка об этом говорят, но я только что вернулся из Англии, где пробыл 10 дней, посетил 4 матча и скажу вам, что детей на футболе с папами и мамами очень много. Как бы мир ни ускорялся, мне кажется, что Англию эта проблема никак не затронет, пока есть некая преемственность и атмосфера на стадионах.
Да, говорят, что 45-минутный тайм — это долго и неинтересно, но прямо сейчас мы точно не увидим переход на 30-минутный футбольный тайм, это возможно через условные 10 лет. Флорентино Перес, который говорил об этом в контексте создания Суперлиги, действительно заглянул в будущее, потому что футбол должен меняться, но не завтра и не послезавтра.
Если так серьезно вырастет качество трансляций, изменится ли как‑то поход на стадион?
Эмоции похода на стадион ни с чем не сравнимы. Вы идете не просто посмотреть футбол, а еще и погрузиться в атмосферу, в антураж. Поэтому этот ритуал нельзя отменить — и никакой телевизор это не заменит. Это как театр: посмотреть спектакль живьем или по телевизору. Да, может, крупные планы по телевизору будут выразительнее, но театр есть театр, поэтому такие вещи еще долго будут оставаться незыблемыми.
Как стриминговые сервисы повлияют на показ футбола?
Принципиальной разницы между стримингом и телевидением нет. Стриминговые площадки уже вступают в конкуренцию с классическими вещателями. Английскую премьер-лигу уже сейчас показывает Amazon, который выкупил несколько туров целиком для показа на своей площадке. Благодаря этому права на трансляции уже стоят дороже. И это прекрасно для всех: качество трансляции будет повышаться, лиги и клубы будут получать больше денег и смогут развиваться. Зрителю придется платить больше, но сама индустрия останется только в выигрыше.
Но есть важная системная деталь относительно стриминговых площадок: они не смогут эксплуатировать свое главное преимущество — смотрю, когда хочу. Если сериал или фильм действительно можно запустить в любое удобное время, остановить и затем начать просмотр с того же места, то с матчем так не получится — например, «Ливерпуль» играет в 18.00, и смотреть матч придется в 18.00. Любой спорт привязан к времени начала соревнований, зрителю в любом случае придется планировать свое время. Другое дело, что у стриминговых платформ чуть больше мультимедийных возможностей, и можно рассчитывать, что сразу после матча вы получите обзор лучших моментов или что‑то подобное.
А что в России будет с платным показом футбола?
Это замкнутый круг, к сожалению, потому что никто так в нормальном бизнес-исполнении и не реализовал идею платного спорта. Когда‑то этим занимался НТВ+, но там были очень серьезные маркетинговые проблемы, постоянно менялись руководители и никто так и не смог выстроить продажу платного футбола. Поэтому нет четкого ответа: российский футбол вообще способен окупаться за счет зрительской базы, абонентской платы, или нет.
И еще подмешивается такая составляющая: в России нет частных клубов фактически, и поэтому это клубы, которые принадлежат госкорпорациям, а госкорпорации заинтересованы в своих нюансах показа — скорее бесплатном, чем платном. Поэтому сейчас ситуация такая, что есть платные платформы, где показывается большинство матчей, а есть общедоступный «Матч ТВ», который показывает, там, 1–2 игры в общем доступе. Наверное, вот этот баланс — он будет сохраняться.
Когда есть общедоступный спортивный канал, который так или иначе будет показывать российский футбол, это наносит определенный урон перспективам платного показа. Все равно люди скорее будут цепляться за общедоступные трансляции, и им этого будет хватать. А платить еще за дополнительные шесть матчей тура РПЛ вряд ли будут.