Спортивная документалка — опасный жанр. Главная опасность — вместо попытки представить объективную и исчерпывающую картину успеха атлета (или команды) удариться в ретушь образа и сотворение легенды. К сожалению, этого не избежал и фильм «Шумахер».
Первая проблема картины — спорный подход к биографии гонщика и выбору сцен и сюжетов. Тут стоит отметить, что фильм был создан при содействии его семьи и менеджмента. Благодаря этому картина содержит много архивных кадров — как гоночных, так и семейных (вторых больше). Многие из этих кадров зритель видит впервые: в этом заключается и ценность фильма, и одна из ключевых его проблем. Хронометраж фильма набит умилительными сценами: вот Михаэль плачет на пресс-конференции, вспоминая погибшего Айртона Сенну. Вот он нянчится с детьми. Вот он веселится в компании гонщика команды McLaren Дэвида Култхарда.
Такие кадры — ценный клад для фанатов семикратного. Другое дело, что они отнимают много времени и лишают зрителя возможности узнать побольше о карьере и спортивных методах Михаэля. Во многом из‑за этого нарратив получается скомканным и неравномерным.
Логичнее всего было бы озаглавить ленту «Шумахер: путь к славе»: значительная часть фильма посвящена его дебюту, ранним годам и двум чемпионствам (1994 и 1995) в команде Bennetton, а также первым сезонам в Ferrari. Больше всего хронометража картины уделено тому, как Шумахер с 1996 по 2000 год возвращал итальянскую команду с 3–4-го мест в кубке конструкторов на былые вершины, а сам страдал без титулов.
Однако самый успешный период Михаэля, когда с 2000 по 2004 год он завоевал пять чемпионств подряд, в картине изображен радикально сжато и скомканно. После подробного рассказа о впервые выигранной битве 2000 года с Микой Хаккиненом (главным конкурентом Шуми в конце 90-х, чемпионом «Формулы-1» в 1998–99 годах) фильм будто ставит на кнопку перемотки и отбрасывает сразу в 2006 год, когда Михаэль объявил об уходе из автоспорта.
Именно эти пять лет — зенит карьеры Михаэля Шумахера. Это эпоха его тотальной гегемонии в Формуле-1: в сезоне-2002 «красный барон» вообще не вылезал с подиума, а пару лет спустя выиграл 13 гонок из 18. Игнорировать эти пять лет — значит вычеркнуть из истории Михаэля самые золотые страницы и не рассказать, каким образом и на каком фоне ковались эти победы — и фон был не всегда ажурный.
В этой связи мы подходим ко второй проблеме картины — это чересчур осветленный образ Михаэля Шумахера. Его помогла создать слишком удачная подборка кадров. Вот Шумахер с комом в горле говорит о смерти Айртона Сенны. Вот жена, сын и бывшие коллеги пилота вспоминают о нем только хорошее. Вот «красный барон» толкает вдохновляющую мотивационную речь о том, что никогда не нужно сдаваться.
Меж тем фильм не концентрирует внимание либо вовсе умалчивает о спорных страницах в биографии Шумахера. Например, первое чемпионство Михаэля. В финальной гонке сезона-1994 пилот специально припечатал к стене своего конкурента за чемпионство Деймона Хилла из Williams. Не самый красивый поступок позволил сохранить статус кво по очкам и принес Шумахеру титул. Фильм аккуратно (если не сказать боязливо) воздерживается от оценки этого эпизода — рассказчик словно разводит руками и констатирует: это гонки, это спорт.
Примечательно, что спикером по этой теме привлекли лишь самого Деймона Хилла, одного из самых корректных и интеллигентных пилотов в истории «Формулы». Он дал уклончивый ответ: «Как бы я поступил в такой ситуации? Я не знаю».
Как не услышите других подробностей того, каким образом порой ковались победы Михаэля. У этих историй не всегда был белый оттенок. За бортом остался скандальный эпизод на Гран-при Австрии в 2002 году, когда лидировавший в гонке напарник Шумахера в команде Ferrari Рубенс Баррикелло по приказу из боксов притормозил и уступил Михаэля вперед, чтобы тот набрал больше очков и оторвался от конкурентов за чемпионство. Также рассказчики фильма обошли вниманием гонку в Монако в 2006 году, когда Шумахер специально перегородил соперникам часть трассы в квалификации, чтобы гарантированно стартовать с первого места.
Несправедливо снисходительно в фильме обходятся и с другими гонщиками. Например, Шумахера здесь представляют как главного конкурента Айртона Сенны за чемпионство и величие и рисуют их принципиальное противостояние. Однако напрямую за титул немец и бразилец никогда не боролись: в 1993 году Сенна вел битву с Аленом Простом, а годом ранее никакой битвы не было и вовсе — Найджел Мэнселл вынес всех в одну калитку. Ни Прост, ни Мэнселл здесь практически не упоминаются.
Но главная проблема — фильм ничего не сообщает о спортивных методах Михаэля и о том, что обеспечивало ему этот успех. Из картины вы не узнаете о тонкостях и хитростях стиля пилотажа «красного барона». О способах борьбы с конкурентами. О неоднозначном с точки зрения регламента болиде Benetton 1994 года. А главное — о том, кто и как помог Михаэлю добраться до вершины. Жан Тодт (экс-босс Ferrari) и Росс Браун (бывший глава техдепартамента команды) представлены в картине как рукоплескающая свита, но именно они — соавторы главных успехов в жизни Шумахера. Не оценена по достоинству и роль оруженосца Михаэля — Рубенса Баррикелло. Он согласился на роль второго пилота и терпел унизительные перфомансы вроде Австрии-2002 и всеми силами помогал команде работать на Шумахера.
«Шумахер» совершенно точно обрадует старых фанатов Михаэля убойной дозой ностальгии, архивными семейными кадрами и одами во славу семикратного. Но просто любопытствующему зрителю, захотевшему узнать о легенде побольше, картину смотреть бесполезно: он толком ничего не узнает о Шумахере-спортсмене и о том, как он стал семикратным чемпионом «Формулы-1».