С тех пор как Гран-тур вошел в жизненный канон образованного европейца, Рим наводнен английскими баронетами и немецкими книгочеями, но русский путешественник только начал подступаться к Вечному городу. Как пишет обжившийся в папской столице Гоголь, соотечественники «бранят Рим за то, что в нем нет отелей и магазинов, таких как в Париже, и кардиналы не дают балов», но вот уже здесь снял мастерскую Карл Брюллов, зимует с семейством граф Строганов, а недавно заехал — и остался доволен цесаревич Александр Николаевич. Вот 10 советов, чтобы с умом провести тут и неделю, и месяц.
Тщательно выбирайте наряд, планируя прогулку к Испанской лестнице
Начните знакомство с городом с построенной на деньги французского посла Гефье Испанской лестницы, центра иностранной жизни Рима: вокруг сплошь лондонские и парижские моды, трактиры и постоялые дворы. На ступенях торгуют хорошенькие цветочницы, которых вербуют в натурщицы заезжие живописцы, выше — холм Пинчо, главное место для светского променада. Возьмите коляску для прогулки и любезно раскланивайтесь с новыми знакомыми. Если хотите засвидетельствовать почтение Гоголю, поднявшись по лестнице, сверните направо на Via Sistina — скорее всего, увидите его в окне второго этажа.
Обзаведитесь гидом-чичероне
Побродите по поросшему травой и кустарником Колизею — буйство зелени на бывшей арене таково, что впору писать по ней ботанический справочник. Авантюрные натуры утверждают, что здесь надо непременно оказаться лунной ночью, но благоразумный человек назначать в Колизее предрассветные свидания не будет — с наступлением темноты в развалинах часто орудуют разбойники. Для осмотра прочих римских руин — Форумов, дворцов на Палатинском холме, бань Каракаллы — наймите гида-чичероне, который будет травить легенды об императорах и гладиаторах.
Добейтесь приглашения в салон княгини Зинаиды Волконской
В апартаментах Волконской в палаццо Поли, что у знаменитого фонтана Треви, на спектакли и чтения собирается весь цвет русского Рима. В гостях у княгини бывают Вяземский, Жуковский, Глинка, Тургенев, экстравагантная графиня Юлия Самойлова, возлюбленная Карла Брюллова, и сам Брюллов, а заодно есть шанс быть представленным интересным иностранцам: Стендалю, Гюго или Адаму Мицкевичу. Те, кто произвел хорошее впечатление на хозяйку, получают приглашение на ее виллу у Латеранского собора: там можно осмотреть прекрасную библиотеку и прогуляться по саду с Аллеей воспоминаний, на которой Волконская установила стелы в память о дорогих ее сердцу друзьях: Пушкине, Карамзине, Вальтере Скотте.
Запланируйте визит к пенсионерам
Побывав в салонах, принимайтесь за обход мастерских живописцев — в Риме обосновалось немало пенсионеров (золотых медалистов, премированных поездкой за границу) Императорской академии художеств. В комнатах в переулке Вантаджио, к примеру, петербуржец Александр Иванов уже какой год пишет «Явление Христа народу». Кумир Иванова, немец Овербек, так популярен, что его адрес указан во всех путеводителях. Свою мастерскую в палаццо Ченчи он обыкновенно открывает по воскресеньям, встречая посетителей в бархатном платье на средневековый манер и малиновом берете — зрелище весьма любопытное.
Заведите привычку завтракать и ужинать на улице Кондотти
Выпейте кофе в облюбованном художниками и литераторами Caffè Greco на улице Кондотти, с мыслью, что, возможно, именно за этим столиком сидел сам Байрон. Если вы в Риме надолго, богемный жест — сделать «Греко» своим адресом для корреспонденции: будет лишний повод зайти. Ужинать заведено по соседству, в траттории Lepre: в «Зайце» предложат меню из пятисот с лишним блюд, не считая десертов, и свежие сплетни из Петербурга. На хорошем счету и трактир Falcon у Пантеона: Гоголь хвалит жареную баранину и вишневую кростату.
Для пущего упоения римской жизнью не забывайте о смерти
Поразмышляйте о вечном на протестантском кладбище на окраине города — рядом с античной пирамидой, мавзолеем Гая Цестия, упокоились великие английские романтики: Джон Китс, скончавшийся от чахотки в доме у Испанской лестницы, и Перси Биши Шелли, утонувший в заливе под Ливорно. Для еще более острого ощущения memento mori спуститесь в крипту капуцинской церкви Санта-Мария-делла-Кончеционе, украшенную костями и черепами сотен монахов, — макабрический декор высоко оценил маркиз де Сад.
Осмотрите росписи Микеланджело и Рафаэлевы Станцы
Обойдите собор Святого Петра, величие которого потрясает настолько, что неудивительно, что многие русские в папской столице обращаются в римскую веру. Аттракцион для смелых — прогулка по неогороженному карнизу купола. На осмотр главных сокровищ дворца понтификов — росписей Микеланджело в Сикстинской капелле и Рафаэлевых Станц — лучше выделить отдельный день, тем более что там вечно толпятся художники, делающие копии фресок.
Выбирайте сувениры с умом
Накупите сувениров. Только имейте в виду, что античные статуэтки и камеи, которые вам попытаются всучить в антикварных лавках, скорее всего, подделки: все лучшее уже скупили кардиналы, римская знать и богатые англичане. Сосредоточьтесь на гравюрах и модных вещицах из стеклянной мозаики (самые изысканные табакерки и броши происходят из ателье мозаичиста Джакомо Рафаэлли и его учеников), а на подлинные римские мраморы сходите посмотреть в палаццо Консерватори на Капитолии — первый публичный музей мира, открытый в 1734 году.
Подышите свежим воздухом
Выберитесь на романтическую загородную прогулку. Верное направление — Аппиева дорога с ее вереницей древних гробниц, христианских катакомб и средневековых башен. Для пущего эффекта перед вылазкой можно перечитать нужные отрывки из «Итальянского путешествия» Гете и «Паломничества Чайльд-Гарольда» Байрона, но и без них легко вообразить, как по этим булыжникам маршировали легионы, а римские аристократы предавались безделью на своих виллах. В жаркий день утешит поездка в Тиволи — к каскадам и фонтанам на вилле кардинала дʼЭсте, по легенде, вдохновившей Петра I на обустройство Петергофа.
Постарайтесь застать уличные гулянья
Окажитесь в центре какого-нибудь городского празднества, благо римляне обожают гулянья с музыкой и иллюминацией. Апофеоз веселья — многодневный февральский карнавал с кутерьмой масок и скачками неоседланных коней на улице Корсо, а на католическую Пасху нельзя пропустить традиционные фейерверки над замком Святого Ангела: шоу с огненными колесницами и вихрями придумал Микеланджело, а усовершенствовал Бернини.